Весть к Лаодикии  
 
 
СодержаниеПубликацииИсследованияПодкасты
Добро пожаловать!

Свидетельство
Передовица
Публикации
Тематический разбор Священного Писания
Библиотека
Опросник
Нужно ли совершенство для жизни с Богом в Небесном Царстве?
     
     
 
 
Добавлено недавно
Популярные
Неслучайный выбор
Приспособленность верующих к открытому свету и сведение познания о Боге к некой форме, превращает в предание живую истину... и это происходит, независимо от доктрин церкви.
/Цитата из письма/

ПСИХОАНАЛИЗ ПО АП. ПАВЛУ Печать E-mail
Автор Андрей МИШИН   
31.01.2007 г.

Отцом-основателем психоанализа, как известно, считается Зигмунд Фрейд. Но известно ли вам, что многие открытые им законы уже были когда-то озвучены в Библии? Прежде чем доктор Фрейд предложил свое видение психосоциальной модели человека, известный всему миру богослов и апостол уже описал структуру человеческой души, охарактеризовав ряд духовных проблем, возникающих во внутреннем мире человека, которые Фрейд так и не смог решить.

Мы не станем подробно останавливаться на ошибочной философии доктора Фрейда, а лишь сравним его теорию с представлениями ап. Павла в той части, где это касается благочестия христианина и решения его духовных проблем.

Посмотрим, что представляет собой личность по Павлу. Вот, что он пишет в своем письме верующим Фессалоники: «Сам же Бог мира да освятит вас всецело, и всё ваше естество, дух и душа и тело, да будет безупречно соблюдено в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фесс.5:23 пер. Кассиана). Схематично изобразим данную модель, представив самого человека в виде круга (это позволит нам в дальнейшем сравнить ее с другими моделями) (Рис.1).

Рис.1
Рис.1   

Данная структура не имеет ничего общего с моделью Фрейда, хотя и напоминает ее внешне. Что в данном контексте представляет каждый ее элемент? Давайте разберем. В послании к Ефесской церкви Павел призывает верующих «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего» (Еф.4:22,23). Следовательно, духом в предложенной модели будет разум, сознание человека и его мысли. Душой человека являются его чувства, эмоциональное состояние, его настроение. Это отчетливо видно из слов Иисуса в день Его распятия: «душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Матф.26:38). А теперь – тело. Под телом подразумеваются не только физические потребности и здоровье человека, но прежде всего то, что он делает своими членами, его поведение и поступки. Как говорит тот же ап. Павел: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать [их] членами блудницы? Да не будет!» (1Кор.6:15). Сейчас мы разобрали только строение человеческой личности, совсем не касаясь того, что ее наполняет. А теперь пришло время поговорить о внутреннем мире человека.

Апостол так характеризует духовные переживания личности. Он определяет всю духовную жизнь человека в противоборстве сил духа и плоти. «Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:17). Изобразим это на другой схеме (Рис.2).

Рис.2
Рис.2   

Итак, что представляет собой в данном контексте дух? «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мар.14:38). Дух – это духовный настрой человека, идея, а также его воля и целеустремленность (т.е. в данном случае мы имеем дело уже с другим понятием слова «дух», отличным от того, которое было представлено в первой схеме). «Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим.8:12,13). А тогда плоть – это инстинкты, желания, потребности и вожделения человека. И эти вожделения могут быть не только телесными в прямом значении этого слова. Павел, перечисляя человеческие пороки, относит к делам плоти не только физические, но и духовные грехи, такие как гордость, зависть, ревность и т.д. (Гал.5:20; 1Кор.3:3,4). Таким образом, понятие дел плоти предстает нам в более широком значении, чем просто плотские утехи, а именно, как любое проявление личности, не продиктованное высшим предназначением человека и его духовным смыслом (Мф.16:23).

Теперь возникает следующий вопрос: как соотносятся друг с другом строение человеческой личности и модель его духовной жизни? Попробуем совместить две предыдущие схемы (Рис.3).

Рис.3
Рис.3   

Таким образом, дух, душа и тело человека, представляют собой арену борьбы для духа и плоти. Т.е. такие составляющие, как мысли, чувства, дела человека попадают под влияние духовной или плотской идеи и соответствующего им настроя. В результате победа духа во всех проявлениях личности или, наоборот, обладание плоти в мыслях, чувствах и делах человека будет зависеть только от его личного выбора, от того, на что человек будет ориентирован.

