Весть к Лаодикии  
 
 
СодержаниеПубликацииИсследованияФорумПодписка!Аудиозаписи
Добро пожаловать!

Свидетельство
Передовица
Публикации
Тематический разбор Священного Писания
Библиотека
Междуречье
Особое мнение
Выдержки
Дневники
Творчество
Опросник
Обсуждение
Опросник
Кто по Писанию достоин поклонения?
     
     
 
 
Добавлено недавно
Популярные
Неслучайный выбор
Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.
Соломон, книга Притч

СВЯТИЛИЩЕ, КАК ПЛАН СПАСЕНИЯ Печать E-mail
Автор Андрей МИШИН   
04.02.2007 г.
Оглавление
СВЯТИЛИЩЕ, КАК ПЛАН СПАСЕНИЯ
ЭТАПЫ БОЖЬЕГО ПЛАНА СПАСЕНИЯ

Какое значение имеет еврейское святилище? Для чего Господь повелел построить скинию собрания, а затем храм, где люди веками совершали определенное Богом служение? Какую цель преследовал Господь, и какую роль играло святилище в Его плане спасения человечества? Из слов Христа мы видим, что не последнюю: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Иоан.4:22). Может ли спасти храм? Спас ли он тех же Иудеев, когда римский полководец Тит осадил Иерусалим? Нет. Не потому ли Господь предупреждал через пророков: "Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень» (Иер.7:4).

Храм не мог спасти человека, не могло также спасти его и храмовое служение, но это могло дать верующему знания, необходимые для его спасения. Важность Божьего святилища и служения совершаемого в нем, состояла в том, чтобы открыть человеку единственно верный путь спасения, посвятить его в Божий план спасения. Образы скинии и ее обряды – это не магические ритуалы, а теория жизни с Богом, которую мог уяснить каждый, кто наблюдал за храмовым служением и исполнял все постановления обрядового закона. Еще Соломон говорил: «Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают» (Еккл.4:17). Поэтому, приступая сегодня к беглому исследованию устройства святилища, по мере продвижения вперед будем проводить параллели со своей жизнью и проверять свой собственный план спасения на соответствие Божьему замыслу. Приступим.

Скиния собрания

Для начала посмотрим, что представляло собой место богослужения древнего Израиля. Это был огороженный двор с единственным входом, во дворе располагался прямоугольной формы шатер, собственно, само святилище, которое в свою очередь подразделялось на два отделения – «святое» и «святое-святых» (Рис.1).

Прежде чем продолжить, нам следует знать, что является прототипом скинии построенной Моисеем. Поскольку такие слова, как храм, скиния, святилище имеют множественные значения, мы можем подключить свою фантазию и начать гадать, подбирая понравившиеся варианты: может это человек? (1Кор.6:19), а может, все-таки – Бог? (Откр.21:22), а может это еще что-то, чего мы пока не знаем? Но Писание дает по этому поводу вполне исчерпывающий ответ: скиния сделана по образцу, увиденному Моисеем на горе, и является образом Небесного храма. Давайте посмотрим, как комментирует этот момент ап. Павел, говоря о Христе: «Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что [здесь] такие священники, которые по закону приносят дары, которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе» (Евр.8:4,5). «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного [устроенное], но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр.9:24).

А существует ли вообще Небесный храм? Давайте посмотрим, как об этом говорит Библия.

«Господь во святом храме Своем, Господь, – престол Его на небесах, очи Его зрят; вежды Его испытывают сынов человеческих» (Пс.10:4). «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град» (Откр.11:19). Эти примеры говорят не только о наличии храма на Небе, но также о его соответствии, хотя и не буквальном, земному святилищу, построенному по образу, имеющемуся на небесах. Чего нельзя сказать о другой обители, человеке, также подходящего под определение храма.

