Весть к Лаодикии  
 
 
СодержаниеПубликацииИсследованияПодкасты
Добро пожаловать!

Свидетельство
Передовица
Публикации
Тематический разбор Священного Писания
Библиотека
Опросник
Как правильно любить ближнего?
     
     
 
 
Добавлено недавно
Популярные
Неслучайный выбор
В простом ограничении нет смирения и покорности в любви к Богу, а вот "нелюбовь" человеческих прихотей - это вопрос нашего самоотречения.
/Цитата из письма/

ХУЛА НА ДУХ ПРОРОЧЕСТВА Печать E-mail
Автор Андрей МИШИН   
29.06.2008 г.
Не сотвори себе кумира

Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен.
Прит.29:18

Однажды Иисус, обращаясь к пришедшим из Иерусалима книжникам, сказал:

Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;
но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
(Мар.3:28,29)

Чем было продиктовано данное высказывание Христа в адрес ученых мужей? Что такого страшного совершили эти люди, что им не будет прощения никогда? Каким словом они навсегда определили свою злую участь? Что называет Иисус хулой на Духа Святого, и чего следует остерегаться и нам, чтобы не повторять чужих ошибок?

Давайте для начала попробуем ответить на вопрос, что является хулой на Святого Духа. Для этого прочитаем аналогичное высказывание Иисуса из другого места Писания:

И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.
(Лук.12:10)

Является ли хуление Духа грехом против отдельной личности Божества? Так, например, может сложиться впечатление, что допустимо похулить Бога Отца, а также Его Сына, но ни в коем случае нельзя хулить Святого Духа. На самом же деле в Евангелии нигде не говорится, что можно хулить Отца. Представление о том, что Библией допускается хулить Отца, дорисовывает уже наше воображение, преломляя слова Христа в свете доктрины о Святой Троице. То есть, если Иисуса хулить можно, а Святого Духа нельзя, то Отца тогда тоже можно. В то время, как речь идет совсем не об этом. Если мы посмотрим на слова Иисуса в контексте повествования от Марка, то увидим, что речь там идет, как раз, о наговорах на имя Христа, «потому что говорили: в Нем нечистый дух» (Мар.3:30).

А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет [в] [Себе] веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.
(Мар.3:22)

Как тогда понимать высказывание Иисуса, что слово сказанное «на Сына Человеческого, прощено будет», тогда как на деле Он не оставляет своим хулителям никакой надежды? А ответ находится в параллельном Евангелии: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов…», или «Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Матф.12:28; Лук.11:20). В данном случае акцент поставлен не на личности Божества, а на том, чьею силой Иисус изгоняет бесов (Матф.12:27). Другими словами, Христос говорит фарисеям, что они могут недолюбливать Его, как СЫНА ЧЕЛОВЕКА, ревновать, завидовать, обижаться на Него и ненавидеть, это бы Иисус им простил. Но когда речь идет о делах и воле Бога, когда люди хулят не самого Христа, а пребывающего на Нем Божьего Духа, здесь они, осуждая Христа, уже отвергают не Иисуса, а Отца, чью волю Он исполняет.

Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.
И видящий Меня видит Пославшего Меня.
Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.
И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.
Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.
Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.
(Иоан.12:44-49)

Таким образом, хулой на Святого Духа является отвержение слов и чудес от Бога, которые были явлены миру во Христе. Но действие Божьего Духа мы увидим не только в Иисусе, а также и в людях, которых Он избрал.

И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь…
Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;
а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте…
А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;
истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,
и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.
Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,
ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас…
Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего:
довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?
(Матф.10:1-25)

Очевидно, что без Духа Божьего человек не может быть свидетелем Божьей истины. «Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор.12:3). Поэтому хула на человека, говорящего не свое, а Божье слово, также будет грехом против Святого Духа, «ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется» (1Пет.4:14).

Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;
а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.
И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.
(Лук.12:8-10)

Как видно из этих текстов, хулить Святого Духа – означает не только пренебрегать чужим свидетельством, но еще и не выступать на стороне Божьей истины. Подобно тому, как «и из начальников многие уверовали в Него (Иисуса); но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» (Иоан.12:42,43). Таким образом, с одной стороны, грехом против Духа является ненависть к свидетельству, выраженное в попытках людей очернить Божье влияние, назвав его  проявлением дьявольских сил, а с другой – нежелание подчиниться Святому Духу, чтобы засвидетельствовать о Божьей истине. Кроме того, присутствие этого Духа в церкви – это один из признаков ее принадлежности Богу. Подумайте, что отличает церковь, например, от политической партии, или от благотворительного общества? Везде есть вера, моральные принципы, свой лидер и пропаганда. Чем же тогда церковь Христа отличается от любой другой нехристианской организации? Вспомните, когда впервые зашла речь о создании христианской церкви? Именно, когда Христос сказал Симону: «ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Матф.16:18,19). А почему Иисус адресовал эти слова Петру? Потому что в нем говорил Божий Дух!

Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго.
Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
(Матф.16:16-18)

Как только в среде учеников Иисуса появляется откровение Божьего Духа, из обычного собрания единоверцев оно сразу превращается в настоящую Церковь Бога, и именно с такой церковью дьявол ведет непрекращающуюся борьбу.

И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.
(Откр.12:17)
ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.
(Откр.19:10)

А что такое Дух пророчества? Писание нам прямо говорит: Дух пророчества – это свидетельство Иисуса Христа. Имел ли Петр, Иоанн и другие ученики Дух пророчества? Безусловно, за это они и были преследуемы в мире. Так, например, Иоанн говорит о себе:

Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.
(Откр.1:9)

Но можно ли сказать, что сам Иоанн, или тот же Петр, являлись этим Духом пророчества? Конечно, нет. Но чтобы у нас не оставалось сомнения в этом, прочитаем еще раз и полностью цитату из книги Откровение:

Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему (Ангелу); но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.
(Откр.19:10)

Как ясно видно из этих текстов, сам Иоанн и его братья имеют Дух пророчества! Это не то, чтобы братья имели своим авторитетом Иоанна и беспрекословно подчинялись не Божьему Духу, а ему. Позднее сам Иоанн напишет в послании:

Впрочем, вы имеете Помазание от Святаго и знаете все…
Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие Помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.
(1Иоан.2:20,27)

Несмотря на то, что Иоанн является для верующих, читающих его письма, посланником от лица Христова, он призывает последователей Иисуса учиться у Бога. И исповедуя подобные взгляды, он выражает не собственные мысли, а учение Иисуса Христа:

У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне.
(Иоан.6:45)

Не учась постоянно от Духа Отца и не подчиняя жизнь этому влиянию, невозможно следовать за Иисусом и правильно понимать Его слова. Поэтому люди, которые не будут искать личных откровений от Бога, а станут ориентироваться на книжные понятия, скоро погрузятся во мрак заблуждения и неверия, подобно тому, как это произошло с утвержденными в истине книжниками и фарисеями: «И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели» (Иоан.5:37).

Таким образом, принимают и имеют Дух пророчества только те верующие, которые следуют водительству Божьего Духа, а не авторитетному слову таких же, как и они, людей. Потому что любой человек может ошибаться и искажать Божью истину, даже если этот человек был помазан Господом на служение. Взять хотя бы самого Петра. Не смотря на то, что через него говорил и действовал Бог, он оставался несовершенным человеком и не был застрахован от ошибок. Наверное, все хорошо знают о его предательстве Христа перед Его распятием (Иоан.13:38), а также о том же страхе Петра перед людьми уже после крещения Духом (Гал.2:11-14). Будучи уже представлен Иисусом на должность хранителя ключей Небесного Царства, Петр выражал не только волю Бога, но и желания сатаны (Мар.8:33).

Именно поэтому так важно иметь Духа, а не следовать за Духовными людьми. Обетование Нового завета состоит в том, что с искуплением нашего греха смертью Иисуса мы можем примириться с Богом и иметь прямое общение с Небесным Отцом.

