Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси… (Гал.5:19,20) Объектом нашего исследования сегодня станет греческое слово «airesiv», которое в синодальном переводе звучит, как «ересь». Данное словообразование (139 по лексикону Иакова Стронга) встречается в Новом Завете 9 раз, и только в двух случаях имеет явно негативную окраску. Как такое может быть? Дело в том, что слово «airesiv» в переводе с древнегреческого языка означало буквально «выбор» с оттенком «направления» или «толка». Значение этого термина, как особой «системы взглядов» утвердилось еще в античной традиции (напр., Диоген Лаэртский VII 191 и др.). Иными словами, слово «airesiv» всегда было связано с выбором определенного хода мышления, какого-либо учения, философского или религиозного направления, и при этом не обязательно ложного. Таким образом, «airesiv» изначально не содержало в себе отрицательного подтекста, таковое значение спустя много лет ему присвоили священники, которые вели борьбу с враждебной на их взгляд идеологией. Тогда все, что не умещалось в рамки представлений церкви, они назвали по-современному еретическим, т.е. ложным. Потому что только так можно было осуществить расправу над «неугодными», сохраняющими верность библейским принципам, в рожденной свободной христианской церкви. «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу» (Гал.5:13). В свое время вожди и учителя народа воспользовались своим положением и «прибрали к рукам» эту свободу, чтобы стать главой ранней христианской церкви вместо Христа. В некоторых христианских общинах до сих пор бытует мнение, что Бог Духом Своим направляет человека на путь истины только до обращения его в веру, а далее эту функцию (Бога) начинает выполнять церковь. В противоположность такому представлению Христос говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6). Истину невозможно уместить в список догматов и правил церкви. Никакая религия, никакой авторитет, никто, кроме Самого Иисуса Христа не может претендовать на истину в последней инстанции. Поэтому в Библии мы видим совсем другой подход к пониманию «airesiv». Давайте разберем некоторые из этих примеров. А начнем мы с отрицательной характеристики этого слова, взяв за основу своих рассуждений слова ап. Павла о плотских и духовных делах: Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. (Гал.5:19-23) Итак, первый вопрос. В контексте какой идеи говорится в этом отрывке о ереси? Когда апостол противопоставляет друг другу плоды духа и плоти, он говорит о характере человека или о его убеждениях? Понятно, что речь идет о характере, о плотской человеческой натуре, проявлением которой является присутствие в церкви ссор, раздоров и разногласий (1Кор.3:3). Таким образом, упоминая о ереси среди прочих человеческих недостатков, ап. Павел не имеет в виду заблуждения, а говорит о разделениях, которые появились в среде христиан вследствие их потакания своим низшим желаниям и страстям. Другой пример, который придает слову «airesiv» негативную окраску, мы находим у ап. Петра: Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет. (2Пет.2:1-3) Здесь уже точно говорится о лжеучениях проникающих в церковь посредством духовных учителей, «которые введут пагубные ереси». Но интересно будет отметить, что слово «ереси» в этом случае используется вместе с существительным «гибель» в родительном падеже. Здесь возникает вопрос: если слово «airesiv» само в себе несет заблуждение, отрицание истины и смерть, зачем его уточнять существительным «гибели», чтобы в итоге получилось «ереси гибели»? Как бы, «масло масленое». И поэтому логичным будет задать вопрос: если существуют «пагубные ереси», о которых говорит ап. Петр, то чем тогда являются ереси не пагубные? Далее мы рассмотрим, существуют ли термины, обозначенные «airesiv» в безвредном, или даже полезном, положительном смысле этого слова. И основывать свои рассуждения мы будем на библейских примерах, в которых используется это греческое слово. Находясь на суде у римского прокуратора, будучи обвинен иудеями и арестован римскими властями по подозрению в организации народных волнений, ап. Павел в свое оправдание говорит: Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения. И ни в святилище, ни в синагогах, ни по городу они не находили меня с кем-либо спорящим или производящим народное возмущение, и не могут доказать того, в чем теперь обвиняют меня. Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов [моих], веруя всему, написанному в законе и пророках, имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают. (Деян.24:9-15) В своей речи к правителю Феликсу Павел фактически признается в ереси, говоря, что так он служит Богу. Очевидно, что в его устах слово «ересь» не несет смысловой нагрузки лжи и заблуждения, апостол проповедует путь, и прокуратор его хорошо понимает. Следующий пример – это характеристика Павла самого себя в недавнем прошлом. Он упоминает о себе, когда защищается перед Агриппой: царь Агриппа! почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться перед тобою во всем, в чем обвиняют меня Иудеи, тем более, что ты знаешь все обычаи и спорные мнения Иудеев. Посему прошу тебя выслушать меня великодушно. Жизнь мою от юности [моей], которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все Иудеи; они издавна знают обо мне, если захотят свидетельствовать, что я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению. (Деян.26:2-5) В данном примере то же самое слово «airesiv» в синодальной Библии переведено, как «учение». Это связано с тем, что переводчики, сохраняя преданность церковным