Если скиния – это слабое отражение Небесного храма, тогда чем является сам храм?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, в первую очередь, для чего был создан земной храм? Для чего туда приходили люди? Чем была обоснована ревность Иисуса, когда он выгнал из храма продающих и покупающих, «и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Матф.21:13)? Земной храм являлся местом поклонения Богу, а Небесный – остается этим местом поклонения по сей день, и будет являться им в будущем (Откр.7:15; Ис.66:23). Поскольку все творение Божье материально и заключено в пространстве, оно должно иметь место поклонения во времени, которое есть – суббота, и место поклонения в пространстве – Божий храм.

У всего творения в материальном мире имеется центр, а центром самой вселенной является Божий престол, а соответственно и храм, в котором этот престол находится. Если человек является эгоистом, который не желает меняться, то он будет считать себя центром вселенной, а значит, и в качестве Божьего храма станет рассматривать также себя. И, наверное, уже не просто, как обитель для Святого Духа, но также и место своего поклонения. Так Соломон, в построенном им храме для бога Молоха, мог служить только Молоху. Никто из сынов Израилевых не мог совершать служение Богу в том месте, где они жили (Суд.8:27), а должны были идти на поклонение в храм Божий в Иерусалим (Втор.12:11). Аналогично, лишь находясь духом на Небе, в храме Бога, пред Его престолом, можно поклоняться и служить Господу, а, считая себя Божьим храмом в значении Небесного святилища, можно поклоняться только себе.

Как мы уже говорили ранее, спасает человека не храм, а Тот, Кому он поклоняется в этом храме. Но, как мы могли убедиться, от места поклонения зависит и то, кому мы кланяемся. Будем об этом помнить, когда станем выбирать место своего поклонения.

Жертвенник всесожжения

Перед входом во дворе скинии стоял жертвенник всесожжения. Итак, давайте посмотрим на образы, которые связаны с этим жертвенником. Я думаю, никто не станет спорить с тем, что его рога символизируют авторитет Бога, и Его власть. А мазание этих рогов кровью жертвы за грех указывает на примирение с Богом посредством крови Иисуса Христа, – с одной стороны, а с другой – непреложность воли Бога и Его принципов. Все это нам известно. А также, наверное, известно, что жертвенник всесожжения был не только местом прощения, у которого закалывали приносимые жертвы, но еще и местом очистительного огня. Этот огонь, что зажигался Богом и горел на жертвеннике день и ночь, являлся огнем неугасимым – образ вечного огня (Матф.25:41; Мар.9:43), откуда берутся уголья для суда и огонь для фимиама (Отк.8:5).

Жертвенник всесожжения – это не только место нашего спасения, но и Божьего гнева. Только этот гнев пребывает на невинном животном, которое умирает за чужой грех. Так человек получает спасение от греха и вины, а этот эпизод из его жизни представляет собой этап искупления. Но здесь же освещена и другая возможная перспектива – пепел из под жертвенника, выносимый за стан, им в итоге станут все нечестивые. Они не нашли примирения с Богом в крови Иисуса.

Умывальник

Умывальник, который был сделан из меди с подножием из зеркал (Исх 38:8) и стоял перед входом во святое, символизирует собой Божий закон. Именно из умывальника должны были омывать руки и ноги свои священники, прежде чем войти в святое отделение святилища. Таким образом, в целом этот обряд символизирует очищение. При встрече образа с реальностью в новом завете очищение представляет собой внутреннее, духовное омовение, очищение самого сердца, результатом которого становится и внешняя чистота (Матф.23:26). В качестве характеризующего и обличающего в духовной нечистоте средства в данном случае также выступает закон (Рим.3:20; Иак.1:22-27).

Медный умывальник, как символ очищения, участвует во всех обрядах представляющих собой план спасения. Также он присутствует во всех богослужебных системах ветхого и нового заветов. В храме Соломона умывальник – это медное море, а в Откровении он представлен в виде стеклянного моря, отражающего горение вечного огня (Откр.15:2). На этом стеклянном море и стоят победившие зверя, искупленные от земли 144 тысячи, до тех пор, пока не войдут в храм на Небе.