И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.
(Иер.31:34)

А если, имея такое преимущество, человек старается найти себе иного посредника, чем «человек Христос Иисус» (1Тим.2:5), то это может означать только то, что он не любит и не хочет любить Бога, а ищет у Него исполнения своих желаний, заручившись для этого поддержкой своего покровителя. И хорошо, если он есть рядом и сможет поправить хулителя. А что делать, если пророк мертв, и ничто не выражает его воли, кроме оставленных им трудов, которые каждый излагает по-своему? Вы никогда не задумывались о том, почему библейские пророки получали признание только после смерти? А истина очень проста, ведь живой свидетель выражает истинные желания Бога, а словами мертвого пророка очень легко манипулировать.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в [пролитии] крови пророков;
таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;
дополняйте же меру отцов ваших.
Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?
Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;
да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.
Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей.
(Матф.23:29-36)

Люди, которые возвеличивают авторитет сподвижников прошлого, всегда, заметьте, всегда будут отвергать Божий Дух в словах живых свидетелей истины. Об этом говорит Христос, и Его слова подтверждаются многовековой историей христианской церкви. Во все времена были люди, которые заявляли, что служат Богу, но за этими утверждениями стояло не Слово Божье, «исходящее из уст Божиих» (Матф.4:4), а предания отцов-основателей церкви. Но когда Господь вновь посещал Свой народ Своим Духом, именно среди ревностных служителей закона восставали враги Божьей истины. Не зная Бога лично, они служили своему представлению о Боге, которое у них сформировалось под влиянием мнения авторитетных людей и традиций. Поэтому, когда Бог, проливая Свой свет, посягал на сделанный в их сознании кумир, эти люди обрушивали свой гнев на простых свидетелей истины.

Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.
(Иоан.15:20,21)

Вожди народа и учителя закона так поступали раньше, и поступают сейчас, не потому что плохо знают Писание. Они творят и добрые дела, и совершают служение, как бы во славу Бога, все это у них есть, и всегда на виду (Матф.15:8,9). А поступают так, потому что лично не знают Бога и отвергают свидетельство Божьего Духа. И все это ради того, чтобы сохранить неприкосновенность своих преданий, за которыми они так удобно устроились. Потому что, когда звучит живое свидетельство, человеку надо менять свою жизнь. Имея же оставленное вождем «рукописание» (Кол.2:14), достаточно лишь приспособиться к открытому ранее свету и жить не по духу открытой истины, а действовать по букве оставленного наследия. При этом, существовавшие  представления авторитетных людей будут возводиться в рамки доктрин и правил. И в результате, вместо гонимых за свидетельство Иисусово учеников, некогда Божий народ превратится в гонителя для нарушителей отеческих традиций.

И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.
(Откр.12:17)

Библия ясно говорит нам о том, что остаток от народа Иисуса всегда будет иметь Его свидетельство, а не хранить его в своих архивах. Дух невозможно сохранить, его можно только иметь. Он либо есть, либо его нет, третьего не дано. Кроме того, свидетельство Духа пророчества изменяется в зависимости от времени, т.к. передает Божьему народу именно ту весть, которая наиболее важна и актуальна для его духовного состояния. Сохранять же нужно Божьи заповеди, потому что закон и откровение – это единственное мерило истины (Ис.8:20), которое, в отличие от такого явления, как Дух пророчества, не изменяется никогда и всегда остается неизменным. Если Заповеди указывают нам на постоянную цель, такую как любовь к Богу, то Дух пророчества направляет церковь на путь достижения Божьей воли. А поскольку у каждого духовного состояния, у каждой церкви свои проблемы и задачи, и, соответственно, свой особый путь, то и советы, или свидетельство Иисуса Христа, которое есть Дух пророчества, будет отличаться друг от друга (Отк.2 и 3). Даже и с этой точки зрения, прежнее свидетельство Иисусово может быстро потерять свою актуальность, потому что весть от Бога должна соответствовать изменяющемуся состоянию Его народа. Действительно, нельзя призвать людей отречься от того, что они давно не ценят, и невозможно проповедовать покаяние тем, кто не являлся участником греха. Грехи людей видоизменяются, и это выливается в новые отступления, игнорировать которые смертельно опасно. Дьяволу только на руку, что верующие заостряют свое внимание на том, что уже давно потеряло свое значение и смысл. Поэтому старые вести он будет использовать для того, чтобы отвлечь внимание последователей Христа от первостепенных задач и втянуть их в борьбу с более важным светом.

