Весть к Лаодикии  
 
 
СодержаниеПубликацииИсследованияФорумПодписка!Аудиозаписи
Добро пожаловать!

Свидетельство
Передовица
Публикации
Тематический разбор Священного Писания
Библиотека
Междуречье
Особое мнение
Выдержки
Дневники
Творчество
Опросник
Обсуждение
Анкетирование
Несением своего креста называется:
     
     
 
 
Добавлено недавно
Популярные
Неслучайный выбор
Никто не ценит Бога так, как Он того заслуживает... Возлюби Бога всем... - это Его заповедь. По мере возрастания нашей любви к Богу, мы больше понимаем и проникаемся Его любвью.
/Мысли вслух/

РАЗНОГЛАСИЯ - ГРЕХ? Печать E-mail
Автор Андрей МИШИН   
08.01.2008 г.
    Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
    идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси…
    (Гал.5:19,20)

Объектом нашего исследования сегодня станет греческое слово «airesiv», которое в синодальном переводе звучит, как «ересь». Данное словообразование (139 по лексикону Иакова Стронга) встречается в Новом Завете 9 раз, и только в двух случаях имеет явно негативную окраску. Как такое может быть?

Дело в том, что слово «airesiv» в переводе с древнегреческого языка означало буквально «выбор» с оттенком «направления» или «толка». Значение этого термина, как особой «системы взглядов» утвердилось еще в античной традиции (напр., Диоген Лаэртский VII 191 и др.). Иными словами, слово «airesiv» всегда было связано с выбором определенного хода мышления, какого-либо учения, философского или религиозного направления, и при этом не обязательно ложного. Таким образом, «airesiv» изначально не содержало в себе отрицательного подтекста, таковое значение, спустя много лет, ему присвоили священники, которые вели борьбу с враждебной на их взгляд идеологией. Тогда все, что не умещалось в рамки представлений церкви, они назвали по-современному еретическим, т.е. ложным. Потому что только так можно было осуществить расправу над «неугодными», сохраняющими верность библейским принципам, в рожденной свободной христианской церкви. «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу» (Гал.5:13). В свое время вожди и учителя народа воспользовались своим положением и «прибрали к рукам» эту свободу, чтобы стать главой ранней христианской церкви вместо Христа. В некоторых христианских общинах до сих пор бытует мнение, что Бог Духом Своим руководит человеком и направляет его на путь истины только до обращения его в веру, а далее эту функцию (Бога) начинает выполнять церковь.

В противоположность такому представлению Христос говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6). Истину невозможно уместить в список догматов и правил церкви. Никакая религия, никакой авторитет, никто, кроме Самого Иисуса Христа не может претендовать на истину в последней инстанции. Поэтому в Библии мы видим совсем другой подход к пониманию «airesiv». Давайте разберем некоторые из этих примеров.

А начнем мы с отрицательной характеристики этого слова, взяв за основу своих рассуждений слова ап. Павла о плотских и духовных делах:

    Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
    идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси,
    ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
    Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
    кротость, воздержание. На таковых нет закона.
    (Гал.5:19-23)

Итак, первый вопрос. В контексте какой идеи говорится в этом отрывке о ереси? Когда апостол противопоставляет друг другу плоды духа и плоти, он говорит о характере человека или о его убеждениях? Понятно, что речь идет о характере, о плотской человеческой натуре, проявлением которой является присутствие в церкви ссор, раздоров и разногласий (1Кор.3:3). Таким образом, упоминая о ереси среди прочих человеческих недостатков, ап. Павел не имеет в виду заблуждения, а говорит о разделениях, которые появились в среде христиан вследствие их потакания своим низшим желаниям и страстям.

