Весть к Лаодикии  
 
 
СодержаниеПубликацииИсследованияПодкасты
Добро пожаловать!

Свидетельство
Передовица
Публикации
Тематический разбор Священного Писания
Библиотека
Опросник
Победить грех можно
     
     
 
 
Добавлено недавно
Популярные
Неслучайный выбор

Не познав горечи раскаяния, невозможно почувствовать сладость прощения.

/Мысли вслух/

САМООТРЕЧЕНИЕ И ЛЮБОВЬ К СЕБЕ Печать E-mail
Автор Андрей МИШИН   
18.03.2007 г.

Любовь к себе
Любовь к себе. Что это такое?
    Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
    А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
    и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
    и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
    (Матф.5:38-41)

У мирского человека нет ни мотива, ни стимула отказываться от себя, поэтому ущемлять себя и любить другого он может исключительно ради себя. Причиной, или основанием для такой любви, в действительности, будет его тщеславие и любовь к себе. Но то, к чему призывает Своих последователей Христос – любить людей Его любовью, можно осуществить только, если любить их ради Бога. Для этого не нужно любить себя. Любовь к Богу – это основное, что отличает путь христианина от человеческого самосовершенствования.

Что же касается любви Бога к людям, то это Его бесценный дар Своему творению! Но когда человека наполняет Божья любовь, он может пребывать в иллюзии, думая, что он всех любит, как любит Бог. На самом же деле, он никого не любит, просто ему хорошо с Богом, он счастлив, и поэтому ему кажется, что он любит людей, как любит их Бог. Но это состояние эйфории со временем проходит, и тогда человеку действительно нужно учиться любить. Но лукавая человеческая натура ищет ощущений, хочет, чтобы эта любовь далась ему снова легко, отсюда – и заблуждение о «даре любви».

    Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
    В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,
    но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
    похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
    Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.
    Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
    (Иак.1:12-17)

Небесный Отец является Первопричиной и Источником истинной и совершенной любви, как написано: «кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Иоан.7:38). Но будет неверным представлять себе такого Бога, Который возьмет да и наделит нас любовью, чтобы любить ближнего. Человек должен не ждать, пока его снова станет переполнять любовь, а – «возлюбить» в ответ на любовь Бога. Он это должен сделать, чтобы пребывать в Господе и приносить много плода. Заключительный этап в плане спасения – принесение плода – и является тем моментом в жизни человека, когда он сам становится источником Божьей благодати для других людей, но это возможно только после «очищения» через невыносимо трудную любовь к ближнему.

Но часто люди путают принципиальную любовь к ближнему с разумным эгоизмом. Сразу поясню, что я имею в виду под «разумным эгоизмом». Все люди любят себя, и как следствие этого – эгоисты. Любить себя и при этом не быть эгоистом может только тот человек, который еще не стоял перед нравственным выбором – «любить себя или Бога». Такими были первые люди до тех пор, пока не сделали своего выбора в пользу эгоизма. Любили ли они себя? Слова Адама на появление жены явно указывают на это: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт.2:23). Являлось ли такое себялюбие грехом? Нет, потому что оно не вступало в противоречие с любовью к Богу. Но когда Ева принесла мужу запретные плоды, здесь Адаму следовало сделать выбор – Бог, или Ева. Он должен был, либо пожертвовать своей любовью, своей частичкой, из любви Богу, либо пожертвовать Богом в угоду себе. Очевидно, что при этом у него было только два варианта, либо пожалеть себя, либо себя возненавидеть. Если бы он выбрал Бога, отказавшись от себя и своего «хочу»,  то плодом его выбора была бы более совершенная любовь к Богу (Иак.2:21,22), но поскольку он предпочел свои желания, результатом его любви к себе стал эгоизм.

Так вот, возвращаясь к нашей теме, эгоизм бывает разный. Есть «откровенный» эгоизм, который проявляется в наглости, жадности и хамстве. А есть эгоизм скрытый, который, как правило, выдает себя за добродетель, что и является разумным эгоизмом, и «снаружи» (Матф.23:27,28) он ничем не отличается от настоящей любви. Если человек, вместо того, чтобы требовать любви к себе, сам делает ближнему то, чего он желает себе, то этим он исполняет заповедь Христа. Но если он внешне делает все то же самое, но при этом надеется, что о нем тоже когда-нибудь позаботятся, то он поступает, как разумный эгоист. В глобальном масштабе разумный эгоизм – это гуманитарная помощь развитых стран беднейшим. Для правительственных организаций такая помощь – это не акт милосердия, а политика. В результате своего участия развитые страны снимают политическую напряженность в регионах, добиваясь мира и стабильности, прежде всего для себя. А если мы внимательно приглядимся, то сможем увидеть такую же «политику» и в отношениях между людьми, только уже в более мелких масштабах.

