Весть к Лаодикии  
 
 
СодержаниеПубликацииИсследованияФорумПодписка!Аудиозаписи
Добро пожаловать!

Свидетельство
Передовица
Публикации
Тематический разбор Священного Писания
Библиотека
Междуречье
Особое мнение
Выдержки
Дневники
Творчество
Опросник
Обсуждение
Анкетирование
Для чего Господь сотворил человека?
     
     
 
 
Добавлено недавно
Популярные
Неслучайный выбор
Начинается все именно с заповедей... и закон - суть детоводитель ко Христу.
/Цитата из письма/

ЭМАНСИПАЦИЯ ИЛИ ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД? Печать E-mail
Автор Андрей МИШИН   
21.05.2007 г.
Ева и змей
    После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать,
    и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов,
    и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.
    (Лук.8:1-3)

Какое место отведено женщине в служении Богу? Евангелие от Луки повествует нам об участии женщин в жизни и служении Иисуса Христа. И этот вклад слабого пола в Божье дело имел, отнюдь, не малое значение. Женщины, разделившие долю Апостолов в принятии Божьей благодати, оказывали материальную поддержку странствующему Учителю и Его ученикам, как мы читали об этом выше, а также заботились о их физическом благополучии, как это делала Марфа (Лук.10:38-42). Но всегда ли роль женщины ограничивалась долей помощницы и прислуги?

Перелистав страницы земной жизни Иисуса  Христа назад, к моменту, когда младенец Иисус еще не был рожден, мы увидим Елисавету, мать Иоанна Крестителя, которая Духом Святым благословила Марию и плод ее чрева. Сама роль матери имеет огромную роль в передачи доброй наследственности и в воспитании Божьих детей, но кроме этого Елисавета выступает еще в роли пророчицы. Существуют ли еще примеры, где женщина участвует в судьбе Божьего народа не только, как жена и мать? Конечно! Один из таких примеров – Девора, пророчица и судья Израиля (Суд.4:4). Несмотря на то, что она была женой, и наверняка еще и матерью своих детей, ее отличало решительность и мужество, которого не было даже у мужчин, глав общества. То же самое можно сказать и о мужестве Иаили, заманившей Сисару, врага Израиля, в свой дом и пробившей висок его колом, когда он спал (Суд.4:17-21). Таким образом, священная история учит нас, что и через женщин Господь может совершать Свое великое дело, особенно, когда к этому не готовы мужчины (Суд.4:6-9).

Но при этом не нужно забывать, что именно через женщину грех вошел в мир. Павел в письме к Тимофею пишет: «не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1Тим.2:14). В чем же состоит этот позор женщины, этакое «клеймо», которое не могут смыть с нее тысячелетия? Давайте разберемся.

Обратимся к первым главам Библии и посмотрим, в чем состояло обольщение Евы, и каковы были его причины.

    Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
    И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
    только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
    И сказал змей жене: нет, не умрете,
    но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
    И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
    (Быт.3:1-6)

Обратим свое внимание на то, что Ева не испытывала физического голода, когда потянулась к запретному плоду. Ее прельщал не ароматный запах непознанных плодов, не праздное женское любопытство, а вполне определенная цель, ясно сформулированная змеем – это знания, дающие ей преимущество быть выше и значимее, чем она была раньше. А почему падение Евы вообще произошло? В чем причина того, что уговоры змея возымели такую силу над сердцем первой женщины? Чего недоставало Еве в созданном Богом Едемском саду? Разве ей не хватало вкусной и разнообразной пищи? Разве она не имела любимого человека? Или ей нечем было заняться, что она пошла бродить без мужа по саду в поисках приключений?

Отвечая на эти вопросы мы вновь обратимся к письму ап. Павла к Тимофею. Он говорит: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева» (1Тим.2:13). Вернемся опять в Едемский сад и прочитаем, что было до того, как грех непослушания разделил человека с Богом.

    Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
    И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
    И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
    И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
    И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
    (Быт.2:19-23)

Адам, как первый сотворенный человек, чувствовал себя, конечно, одиноко среди неравных ему, бессловесных животных. Ему хотелось увидеть такое существо, с которым он мог бы разделить свои чувства на сотворенной Богом планете, он желал увидеть равную ему полноценную личность, но среди зверей он таковой не нашел. Господь намеренно дает возможность Адаму ощутить потребность в другом человеке, чтобы потом преподнести ему чудесный подарок в лице Евы. И вот, когда это происходит, что ощущает Адам? Ребра нет, но вместо него перед ним стоит человек, причем, не просто человек, а его часть. И он восклицает: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт.2:23). Первое, что делает Адам, он дает имя женщине, как он уже проделывал это с подчиненным ему животным миром, и начинает относиться к ней, как чему-то своему.

