Весть к Лаодикии  
О  д¬ г®і  
 
СодержаниеПубликацииИсследованияФорумПодписка!Аудиозаписи
Добро пожаловать!

Свидетельство
Передовица
Публикации
Тематический разбор Священного Писания
Библиотека
Междуречье
Особое мнение
Выдержки
Дневники
Творчество
Опросник
Обсуждение
Анкетирование
Согласно библейскому принципу почтения, как дети должны относиться к своим родителям?
А как должны относиться родители к своим детям?
     
     
 
 
Добавлено недавно
Популярные
Неслучайный выбор
Мы в ответе за ту благодать, которую получили...
/Мысли вслух/

НЕ СУДИТЕ Печать E-mail
Автор Андрей МИШИН   
19.10.2008 г.

«Не судите», – учил Иисус, – «и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лук.6:37). Но означает ли это, что, если человек станет воровать, убивать, прелюбодействовать, но не осуждать за такие же грехи других, то он сможет избежать Божьего суда? Конечно нет, «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10). Тогда, о чем хотел сказать Своим ученикам Христос? И нарушением какой из заповедей является осуждение, раз оно приравнивается к худому делу, за которое человек понесет справедливое возмездие?

Суждение и осуждение - где эта грань?Но прежде чем отвечать на эти вопросы, давайте определимся с самим термином и скажем, что такое осуждение? Ведь и осуждение бывает разным: можно быть плохого мнения о человеке, а можно обвинять его, а также «вешать ярлыки» и выносить ему свой приговор. Что же касается непосредственно суда, то к любому ли случаю относится правило Иисуса – не судите? Всегда ли и при любых ли обстоятельствах мы никого не должны судить? Если так, тогда почему апостол пишет, что «духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1Кор.2:15). «Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?» (1Кор.5:12). Но даже, если брать во внимание недуховных людей, таких, как фарисеи, почему вопреки Своему же правилу Христос им говорит: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Иоан.7:24)?

Давайте ответим на вопрос, как не должны, и как должны были судить фарисеи? И что подразумевается под судом в данном случае? Чтобы понять, давайте разберем этот пример в контексте библейского повествования.

Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь.
Моисей дал вам обрезание – хотя оно не от Моисея, но от отцов, – и в субботу вы обрезываете человека.
Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, – на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?
Не судите по наружности, но судите судом праведным.
(Иоан.7:21-24)

Итак, из прочитанного мы понимаем, что Иисуса напрасно обвинили в нарушении субботы. Почему это произошло? Потому что люди блюли только форму Божьей заповеди, не задумываясь о ее содержании и значении. Иисус же поступал по духу закона, т.е. по его сути, и Его поведение никак не укладывалось в узкие рамки человеческих представлений. Поэтому Христос призывает Своих оппонентов осмыслить Его поступки, и судить о Его делах не по внешнему проявлению, а по смыслу и характеру Божьих требований.  Таким образом, в данном случае речь идет не о суде, на котором выносится приговор, и не об осуждении, а только о суждении, которое должно быть у каждого верующего в Иисуса. «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11:29).

Каждый последователь Иисуса Христа, независимо от своего духовного возраста должен осознанно подходить к тому, что он совершает ради своего Господа. Он должен не просто соблюдать форму обряда или букву заповеди, как это делали фарисеи, а рассуждать над причинами и смыслом своих действий, чтобы делать это не слепо и не в осуждение себе.

Зачем еще человеку нужно иметь суждение или рассуждать обо всем, что он делает, видит и слышит? А затем, чтобы управлять огромным потоком информации, которая ежедневно стремится заполнить его сознание. Иметь суждение необходимо, чтобы исследовать непонятное, принимать доброе, отвергать худое. Как написано: «Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» (1Фесс.5:21,22). Таким образом, суждение лежит в основе нравственного выбора человека, без которого невозможно сохранять верность Господу и возрастать духовно. Не совершая каждый раз осознанного и рассудительного выбора, и живя по обычаям людей или своей привычке, неосновательный верующий находится еще и в постоянной опасности быть обманутым внешней формой, и не признать в нестандартной ситуации Христа, или же наоборот, принять дьявольскую подделку за Божий голос. Соответственно суждение лежит не только в основе любых дел человека, но также и его веры. Поэтому тот, человек, который избегает сопутствующих суждению мыслительных процессов, таких как размышление, исследование, осмысление, оценка, и совершает свой выбор по упрощенной схеме, т.е. как другие люди, как авторитетное лицо, или потому, как уже сложилось его мнение, не сможет следовать за Христом.

Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее,
дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,
говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?
Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?
Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире.
Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.
(Лук.14:28-33)

Без осмысления и осознанного решения невозможно посвятить свою жизнь Господу. Со стороны человека требуется «вычислить все издержки», т.е. провести самоанализ, совершить переоценку ценностей, а для этого, опять же, нужно суждение. В чем же тогда разница между суждением и осуждением? Где эта грань?

Если суждение направлено на то, чтобы разобраться в возникшей ситуации, узнать, что правильно, а что – нет, и в этом его основная цель, то сущность осуждения в том, чтобы обвинить человека, признать его виновным. И чаще всего такой цели придерживается, как раз, тот человек, который желает переложить вину с себя на другого. Таким образом, осуждение является своего рода оправданием, «выгораживанием» себя, особенно, когда это делается, не рассуждая, «без суда и следствия». И как тогда понимать слова Иисуса: «Не судите и не будете судимы» (Лук.6:37)?

В этом случае речь идет уже об осуждении, и не только об осуждении, а в принципе о суде. Некоторые христиане, боясь осудить, часто оправдывают поступки других людей, но оправдание, как и осуждение, также является судом. Библия говорит нам: «Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом» (Прит.17:15).

Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
(1Кор.4:5)

Причем это правило ап. Павел применяет не только по отношению к другим, но и к себе. Выше он говорит:

Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или [как] [судят] другие люди; я и сам не сужу о себе.
Ибо [хотя] я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
(1Кор.4:3,4)

Человек должен отдать суд и возмездие Богу. Так он должен поступать, как по отношению к людям, так и – к самому себе: имея объективное суждение о происходящем в своей жизни и в жизни других людей, он не должен выносить, как обвинительного, так и оправдательного приговора, ни другим, ни себе. Но означает ли это, что человек в принципе не может никого судить? Чуть позже в этом же послании Павел напишет:

Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные [дела]?
Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более [дела] житейские?
(1Кор.6:2,3)

Если человек может и будет судить, в таком случае, когда он может, а когда не может этого делать? Давайте вернемся к словам ап. Павла и прочитаем, о чем он пишет дальше:

К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?
(1Кор.6:5)

И мы возвращаемся к словам ап. Павла, которые он произнес еще в начале своего послания: «духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1Кор.2:15).

Как мы уже говорили, суждение важно иметь всем людям, и недуховным в том числе, следовательно в данном случае речь идет не о суждении, к которому призывал людей Христос, но уже о суде. Так чем же суд духовного принципиально отличается от суда бездуховного или плотского человека? Почему «духовный судит о всем, а о нем судить никто не может»? Давайте попробуем ответить на эти вопросы в контексте учения Иисуса.

Не судите, да не судимы будете,
ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить.
И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?
Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего.
(Матф.7:1-5)

Как следует из притчи Христа, человек все же может «вынуть сучок из глаза брата», когда вынет «бревно» из своего глаза. Итак, что здесь «сучок», а что – «бревно» в своем собственном глазу? Если попробовать представить эту ситуацию, которую описывает Иисус, то может ли это произойти буквально, на самом деле, чтобы человек заметил соринку в глазе своего брата, и при этом не чувствовал у себя «бревна»? Такое навряд ли возможно, если учесть, что глаз – это один из самых чувствительных органов человека. Человек реагирует даже на яркий свет, не то чтобы на соринку, или даже «бревно», в своем глазу. Но, что он может не чувствовать и даже не замечать за собой? Правильно, своего себялюбия и эгоизма! Человек, как правило, никогда не замечает своего отношения к людям. Но вот парадокс, чем больше он любит себя, тем сильнее его возмущают и раздражают поступки других людей! Его самолюбие, будучи уязвляемо отношением своих ближних, братьев и сестер, болезненно реагирует на любое проявление их несовершенства. Таким образом, усматривается зависимость между осуждением поступков других людей и его собственным несовершенством.

Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же.
(Рим.2:1)

Итак, что же такого совершает человек, который судит? На самолюбивые поступки других людей осуждением и критикой отвечает его собственное самолюбие, поэтому осуждая других, он сам делает то же. Существует поговорка: «Рыбак рыбака видит из далека». Так и в общении друг с другом конфликты возникают, как правило, у людей с одинаковым характером, и даже с одинаковыми пороками и недостатками. Но даже, если причиной недопонимания являются поступки, которые судящий другого не совершает, его задетое самолюбие является сигналом того, что он сам подлежит осуждению. Ведь самолюбие и гордость – это причины любого из существующих грехов, поэтому обвиняющий другого виновен в нарушении всех Божьих заповедей.

Какой же выход из этого положения предлагает Своим последователям Христос?

Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
(Лук.6:37,38)

Чтобы выбраться из плена собственного «я» и освободиться от своего «бревна», человеку нужно прощать своих обидчиков и практиковать дела милосердия по отношению к тем людям, которых он недолюбливает и «зажимает» от них свои дары. И смирение воспитывается не только в прощении и добрых делах, но и через духовное участие в жизни своего брата. После того, как человек вытащит «бревно» из своего глаза, он будет знать, как помочь и своему ближнему, у которого в глазу «сучок». Но любые попытки осуществить эту операцию раньше, чем свое «бревно» покинет родной «глаз», только усугубят и без того плачевное духовное положение человека и окончательно расстроит его отношения с ближним. Поэтому исправить свое отношение он должен, независимо от того, чей грех на самом деле больше. У осуждающего в глазу в любом случае находится не «сучок», а «бревно». И даже не потому, что его грех больше, а потому что по важности исправление своих ошибок и недостатков больше помощи брату на столько, на сколько бревно больше сучка. Ведь никто, кроме нас самих, не сможет изменить нашего характера, и поэтому для спасения человека его собственные грехи куда важнее несовершенных поступков его сестер и братьев.

Что же изменится, если человек избавится от себялюбия и перестанет болезненно реагировать на несправедливые замечания в свой адрес? Когда он перестанет думать о себе, он сможет познать характер и волю Бога и встать на защиту уже не своих, а Божьих интересов. И это будет выражаться опять же в суде.

Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим
и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.
При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.
(Иоан.2:13-17)

Вместо ревности по себе у человека появится ревность по Богу, когда он по примеру своего Спасителя смирит себя до образа раба и подчинит свою жизнь воле и желаниям Бога. Его суд будет направлен на то, чтобы реабилитировать искаженный характер Бога,  представлять и отстаивать на земле уже не свои, а Божьи принципы. В этом и будет отличаться суд духовного от суда плотского или душевного человека, который пытается найти справедливость, исходя из того, как относятся к нему люди. Главной же заботой духовного человека станет отношение людей к Богу, а не к нему лично. И это будет не понятно тем, кто рассматривают справедливый суд, как ответ на причиненную им боль и нанесенные оскорбления. Такой суд, как утоление жажды мести и восстановление собственной справедливости, продиктован не волей Бога, а себялюбием. И если Бог сейчас действительно восстановит эту справедливость и воздаст каждому то, что он заслуживает, то первыми в очереди на осуждение будут стоять как раз те люди, которые, вместо того, чтобы прощать и меняться самим, оправдывали свое несовершенство, осуждая других.

Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
(Рим.14:4)

При этом следует отметить, что далеко не все, кого человек способен осудить, действительно виновны пред Богом. Ведь, если мы осуждаем того, кто по отношению к нам поступает, как нам кажется, несправедливо и плохо, мы ублажаем в этом лишь свое себялюбие. А если кто и грешит против Бога, то в любом случае, осуждая его, мы только сводим с ним личные счеты. А может ли кто с уверенностью сказать, каким этого человека видит Бог? Потому что только в этом случае суд будет служить для него к миру с Богом, а не к нашему осуждению.

Вы судите по плоти; Я не сужу никого.
А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня.
(Иоан.8:15,16)

Суд, как суждение, так и вынесение какого-либо определенного решения, необходимы для воспитания и развития отдельной духовной личности и церкви в целом. Но однозначно подлежат осуждению поступки тех людей, которые осуждают или добиваются справедливости из отношения к себе, а не к Богу. Причем к этой категории можно смело отнести также и тех, кто судит не осуждая, а оправдывая. Суд оправдания является не меньшим грехом, потому что человек, опять же, угождает в этом себе, т.к. к нему отнеслись хорошо, угодили его желаниям и интересам, будучи врагами Богу. И в этом случае любые оправдания или уступки, которые мы можем делать людям «по дружбе», заслуживают такого же, если не большего, осуждения. Потому что, оправдывая грехи других людей, человек копает могилу не только тем, кого он оправдывает, но также выносит приговор и себе, когда соглашается с чужими грехами и своими руками разрушает церковь Бога.

Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками;
впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира [сего].
Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.
Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?
Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.
(1Кор.5:9-13)

Иисус учил: «Не судите, и не будете судимы». Так почему же смогут избежать суда те, кто в своей жизни научился никого ни в чем не винить? Теперь вы сами сможете ответить на этот вопрос. Потому что тот человек, который оставил себялюбие, являющееся причиной греха осуждения, не делает неправды. Свободный от себялюбия – свободен от греха. И мы сказали, что себялюбие человека может быть выражено не только в осуждении людей и непрощенных обидах, но и в оправдании грехов своих друзей и близких. Посему, как за плотский суд, так и за отсутствие духовного суда, каждый из нас даст отчет Богу.

Обсудить в форуме. (0 сообщений)

 
« Пред.   След. »

Ссылки по теме:
© 2017 редакция Вестник Илии e-mail  Внести свою лепту лепта