догматам, все же не смогли использовать для этого слова прежнюю форму «ересь», поскольку такое его определение никак не вязалось с общим смыслом речи Павла. Из дальнейших его слов мы видим, что Павел не клеймит позором свое прежнее вероисповедание, наоборот, показывает, что в свое время оно являлось для него истиной и даже объектом его гордости. А как можно гордиться ересью? Такого просто не могло быть! Поэтому речь в данном отрывке, опять же, не идет об отрицательном значении слова «airesiv», что признают и авторы синодального перевода, а говорится об издавна существующем направлении в Иудейской вере. Тот же самый смысл этого слова содержится и в следующем библейском отрывке, но речь уже идет не об ортодоксальном Иудейском учении, а о новом течении в среде Иудеев, христианстве: Они же сказали ему: мы ни писем не получали о тебе из Иудеи, ни из приходящих братьев никто не известил о тебе и не сказал чего-либо худого. Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде спорят. (Деян.28:21,22) И здесь снова «airesiv» переведено, как «учение». Во времена апостола первыми, кого Иудеи могли назвать еретиками и сектантами, были христиане, учение которых вышло за рамки древней Иудейской традиции. Но пришедшие к Павлу Иудеи не говорят о нем и о его учении ничего плохого, но хотят разобраться в сути павлового мышления. Когда же люди «вешают ярлык» – «ересь» на слова и мысли человека, разве они хотят в чем-либо разобраться? Нет. Поэтому в данном месте речь не идет о ереси в современном смысле этого слова, а снова говориться о направлении, представителем которого является ап. Павел. Следует еще отметить, что в то время, когда Павел проповедовал христианство, любое отклонение от стандартного мышления не считалось предосудительным, как сейчас. Создавались новые направления, школы (секты), отношение к которым было боле чем лояльным, несмотря на то, что они имели большие теологические различия и вели между собой конкурентную борьбу. Такой подход давал возможность сосуществовать и занимать ключевые духовные посты двум, часто упоминаемым в Новом Завете, направлениям в Иудаизме, фарисеям и саддукеям, которые названы в Библии все тем же словом «airesiv» (Деян.5:17;15:5). Так происходило потому, что приоритет в то время отдавался личному благочестию, а не теоретическому богословию. Люди еще понимали, что любые, в том числе и официально признанные понятия могут иметь несовершенства, что было стимулом к более тщательному исследованию Писаний и прогрессу в мышлении среди ищущих Бога людей. Тех же самых позиций в отношении мышления и благочестия последователей Христа придерживался и сам ап. Павел. В своем наставлении к Коринфской церкви он говорит: Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные. (1Кор.11:19) Кто же такие «искусные»? Просто талантливые ораторы? Ученые? Философы? Нет! Выражение «искусные» – греческое слово «dokimov» переводится, как «годные». Какой контраст со словом «еретик»! Иаков Стронг дает сразу несколько определений этому термину, давайте их перечислим: 1. испытанный, испробованный, проверенный, т.е. отличный, достойный, славный; 2. подлинный, настоящий; 3. приятный, лучший. И все это относится к тем людям, которые имеют в своей среде разномыслия. Что же тогда есть «разномыслия»? Вы удивитесь, это все то же греческое слово «airesiv», переведенное в Гал.5:20, как «ересь». Таким образом, разделения во взглядах могут быть не только результатом зависти, самомнения и гордости верующих, но и следствием несения ими совершенной славной истины. Итак, согласно слов ап. Павла, так называемые «ереси», с которыми современная церковь ведет непримиримую борьбу, должны иметь место в жизни каждой христианской общины. Но что это должны быть за «ереси»? Корень «herein», который имеет исследуемое нами слово, дословно переводится, как «делать выбор», и нельзя представить духовный рост без нового выбора, перед которым постоянно ставит человека Бог. Не будет выбора – не будет развития, не будет послушания Богу и любви. Поэтому апостол пишет: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1Фесс.5:21). Почему же тогда церковная верхушка, как и прежде, противится любым новым веяниям? Наверное потому, что боится не пройти такого испытания на «годность»… Придавая выбору человека негативную окраску, как и в античные времена, современные служители хотят лишить своих прихожан выбора. Они хотят добиться от своей паствы беспрекословного подчинения и получить над совестью верующих полный контроль. В этом случае духовные чины отбирают у людей право думать и выбирать, чтобы сделать их своими рабами, а не рабами Богу. А разногласия, как раз, заставляют людей искать Бога, а не следовать слепо за своими авторитетами. Кроме того, они способствуют развитию христианской личности, и не дают человеку погрузиться в полную удовлетворенность собой. Потому что новые взгляды становятся причиной духовных исследований и провоцируют больший духовный рост. В свою очередь, духовное развитие верующих станет основанием для появления новых прогрессивных взглядов. Иисус говорит: «кто не собирает со Мною, тот расточает» (Матф.12:30), отношения с Богом должны постоянно развиваться. А поскольку людей одного духовного возраста просто не бывает, и каждый может понимать характер Бога и Его волю исключительно на своем уровне, то это становится причиной отличий во мнениях, обмен которыми поможет развитию друг друга. Там же, где не существует разных мнений, отсутствует и духовный рост и, скорей всего, имеет место коллективное «зомбирование». Обсудить в форуме. (0 сообщений) |