Святое

Святое – это место в Божьем святилище до завесы, отделявшей святое-святых. Во «святом» находились хлеба предложения, семисвечный светильник и жертвенник курения. Причем, в отличие от хлебов и светильника, которые находились напротив друг друга, жертвенник курения стоял после них, отдельно, непосредственно перед самою завесою. Таким образом, мы имеем еще два этапа в Божьем плане спасения человека, которые сейчас и разберем. Но прежде, чем приступить к светильнику и хлебам предложения, следует отметить, что попасть во святое могли далеко не все. Во-первых, туда могли входить только священники, а во-вторых, только те священники, которые были очищены. Это указывает на то, что необращенный человек не может находиться в присутствии Бога на Небесах, для этого нужно возродиться духовно еще на первом этапе Божьего плана спасения и стать для Бога священником, т.е. человеком, который служит Богу (1Пет.2:9; Откр.1:6).

Хлеба и светильник

Эти предметы скинии представляют собой следующий этап – наполнение. Хлеб, как пища, с одной стороны, и свет, как освещение для зрения – с другой, все это указывает на Христа, Который должен стать духовной пищей для нашего возрастания (Иоан.6:48-58), и просвещающим светом, при котором мы будем способны видеть (Иоан.1:4,9; 11:9,10; 12:46). При этом духовное наполнение человека происходит во время его пребывания в Боге (в святилище) (Иоан.15:4; 6:56).

Важность данного этапа состоит в том, что, просто очистившись внешне и внутренне, человек не сможет принести духовного плода, для этого ему нужно наполниться любовью и жизнью от Бога. В то же время, невозможно будет наполниться Богом, пока сердце человека будет занято грехом и своей человеческой любовью, поэтому этап наполнения следует лишь за очищением.

Жертвенник курения

Этот жертвенник был предназначен для благовонных курений, у его подножия никогда не закалывали приносимые жертвы, однако жертвенником он назван не напрасно. У этого жертвенника есть рога, которые аналогично рогам жертвенника всесожжения мазали кровью. Если в первом случае мазание рогов означало примирение с Богом в искуплении грехов, то во втором – в избавлении от греха. Последнее также достигается посредством крови Иисуса (Откр.7:14), но разница в том, что люди, пришедшие пред лицо Бога, сами становятся жертвой в приятном благоухании Господу (Откр.6:9). Их молитвы сравниваются с благовонным фимиамом, возносимым пред Богом (Откр.5:8).

Жертвенник курения – это место, где происходит полное оправдание верующих в служении очищения святилища. Люди, получившие оправдание у этого жертвенника, не просто верили, но благодаря жертве Спасителя приносили плод в своей жизни. Именно они оправданы Богом и могут быть запечатлены на заключительном суде. Для живущих на земле последователей Иисуса Христа данный этап является заключительным – временем созревания их собственного плода.

Завеса

Завеса в Божьем храме отделяла «святое» от «святого-святых», таким образом, что защищала от Божьей славы священников, совершающих обряды перед Божьим лицом, с одной стороны, и являлась средством доступа к Богу – с другой. Священник, совершающий служение в скинии, не видел Бога, а «общался» только с завесой. Лишь однажды в год первосвященник входил во святое-святых. И попасть он туда мог только пройдя через завесу, так что она еще и покрывала его в момент «встречи» со славой Бога. А, когда он оказывался лицом к лицу с Богом, роль завесы выполняло курение, наполнявшее святилище густым облаком.

Таким образом, завеса выполняла двойную функцию – сохраняла людей от мгновенной смерти по причине святости Бога и была критерием доступа, то есть открывала вход во святое-святых только первосвященнику. Храм, лишившийся завесы – это свидетельство того, что Бог покинул место своего пребывания (Дан.9:27; Лук.23:45; 13:35). Завеса являлась своего рода посредником между людьми и Богом, обитающим в святилище, поэтому символизирует собой Христа, находящегося между людьми и Отцом на престоле в небесном храме (Откр.5:6). Именно через Иисуса Христа, Его плоть (земную природу), верующий имеет возможность пребывать пред Божьим лицом (Евр.10:20), иной путь – это верная гибель (Иоан.14:6).