Давайте теперь посмотрим на эту историю глазами Евы. После своего сотворения она еще не успела ощутить своей потребности в другом человеке, как ее сразу ведут к тому, кто уже был до нее, «называют», и ясно указывают на ее принадлежность: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт.2:23). Еве, видимо, не совсем приятно было слышать такие слова. Она начинает ощущать себя «второй», да еще неким «приложением» к своему мужу. И с этого момента начинается ее борьба за первенство. Ей хочется чем-то выделиться, как-то себя проявить, что толкает ее на некие поиски в Едемском саду, а тут еще такое предложение от змея – обрести свое превосходство, познав нечто большее и лучшее. Одна только проблема – в этом ей придется ослушаться Бога.

Нельзя не упомянуть, что те же самые чувства кипят во многих женщинах и по сей день. Яркий пример тому – женская эмансипация. Жены сегодня не хотят оставаться «за» мужем, а норовят вырваться вперед, проявить себя и показать, на что они способны. Но, как и в те времена, так и сейчас, нежелание подчиняться и иметь права наравне с мужчиной, а на самом деле, быть впереди него, приводит женщину к единственному результату – греху, а вместе с ним к состоянию внутренней духовной нестабильности и опустошенности, что в конечном итоге вынуждает ее обращаться за поддержкой к мужчине. Но и тогда она приходит к мужу не за советом, а за тем, чтобы он с ней согласился. Следуя в этом примеру змея, женщина прибегает к обольщению. И оно может выражаться и проявлять себя по-разному, в уговорах и льстивых речах, либо в ультимативных требованиях и упреках, но цель при этом всегда одна – мужчина должен принять ее сторону, подчиниться. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт.3:6).

Инициатива в грехе принадлежала женщине, то же самое мы можем наблюдать  и сегодня. Там, где мужчина, сдерживаемый здравым рассудком, борется со своими желаниями, женщина по причине своей чувственности воспламеняется дьявольским огнем и увлекает за собой мужа. А что же мужчины? А они соглашаются, как Адам, который послушался голоса жены (Быт.3:17), в чем проявилось его послушание жене, а не Богу, и исполняют любые женские капризы. Таким образом, мужья позволяют женам управлять собой: управлять их понятиями, обязанностями, делами, отдыхом, личным временем, одним словом, всей их жизнью.

Чтобы мужчина окончательно не стал марионеткой в руках женщины, Господь после грехопадения «награждает» женский род проклятием: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3:16). Где-то на уровне инстинктов «слабая половина» теперь ощущает свою зависимость от мужа, но и в том случае, когда женщина не может обойтись без мужчины, она ухитряется использовать его для личного самоутверждения. Это же происходило и во вновь образовавшихся христианских общинах, так что Павел неоднократно наставляет церкви словами: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим.2:11-15).

Деторождение, как очищение через страдания, с одной стороны, и с другой – то, что помешает ей зациклиться на себе и переключит ее внимание на заботу о новой жизни, призвано вернуть женщину с пути «богов» в нормальное духовное русло. Но и это становится для многих непреодолимым искушением, так что многие матери уходят с головой в житейские хлопоты и в заботу о себе и ребенке. А вместе с этим, упрочняя свою связь с земным миром, они теряют веру, любовь к Богу и святость, так что начинают поступать, как «безумные», как незнающие Бога, готовые на все ради своих целей.

Хотя материнство или инстинкт самосохранения легко могут возобладать молодой матерью, особенно в первые месяцы после рождения ребенка, нельзя идти на поводу у этих чувств. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы забота о своем потомстве переросла в одержимость о благосостоянии своей семьи, и стала ее целью. Даже в самых трудных и напряженных ситуациях центром жизни человека должен оставаться Бог. И только в этом случае он сможет выдержать свалившееся на его плечи искушение, а испытание только пойдет на пользу.

    Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
    (Иак.1:12)

На минуту представьте, что было бы, если бы Адам не пошел на поводу у своей жены? Тогда бы грех не смог войти в мир. Но очень сильная привязанность Адама не к Богу, а к Еве погубило все человечество. А все ради чего? Ради обид, ради соперничества, ради взаимных претензий друг к другу… Как видим потом, каждый начинает винить не себя, а другого в своей слабости. Адам боялся потерять любимую жену, и поэтому решил разделить с ней ее участь, но он и не догадывался, что Ева уже перестала быть его женой с того момента, когда захотела встать выше своего мужа, на место Бога, и избрала путь непослушания слову Творца. А что было бы, если бы жена не стремилась к власти и не пыталась бы изменить установленный Богом порядок? Тогда на нее не действовали бы обольщающие слова змея, и ей не составило бы труда проявить свое послушание Господу.

    Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог.
    (1Кор.11:3)

На основании данных слов Павла будет крайне неразумно утверждать, что женщина должна быть рабой и прислугой мужчины, а господство над женою – роль данная мужу от Бога. Главенствующая роль сильного пола в жизни женщины определена была Богом в качестве ее наказания, для усмирения разбушевавшейся в безумии женской природы, а в начале не было так. Мужчина и женщина были сотворены равными (Быт.1:27), хотя и в неравных условиях. Господь «мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» (Быт.5:2). Но, как мы помним, «женой» называет Еву сам Адам: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт.2:23). Адаму очень понравилось то, что он увидел, поэтому он проявил себялюбие назвав этот подарок от Бога своим. При этом, обратите внимание, что он не замечает совершенно Того, Кто собственно и «привел» Еву для Адама (Быт.2:22). Мы не слышим от Адама ни хвалы, ни даже слова благодарности в адрес Творца за этот чудесный сюрприз. Христос же, с Которым сравнивает мужа ап. Павел так не поступал. Посмотрите, как Он говорит о своей невесте, о церкви. Господь обращается к Отцу со словами:

    Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.
    (Иоан.17:6)

И вот, еще:

    Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.
    Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.
    (Иоан.17:9,11)

Разве из этих слов видно, что Иисус считает людей Своими? Нет! Несмотря на то, что Он имеет на это полное право. Христос говорит Отцу: «они Твои» и «Ты дал их Мне». Какая противоположность Адаму, который даже не замечает Бога после того, что Он для него сделал! Неудивительно поэтому, что обольщение женою и было его слабым местом, через которое потом враг завладеет его разумом. А кто для Адама был врагом? Змей? Нет, Ева, вкусившая запретный плод. «И враги человеку – домашние его» (Матф.10:36). А таких врагов любить нельзя, но человек это понял слишком поздно.

Адаму следовало пересмотреть свое отношение к жене. Та, которую он считал своей, не разделяла его принципов, при которых единственным авторитетом человека являлся Бог. Бог должен был оставаться Господином также и для Евы, как она сама и подтвердила это в своем ответе змею: «плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт.3:2,3). Но сегодня многие, выворачивая слова Библии наизнанку, пытаются сделать богом для жены ее мужа. Таким образом, ограничивая женщину в правах, они сами же провоцируют ее на грех Евы, сея дух соперничества между ними. А ведь муж, как глава, несет в определенной степени  за нее ответственность. Тут будет уместным привести слова Христа, главы церкви, с которым ранее сравнивался муж:

    Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.
    (Иоан.17:12)

В других словах Своего учения Иисус раскрывает нам, что означает быть начальником и главой:

    Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;
    но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;
    и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;
    (Матф.20:25-27)

Поэтому в назидание мужьям тем же апостолом сказаны слова:

    Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
    чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
    чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
    Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
    (Еф.5:25-28)

Как мы могли убедиться из первых глав Библии, в случае духовного единства людей Бог рассматривает мужа и жену, как одного человека: двое «одна плоть» (Быт.2:24). На мужчину же в данном случае ложится роль учителя и священника в этом союзе, и в месте с этим и связанная с данным предназначением ответственность. В этом заключается его особая роль в семье. Но как женщина в таком случае может принимать активное участие в Божьем деле, учить, наставлять, управлять Божьим народом, то, о чем мы говорили в самом начале?

    Есть разность между замужнею и девицею:
    незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.
    (1Кор.7:33,34)

Нельзя сказать, что женщина сама по себе не обладает способностями, присущими исключительно мужчинам, такими, как учить и управлять. Этими дарами Господь может одинаково наделить, как мужчину, так и женщину. Но, выходя замуж, женщина эти права автоматически теряет. Это происходит не потому, что она становится глупее своего мужа, а по той причине, что у нее появляются присущие только женщинам ревностные чувства на почве своей принадлежности мужчине. И существует большой риск того, что полученные ею знания станут для нее непреодолимым соблазном – быть прельщенной нашептыванием врага и последовать путем Евы. Чтобы, оставаясь замужем, ей и дальше иметь возможность служить Богу, женщине нужно будет полностью отказаться от замужних и материнских чувств, как и от женственности вообще, а своим господином и учителем сделать исключительно Господа и принадлежать только Христу. Одним словом, ей потребуется немало мужества, чтобы никогда не опираться на плечо своего мужа и находиться всегда в Божьем распоряжении.

    По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так.
    Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.
    Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.
    Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие;
    и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие;
    и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.
    (1Кор.7:26-31)

Конечный Божий план не предполагает наличие в Божьем царстве семьи в привычном для нас понимании. «Ибо, когда из мертвых воскреснут, [тогда] не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Мар.12:25). И чем раньше человек отлепит свое сердце от того, что привязывает его к миру и плотской семье, тем быстрее он ощутит близость Бога и станет проводником Его воли для других людей. Павел пишет, что в Господе уже «нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28,29). А это значит, чтобы пребывать в Боге, человеку нужно перестать выделять себя по половому признаку, ощущать себя мужчиной или женщиной. Христиане не имеют пола! Как не имеют пола Ангелы, которым уподобятся все спасенные. А пока в церкви существует разделение на мужское и женское, пока есть праздники мужчин и праздники женщин, пока остается поклонение женственности и мужской силе, верующие обречены на проблемы в отношениях полов, которые делают женщину непригодной в служении Богу. То же самое можно сказать и о мужчине, который не способен навести порядок в собственной семье, «ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1Тим.3:5).

    В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
    у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
    Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
    Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
    а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.
    (Лук.10:38-42)

Обсудить в форуме. (16 сообщений)

 
« Пред.   След. »

© 2017 редакция Вестник Илии e-mail  Внести свою лепту лепта