Это, что касается прагматичного разумного эгоизма, но есть еще эгоизм эмоциональный. Человек – это общественная личность, его эмоциональные потребности дают о себе знать уже с первых страниц Бытия. А там, где потребности, обязательно будут возникать привязанности, которые когда-нибудь встанут между человеком и Богом, что, собственно, и произошло в примере с Адамом. Его привязанность к Еве легла разделяющей пропастью между ним и Богом. Зависимость человека от своих близких и стала главной причиной его грехопадения. Таким образом, каждый из нас может оказаться заложником общественных, человеческих отношений, и его «добрые дела» в этом случае будут продиктованы уже не любовью к ближнему, а собственной зависимостью. Такая греховная зависимость имеет место не только в мире, но и в церкви. С другой стороны, самый духовно деградированный человек будет способен на такие чувства и «любовь». Даже последний пьяница нуждается в коллективе, с которым он может разделить свою радость, и поэтому покупает на последние деньги бутылку, которую распивает вместе с собутыльниками. Христианские же принципы, вопреки этой позиции, призывают отречься от близких и дорогих сердцу людей, в плену у которых мы находимся, ради обретения настоящих отношений с Богом.

К моему глубокому сожалению сегодня этому не учат в церкви. Понятия о необходимости любить себя и о даре любви – это лжеучения, которые вошли в учение церкви вместе с культом семьи. Неудивительно, что при этом наши руководители ссылаются на различные учения «блудницы», которые в свою очередь позаимствованы из языческой философии. Сегодня Божий народ не исповедывает учение Иисуса Христа, а стоит вместе с миром на позициях гуманизма позднего средневековья. Вся его жизнь, как у Платона, строится на любви к самому себе, хотя и имеет своей целью – совершенство. Но попытки достичь любви обречены, т.к. избран заведомо неверный путь и цель для ее приобретения. Поэтому при всей положительности образа, конец у Лаодикии один – «извержение» (Отк.3:16).

    Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.
    Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
    И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
    (1Иоан.4:19-21)

Личные интересы человека, его любовь к себе, в реальной жизни не всегда пересекаются с любовью к невидимому Богу, в которой человек «отвергается» себя. Поэтому для очищения человека от себялюбия Господь предлагает ему иной путь, «подобный» (Матф.22:37-39) главной и наибольшей любви – любовь, теперь уже, к своему брату. Через повеление любить ближнего, как самого себя, Бог не оставляет человеку возможности любить себя, не преступая при этом Его заповеди. Господь вынуждает человека отказываться от себя, чтобы жить и действовать ради Бога. А ради себя эту заповедь, как она звучит, исполнить невозможно. Потому что мы должны ублажать не себя, а своего ближнего, причем, именно так, как хотим этого сами. При этом, если мы станем использовать это правило и все то, что мы делаем для ближнего, как прикрытие, для потакания себе, то мы ничем не будем отличаться от нечестивых сборищ, т.к. всякая греховная общность в мире основана именно на любви к себе. В этом случае будет уместно вспомнить и о так называемом «золотом правиле» Дейла Карнеги – любить, как того желают люди, чтобы быть любимыми ими.

Чем отличается «золотое правило» от разумного эгоизма? Ничем, т.к. это искаженная форма заповеди любви к ближнему, в основе которой лежит любовь к себе. А чем отличается любовь к ближнему, как к самому себе, от человеческой любви уже говорилось выше, как и о том, чем гуманизм Платона, канонизированного католической церковью, отличается от любви Иисуса Христа, Который далеко «негуманен». Но еще не было сказано, что в случае разумного эгоизма теряют силу такие духовные понятия, как любовь, грех, праведность. Они становятся пустыми словами, не имеющими ни к Богу, ни к нам непосредственного отношения. Когда отсутствует цель и не обозначено предназначение человека, границы добра и зла стираются, превращаясь в нечто размытое и неопределенное. А как можно реагировать на что-то неопределенное? Никак! Неудивительно поэтому, что, несмотря на горячие проповеди, у церкви остается теплое состояние, т.к. то, что говорится, никак никого не касается. Отвержение себя заменяется непонятным, порой даже мистическим термином смерти для греха, любовь к Богу – любовью вообще (ко всему или ничему, ведь это же дар), а причиной греха тогда уже становится не наш неправильный смысл жизни, а формальное нарушение закона, а хуже того – церковных правил. А конец у этого состояния один – услышать от Христа не слова упрека в плохом знании Писания, и не в отсутствии труда для Бога, но слова, которые будут отражать суть нашей теперешней жизни – «Я не знаю вас».

    Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
    и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
    и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
    Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
    ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
    был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
    Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
    когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
    когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
    И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
    (Матф.25:31-40)

Подводя итоги сказанному, нельзя не сказать о смысле и предназначении всех усилий человека. Любить ближнего, как самого себя, по заповеди можно исключительно ради любви к Богу, и результатом такой любви будет не всеобщее благополучие, а совершенный характер, необходимый человеку для общения с Ним. Таким образом, истинной причиной и целью любви к ближнему является любовь к Богу, а не собственное стремление к безмятежной жизни. Причиной обращения человека к Богу должна стать не его любовь к себе. Может быть, сначала, себялюбие действительно будет стимулом для переосмысления собственной жизни, как в примере с Авраамом – он поверил Богу из-за сына, которым впоследствии должен был пожертвовать. Но потом, если в мотивации человека не возобладает любовь к Богу, то и в вечности он так и будет продолжать жить для себя.

В таком случае, не является ли наше стремление к вечной жизни проявлением такой же любви к себе? Ни один нормальный человек не хочет умирать, и разве в этом есть его вина?

Действительно, в смерти нет смысла, поэтому Иисус призывает всех к жизни в Небесном Царстве. Но у человека есть своя жизнь, свой мир, своя родина… Как быть здесь?

    Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…
    (Матф.16:24)

Говоря о том, что человеку нужно быть распятым на кресте, Христос призывает Своих последователей умереть для жизни своей, а жить – для Бога (Рим.8:11). Не имеет надежды, как раз, тот, кто живет для себя, но при этом погибает для Господа. В этом случае человек теряет смысл и предназначение своей жизни, выраженных в любви к Богу, но умереть для себя ему мешает любовь к себе. Поэтому он бессмысленно существует, и в этой любви себя растлевает. «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Матф.21:43,44). Последние слова звучат, как приговор тем, кто не хочет идти на предлагаемое «самоубийство» и «цепляется» за свою жизнь, «ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Матф.16:25).

К счастью и гармонии стремится каждый человек, в том числе и эгоист. Люди могут иметь разные идеалы, но в любом случае, счастливым хочет быть каждый. Пусть это не у всех получается, и все попытки эгоиста достичь счастья обречены, но каждый человек страстно этого желает. Совсем другое дело, что далеко не каждый выбирает правильный путь для достижения своего счастья. Люди, которые выбрали путь Люцифера, а не тот, что определил для них Бог, в какой-то степени находят то, что ищут. Пусть на короткое время, но они получают то удовлетворение, которое имела Ева, когда предлагала Адаму запретный плод. Причем, любой эгоист находит это удовлетворение в чем-то своем, кто – в знаниях (тщеславии), кто – в семье, а кто – в угождении своим аппетитам, и каждый из них стремится быть счастливым без Бога по-своему. Нам тоже, может быть, ничего из этого не чуждо, и мы, как верующие, стремимся достичь точно такого же человеческого счастья, но уже с Богом. В итоге мы используем Бога для воплощения и увековечения своих эгоистичных желаний. Но мы сильно обманываемся, рассчитывая со всеми своими мечтами и «сокровищами» войти в вечную жизнь. Если каждый из нас не научится сегодня жить для Бога, собственно, для чего мы и созданы, и не обретет своего счастья в любви к Господу, то он будет непригоден для вечности. В том и состоит приготовление человека к Небесному Царству, что он должен не учиться «любить жизнь», а полностью поменять свои ориентиры; направить все свои силы, мысли и чувства не на поиск своего личного удовлетворения и счастья, а на то, чтобы посвятить себя любви к Богу. И только с такой любовью он будет по-настоящему свободен и счастлив в Господе.

Обсудить в форуме. (2 сообщений)

 
Ссылки по теме:
© 2024 редакция Вестник Илии e-mail  Внести свою лепту лепта