К победе над собой мы еще вернемся, а пока остановимся на том, что ни тело, ни разум человека, а также его чувства не являются греховными или порочными сами по себе. Будут ли они святыми или нечистыми зависит только от того, какая идея их наполняет, духовная или человеческая, плотская. Бесспорно, человек имеет врожденные склонности к пороку, как написано: «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов.14:4). Но греховными дела, чувства и мысли человека можно будет назвать только тогда, когда он сознательно уступит влечению плотской идеи под давлением собственных желаний.

Независимо от собственного влечения, у человека всегда имеется альтернатива в выборе доброго пути. Пример такой победы над плотью показал нам Иисус Христос. Будучи рожден от Марии, и находясь под давлением человеческой наследственности, Иисус имел те же склонности к греху, что и у всех обычных людей, но при этом Он не запятнал Свой разум мечтами о земных радостях, не осквернил вожделениями Свои чувства и не совершил никакого греха, Он оставался чистым и непорочным до конца.

В чем заключался секрет Его победы? Господь ни раз говорил: «дух бодр, плоть же немощна» (Матф.26:41). Он призывал Своих последователей все время бодрствовать. Какое это имеет значение в торжестве духа над плотью? А такое, что до тех пор, пока человек живет идеей о Божьем Царстве, «всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Матф.4:4), он побеждает плоть. Но если он не имеет этого духовного настроя, то его попытки сопротивления греху будут тщетны. «Говорю же, духом ходите и желание плоти нет не совершите» (Гал.5:16 подстр.пер.).

Способом, который предлагает Христос, можно победить не только сон, но и голод, и вообще любую страсть. В мире есть пословица: «влюбленные часов не наблюдают». Захватывать идея может не только влюбленных, но и творческих деятелей, а также людей увлеченных работой. Они могут забывать обо всем, когда упорно стремятся к достижению своей цели. И это все земные примеры того, какое место в мыслях, сердце и делах занимает настрой человека, его дух. А у верующих людей их центральной идеей должен быть Сам Бог. Для этого последователи Иисуса Христа должны быть увлечены Богом, всецело Ему посвящены.

Возвращаясь к схеме борьбы духа и плоти, мы можем сказать, что упорядочить мысли, выровнять чувства и организовать наши дела, может лишь наш духовный настрой на Бога и на Его слово. Чтобы пребывать в Боге, каждому последователю Иисуса Христа следует, подобно приемнику, настроится на нужную духовную волну, что потребует со стороны человека немало усилий, прежде, чем он достигнет этого состояния. Но эти усилия будут направлены уже не на сдерживание греха и не на подавление собственных желаний, а на отречение от жизни для себя и на предпочтение духовных целей. Таким образом, борьба духа и плоти не ищет способа сосуществования личных целей человека с высшими нравственными ценностями, а ставит вопрос о перемене его смысла жизни, при котором «плоть» лишена права на существование и подлежит осуждению.

Если учесть тот факт, что к понятию плоти относится и бессознательное состояние человека, то приведенную выше схему можно сравнить с моделью Фрейда. Учитывая всю библейскую терминологию, она могла бы выглядеть вот так. (Рис.4)

Рис.4
Рис.4   

По Фрейду человек оказывается «запертым» между нравственными установками и собственными сознательными и бессознательными потребностями и желаниями. По его мнению, такое противоречие «надо» и «хочу» неразрешимо, что будет всегда приводить к внутреннему напряжению и являться причиной нервных срывов и физических расстройств. И действительно, чем больше человек пытается оказывать влияние на самого себя, тем больше, ввиду растущего давления, растет желание его задавленных физических и эмоциональных потребностей вырваться «на свободу». Таким образом, контроль мыслей порождает «оговорки», сдерживание чувств чревато «взрывом» раздражения и негодования, а ущемление аппетитов тела – к проблемам со здоровьем и ухудшению общего самочувствия. Как вариант облегчения этого состояния и нейтрализации уже накопленного напряжения, Фрейд предлагает терапию – «очищающие» беседы врача-психоаналитика со своим пациентом. Но поскольку не устраняется сама причина его внутренних разногласий, «больной» постоянно будет нуждаться в услугах «доктора», такого, как Фрейд.