Другой пример, который придает слову «airesiv» негативную окраску, мы находим у ап. Петра:

    Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.
    И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.
    И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.
    (2Пет.2:1-3)

Здесь уже точно говорится о лжеучениях проникающих в церковь посредством духовных учителей, «которые введут пагубные ереси». Но интересно будет отметить, что слово «ереси» в этом случае используется вместе с существительным «гибель» в родительном падеже. Здесь возникает вопрос: если слово «airesiv» само в себе несет заблуждение, отрицание истины и смерть, зачем его уточнять существительным «гибели», чтобы в итоге получилось «ереси гибели»? Как бы, «масло масленое». И поэтому логичным будет задать вопрос: если существуют «пагубные ереси», о которых говорит ап. Петр, то чем тогда являются ереси не пагубные?

Далее мы рассмотрим, существуют ли термины, обозначенные «airesiv», в безвредном, или даже полезном, положительном смысле этого слова. И основывать свои рассуждения мы будем на библейских примерах, в которых используется это греческое слово.

Находясь на суде у римского прокуратора, будучи обвинен иудеями и арестован римскими властями по подозрению в организации народных волнений, ап. Павел в свое оправдание говорит:

    Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения.
    И ни в святилище, ни в синагогах, ни по городу они не находили меня с кем-либо спорящим или производящим народное возмущение,
    и не могут доказать того, в чем теперь обвиняют меня.
    Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов [моих], веруя всему, написанному в законе и пророках,
    имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают.
    (Деян.24:9-15)

В своей речи к правителю Феликсу Павел фактически признается в ереси, говоря, что так он служит Богу. Очевидно, что в его устах слово «ересь» не несет смысловой нагрузки лжи и заблуждения, апостол проповедует путь, и прокуратор его хорошо понимает.

Следующий пример – это характеристика Павла самого себя в недавнем прошлом. Он упоминает о себе, когда защищается перед Агриппой:

    царь Агриппа! почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться перед тобою во всем, в чем обвиняют меня Иудеи,
    тем более, что ты знаешь все обычаи и спорные мнения Иудеев. Посему прошу тебя выслушать меня великодушно.
    Жизнь мою от юности [моей], которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все Иудеи;
    они издавна знают обо мне, если захотят свидетельствовать, что я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению.
    (Деян.26:2-5)

В данном примере то же самое слово «airesiv» в синодальной Библии переведено, как «учение». Это связано с тем, что переводчики, сохраняя преданность церковным догматам, все же не смогли использовать для этого слова прежнюю форму «ересь», поскольку такое его определение никак не вязалось с общим смыслом речи Павла. Из дальнейших его слов мы видим, что Павел не клеймит грехом свое прежнее вероисповедание, наоборот, показывает, что в свое время оно являлось для него истиной и даже объектом гордости. А как можно гордиться ересью? Такого просто не могло быть! Поэтому речь в данном отрывке, опять же, не идет об отрицательном значении слова «airesiv», что признают и авторы синодального перевода, а говорится об издавна существующем направлении в Иудейской вере.

Тот же самый смысл этого слова содержится и в следующем библейском отрывке, но речь уже идет не об ортодоксальном Иудейском учении, а о новом течении в среде Иудеев, христианстве:

    Они же сказали ему: мы ни писем не получали о тебе из Иудеи, ни из приходящих братьев никто не известил о тебе и не сказал чего-либо худого.
    Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде спорят.
    (Деян.28:21,22)

И здесь снова «airesiv» переведено, как «учение». Во времена апостола первыми, кого Иудеи могли назвать еретиками и сектантами, были христиане, учение которых вышло за рамки древней Иудейской традиции. Но пришедшие к Павлу Иудеи не говорят о нем и о его учении ничего плохого, но хотят разобраться в сути павлового мышления. Когда же люди «вешают ярлык» – «ересь» на слова и мысли человека, разве они хотят в чем-либо разобраться? Нет. Поэтому в данном месте речь не идет о ереси в современном смысле этого слова, а снова говориться о направлении, образ мыслей которого представляет собой ап. Павел.