Святое-святых

Грех вошел на землю после того, как Люцифер, используя в качестве своего медиума экзотическое животное, убедил Еву в том, что она станет подобной Богу, вкусив запретный плод. И как мы видим, его аргументация имела успех, поэтому он не оставляет своих попыток протолкнуть ту же самую идею и сегодня, только уже в другой форме. Одним из таких методов дьявола является его стремление убедить людей, что любой верующий теперь может попасть в непосредственное присутствие Божьего престола – «святое-святых». Вопреки всем прямым и косвенным свидетельствам того, что там может находиться только Христос,  некоторые верующие все же пытаются попасть на «встречу» с Богом, минуя посредничество Иисуса. Что же может ожидать их за этой «дверью»?

За завесой, как мы знаем, находился ковчег свидетельства с двумя скрижалями Божьих заповедей. Крышка ковчега была выполнена особым образом, в виде двух вылитых на ней херувимов, именно на ней являлась слава Божьего присутствия. Входя во святое-святых, первосвященник кропил пред этой крышкой кровью жертвенного животного, поэтому это место называется еще «престолом благодати» (Евр.4:16). Таким образом, крышка символизирует Божий престол, но место присутствия Бога – это не то место, где человек обретает благодать, а место заступничества Иисуса Христа за Свой народ пред Отцом и Его непреложными принципами. Оправдание в прощении исповеданных грехов человек получает уже на первом этапе у жертвенника всесожжения, и не может быть иначе, а вот оправдание за неузнанные и не исправленные грехи Христос дает человеку на основании принесенного им плода через служение у Божьего престола.

Как уже говорилось выше, в самом ковчеге, находящемся во святом-святых, лежали две каменные скрижали с Божьими заповедями. Тот, кто попадает во святое-святых, а мы сейчас говорим не об образе, но об истинном святилище на Небе, должен соответствовать всем требованиям Божьего закона и не иметь никакого греха. К сожалению, никто из людей не отвечает этим требованиям, как написано «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23), кроме одного человека – Иисуса Христа. Кроме того, за этот периметр, окруженный четырьмя херувимами, не могут попасть даже не согрешившие существа, которые не достигли совершенства. Значит ли это, что доступ туда нам будет закрыт навсегда? В Откр.21:3 мы читаем, что сам Иерусалим впоследствии станет тем святилищем, в котором будет обитать Бог с совершенными людьми. А до тех пор необходимо, «чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит.2:12,13).

Этапы целого плана

Итак, в плане, отраженном в святилище, имеются 2 этапа в оправдании человека Христом, по числу присутствующих в нем жертвенников, и 4 этапа (ступени) в освящении человека для вечной жизни. В служении Христа – это искупление, совершенное у рогов жертвенника во дворе, на нашей земле, и служение очищения (оправдания) святилища на Небе. Оба этих этапа Иисус прошел однажды, один раз в 30г., другой раз – в 1843г., и навсегда. В отличие от Спасителя, человек проходит представленные этапы постоянно, это – признание человеком своего греха для оправдания кровью Иисуса, очищение духа и сердца, наполнение Богом, а также исповедание (прославление), выраженное в принесении своего плода. Все эти 4 этапа обязательны для духовной жизни и спасения человека, и каждый новый лестничный пролет (виток) приближает его к Богу, а, следовательно, к тому состоянию, когда он уже никогда не покинет Божье святилище (Откр.11:1; 7:15; 3:12).



 
« Пред.   След. »

Ссылки по теме:
© 2018 редакция Вестник Илии e-mail  Внести свою лепту лепта