Наличие у учеников Иисуса Духа пророчества обуславливает постоянное развитее христианской церкви и ее движение вперед. Без пророчества церковь не будет иметь духовного видения и не сможет быть свидетелем Божьей истины в мире. И если только Дух Божий может вести и направлять избранный народ, то заповеди Божии всегда констатируют то, в каком направлении происходит его развитие, в сторону прогресса, или же духовной деградации. Поэтому церковь Христа должна Дух пророчества иметь, а сохранять – Заповеди. Но сейчас происходит, как правило, наоборот: заповеди нарушаются, зато каждая церковь строго следит за сохранением своего предания. Причем у каждой деноминации это предание свое, что и определяет ее конфессиональную принадлежность. Так, например, католики настаивают на преемственности власти от ап. Петра, которая была дана ему Божьим Духом, а также в своем основании имеют труды святых отцов и постановления многочисленных церковных соборов. У евангелических церквей в качестве предания выступают послания ап. Павла, многие советы которого в наши дни практически утратили свой смысл, не говоря уже про их актуальность. Адвентисты, в свою очередь, игнорируют правила и рекомендации Павла, а делают предание из трудов Е.Уайт,  Ваггонера, Джонса и других пионеров движения, «но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мар.7:7).

Нельзя отрицать того, что многие из перечисленных выше людей в свое время внесли огромный вклад в Божье дело. Несмотря на это, любое слово, действие и понятие героев прошлого нам следует оценивать теперь с точки зрения историзма того времени. Ведь никто сейчас не станет брать ослиную челюсть, чтобы истреблять своих врагов, только потому, что на библейском персонаже Самсоне пребывал Божий Дух. Почему же тогда взгляды и высказывания «старцев» возводятся сегодня людьми в ранг Божьих заповедей?

Вы слышали, что сказано древним… А Я говорю вам…  (Матф.5:21,22)

Откровение Божьей славы не может ограничиться вестью какого-то года. По мере духовного созревания христианской церкви Бог открывается Своему народу в гораздо большем свете. Отец постоянно умножает познание, чтобы приблизить нас к Себе. В той же мере, в какой Бог проявляет к нам Свою любовь и открывает Свой характер, Он желает видеть отдачу и с нашей стороны. Движение Божьего Духа потребует от нас ответной любви, поэтому те, кто желает, чтобы в них обитал Бог, должны быть к этому готовы. Те же люди, которые не станут меняться и захотят остаться в привычных для себя понятиях, закроют свое лицо от Божьего света и затворят свое сердце для Божьей истины, в итоге окажутся за дверями Божьей благодати. Отвергая познание Всевышнего, человек не сможет принести Богу плод взаимной любви. И если он не встанет на сторону Христа, то останется без милости, чтобы пожать плоды своего хуления в последний день.

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
(Матф.12:30,31)

Отвергает Духа пророчества тот, кто, сочувствуя отвергнутым сподвижникам прошлых веков, теперь сам противится Духу Божьему. Лучшее – враг хорошего, поэтому тот, кто сегодня стремится сохранить прежние отношения, старые взгляды, прошлую жизнь, и сопротивляется всему новому, тоже хулит Святого Духа. Старые представления препятствуют духовному развитию христианской личности, а отсутствие развития равносильно духовной смерти. Поэтому наличие Духа пророчества и является признаком живой христианской церкви. С другой стороны, нет более красноречивого свидетельства слепоты церковной организации, как ее уверенность в собственной прозорливости.

Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.
Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.
(Откр.3:17-19)

Обсудить в форуме. (53 сообщений)

 
« Пред.   След. »

© 2024 редакция Вестник Илии e-mail  Внести свою лепту лепта