Следует еще отметить, что в то время, когда Павел проповедовал христианство, любое отклонение от стандартного мышления не считалось предосудительным, как сейчас. Создавались новые направления, школы (секты), отношение к которым было боле чем лояльным, несмотря на то, что они имели большие теологические различия и вели между собой конкурентную борьбу. Такой подход давал возможность сосуществовать и занимать ключевые духовные посты двум, часто упоминаемым в Новом Завете, направлениям в Иудаизме, фарисеям и саддукеям, которые названы в Библии все тем же словом «airesiv» (Деян.5:17;15:5). Так происходило потому, что приоритет в то время отдавался личному благочестию, а не теоретическому богословию. Люди еще понимали, что любые, в том числе и официально признанные, понятия могут иметь несовершенства, что было стимулом для более тщательного исследования Писаний и прогрессивного мышления среди ищущих Бога людей. Тех же самых позиций в отношении развития мышления и благочестия последователей Христа придерживался и сам ап. Павел. В своем наставлении к Коринфской церкви он говорит:

    Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
    (1Кор.11:19)

Кто же такие «искусные»? Талантливые ораторы? Ученые? Философы? Нет! Выражение «искусные», которому соответствует греческое слово «dokimov» переводится, как «годные». Какой контраст со словом «еретик»! Иаков Стронг дает сразу несколько определений этому термину, давайте их перечислим: 1. испытанный, испробованный, проверенный, т.е. отличный, достойный, славный; 2. подлинный, настоящий; 3. приятный, лучший. И все это относится к тем людям, которые имеют в своей среде разномыслия. Что же тогда есть «разномыслия»? Вы удивитесь, это все то же греческое слово «airesiv», переведенное в Гал.5:20, как «ересь». Таким образом, разделения во взглядах могут быть не только результатом зависти, самомнения и гордости верующих, но и следствием несения ими совершенной славной истины.

Итак, согласно слов ап. Павла, так называемые «ереси», с которыми современная церковь ведет непримиримую борьбу, должны иметь место в жизни каждого верующего. Но что это должны быть за «ереси»? Корень «herein», который имеет исследуемое нами слово, дословно переводится, как «делать выбор», и нельзя представить духовный рост без нового выбора, перед которым постоянно ставит человека Бог. Не будет выбора – не будет развития, не будет послушания Богу и любви. Поэтому апостол пишет: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1Фесс.5:21). Почему же тогда церковная верхушка, как и прежде, противится любым новым веяниям? Наверное потому, что боится не пройти такого испытания на «годность»…

Придавая выбору человека негативную окраску, как и в античные времена, современные служители хотят лишить своих прихожан возможности личного выбора. Они хотят добиться от своей паствы беспрекословного подчинения и получить над совестью верующих полный контроль. В этом случае духовные чины отбирают у людей право думать и выбирать, чтобы сделать их своими рабами, а не рабами Богу. А разногласия, как раз, заставляют верующих искать Бога, а не следовать слепо за своими авторитетами. Кроме того, они способствуют развитию христианской личности, и не дают человеку погрузиться в полную удовлетворенность собой. Потому что новые взгляды становятся причиной духовных исследований и провоцируют больший духовный рост. В то же время, духовное развитие верующих станет основанием для появления новых прогрессивных взглядов. Иисус говорит: «кто не собирает со Мною, тот расточает» (Матф.12:30), отношения с Богом должны постоянно развиваться. А поскольку людей одного духовного возраста просто не бывает, и каждый может понимать характер Бога и Его волю исключительно на своем уровне, то это становится причиной отличий во мнениях, обмен которыми поможет развитию друг друга. Там же, где не существует разных мнений, отсутствует и сам рост, и скорей всего, имеет место коллективное «зомбирование».

Обсудить в форуме. (0 сообщений)

 
« Пред.   След. »

© 2017 редакция Вестник Илии e-mail  Внести свою лепту лепта