Несмотря на всю беспомощность теории Фрейда в решении духовных проблем, в частности, в борьбе с грехом, многие христиане, зная или не зная того, до сих пор живут по описанной выше модели. Они борются с проявлением греха в своих мыслях, чувствах и делах, оставляя без внимания собственный плотской настрой на развлечения, земное благополучие и удовлетворение своих потребностей. Каким же образом они рассчитывают воздерживаться от дурных мыслей, чувств и поступков, когда живут земными ценностями и стремятся к целям, которые ставит для них этот мир? Разве можно допустить, что человек, обложивший себя съестными изысками, сможет воздерживаться, глядя на это? Удивительно ли будет, что он станет нервничать, когда станет ограничивать себя, пытаясь продолжать свою диету? Так и любой верующий человек, живущий миром, никогда не сможет устоять в искушении. Ограничение станет для него бессмысленной пыткой, которую он будет не в состоянии перенести.

Божий путь, в отличие от модели Фрейда, представляет собой не создание видимости образцового характера, не представление окружающего мира для себя в ином свете, а смену самих идеалов человека, разрушение его земных ценностей и замену смысла жизни. Борьба духа и плоти – это война противоположных по смыслу целей и идей, а не ограничение человека в его возможностях. Например, чтобы раз и навсегда избавиться от страха за свою жизнь или свое имущество, не нужно пытаться обезопасить себя, не нужно также бороться со страхом и себя успокаивать, наоборот, следует распрощаться со своим богатством или здоровьем, предоставив все Господу, в готовности принять от Него самое худшее. А чтобы никогда не возвращаться к склокам и ссорам в семье, человеку нужно навсегда исключить себя и близких ему людей из своего смысла жизни, поставив в центр своего существования Бога. Это сделать совсем не просто, но лишь после того, как человек «похоронит» свою любовь, он обретет покой и долгожданную свободу в жизни с Богом. И побежден будет грех навеки. А почему это произойдет? Потому что будет устранена его причина – «плоть» человека, его себялюбие.

Несмотря на то, что подход ап. Павла предлагает реальную свободу от духовного недуга, имя которому – грех, никто не спешит заявлять об этом знании и не практикует его в своей жизни. Почему?

Причин тут может быть две. Самая первая – человек любит грех, и не желает с ним расставаться. Ему нравится забавлять себя яствами, потворствовать своему аппетиту, он стремится к человеческой славе, ему нравится любить земной любовью и быть любимым, он хочет быть в центре внимания, а Бог ему нужен лишь для реализации своих целей. Поэтому он ищет любые пути, чтобы удержать у себя накопленные им человеческие ценности. Он начинает придумывать альтернативные, порой, даже невероятные пути очищения от греха, которые ведут только к лицемерию, и все ради того, чтобы сохранить свою сегодняшнюю жизнь.

Другая причина – социальная. То, что предлагает Бог, многим просто невыгодно, в особенности, для Церкви. Потому что пока есть грех, Церковь имеет власть над народом. С победой над плотью она приобретет много святых, но потеряет прибыль. Поэтому для руководства выгодно оставаться в неведении по этому вопросу или рассказывать «сказку про белого бычка». В этом смысле, позиция Фрейда становится для них более привлекательна: зачем кардинально менять свою жизнь, когда можно периодически просить прощения у Бога? Но такой подход никогда не мог решить проблемы. Поэтому неудивительно, что в качестве очистительной «терапии» Церковью был введен обряд гласного исповедания грехов. А в качестве «лекаря» души выступал, отнюдь, не Христос, а священнослужитель.

Безвыходность положения, при котором человек пытается проконтролировать свои чувства и дела, отметил еще ап. Павел. В 7 главе своего письма к Римлянам он описывает личный отрицательный опыт, когда его греховные желания вопреки умственным установкам берут верх над нравственными ценностями. При этом он восклицает: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:24). Но уже вначале восьмой главы (очень странно, но разбиение послания Павла на главы в синодальном переводе затрудняет его понимание) он указывает на выход из этой проблемы. Он пишет об основополагающем принципе, благодаря которому человек обретает свободу от себя и от греха: «ведь закон (принцип) духа жизни в Христе Иисусе освободил тебя от закона (принципа) греха и смерти» (Рим.8:2 подстр.пер.). Таким образом, только принцип жизни для Господа открывает человеку возможность не уступать постоянно позывам своей человеческой натуры, а поставить жирную точку в проблеме под названием – грех.


Обсудить в форуме. (2 сообщений)

 
« Пред.   След. »

Ссылки по теме:
© 2024 редакция Вестник Илии e-mail  Внести свою лепту лепта