Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! (Пс.33:9) Счастлив человек в своем уповании на Господа! Почему? Как почему?! – удивитесь вы, – ведь Господь услаждает нас благами. И это действительно так. Но, что доставляет нам радость, почему мы счастливы с Богом? И чем это счастье отличается от земных утех этого мира? Ведь, и «язычники» будут счастливы, если им делать только приятное. Однако ж, таковых Господь не примет в Свое царство. Таким образом, ответив себе на вопрос, по какой причине мы счастливы с Богом, мы сможем отчасти уразуметь свою участь. С другой стороны, познав суть истинного вечного счастья, мы сможем обнаружить и устранить причину нашей несчастливой жизни. Это в том случае, если мы несчастны с Богом, что совсем не редкость в наше время. Итак, давайте начнем с того, что же является основанием для того, чтобы чувствовать себя счастливыми в жизни с Богом? Причин для такой радости может быть множество. Чтобы не использовать свои примеры, возьмем их из хвалебной песни Давида, который говорит о любимом Господе: Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя. (Пс.102:3-5) Размышляя над благодеяниями Господа, мы должны ясно представлять, что Он не только наш Создатель, но также и Искупитель от смерти за грехи, в которых мы глубоко увязли по собственной вине. Поэтому мы обязаны Богу не только своей жизнью, но также и спасением. Говорить о причинах того, что доставляет нам радость через осознание благости, любви и величия Бога, можно очень долго. Скорее возникает другой вопрос, почему человек может быть несчастлив с Богом? Первый ответ, который сразу приходит на ум, – потому что не познал, «как благ Господь»! И действительно, возможно и такое, что люди так долго находились вдали от Божьего света, что совершенно утратили знание об истинном Боге. Вероятно тогда, что их сознание находилось под влиянием вымышленных образов языческих богов, которые в свою очередь были позаимствованы от извращенного подобия жалких человеков. Имея в представлении такого Бога, чей характер был искажен многовековыми преданиями и суевериями, невозможно познать, что представляет собой Божья любовь. А соответственно и нельзя будет ожидать в ответ от людей никакого чувства благодарности и взаимной любви. Поэтому, прежде чем что-то требовать от человека, Господь открывает ему Себя. Например, Аврааму, чьи предки забыли Бога и служили иным богам, Господь дает сына, решая остро стоящую для него проблему с потомством, и в этом проявляет Свой любящий характер, а также силу и Свое могущество. А спустя примерно шестьсот лет, уже для его потомков, не сохранивших имени Бога в Египте, Господь творит великие знамения и чудеса в казнях над фараоном и проводит их через воды Чермного моря, чтобы Его народ мог научиться любить и доверять Своему Богу. Господь желает, чтобы мы познали Его, но это не означает то, что мы должны просто сидеть, ожидая, пока нам не откроется познание нашего Господа. Если бы Авраам не отправился в путь, оставив привычное место своего обитания, свой дом и своих родителей, он никогда бы не стал свидетелем того, как Божьи обетования исполняются в его жизни. И если бы Израильский народ по призыву Бога не оставил тогда Египет, он не смог бы узнать на своем опыте силу и могущество своего Господа. Так же и нам, чтобы стать учениками Иисуса, и иметь возможность учиться у Бога, необходимо стать Его преданными последователями. Мы никогда не сможем узнать Бога на примере своей собственной жизни, пока, наконец, не решимся попробовать то, что Он нам предлагает. Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! (Пс.33:9) А как быть с теми людьми, которые уже познали Божью любовь, но остаются несчастливы с Господом? Или такого просто не может быть? К сожалению, и такое тоже возможно. Также мы сможем найти многочисленные библейские примеры о том, когда люди, получившие благодать от Господа, оставляли полный Божьего милосердия путь. И что говорит Библия о них? Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение. (Евр.6:4-8) Ставших равнодушными или разочаровавшихся в Боге людей уже невозможно обратить к Спасителю, указав им на Божью благодать, потому что она их более не привлекает. В таком случае, есть ли выход у них? И почему получается так, что люди, однажды вкусившие Божьего дара, могут остаться без плода взаимной любви? Такое возможно из-за того, что у людей всегда имеется альтернатива наслаждению Божьей любовью. Потому что другой вариант счастья предлагает человеку в запретном плоде змей-искуситель: И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. (Быт.3:2-6) Дьявол нам тоже предлагает попробовать, но только то, что противоречит Божьему закону, и найти радость и удовлетворение не в Господе, а в угождении самому себе. Таким образом, наслаждение любовью Бога заглушается наслаждением от любви к себе. И что в этом случае может сделать Бог? Конкурирующие фирмы, пытающиеся завоевать любовь и симпатии своих потенциальных покупателей, обычно ведут себя так: они пытаются предложить людям такой товар, который отвечал бы всем их запросам и прихотям, и которого нет у конкурента. Так поступает сатана, предлагая миру все новые и новые соблазны, сначала разжигая, а потом удовлетворяя человеческие похоти. А что может предложить человеку Бог? Самоотречение? Божьи заповеди? Каким бы ни было предложение Господа, оно по своей привлекательности для себялюбивого человека будет уступать земным соблазнам и перекроется его стремлением к греху. Духовная Божья любовь перебивается человеческой преданностью и страстью, радость от познания истины – развлечением, удовлетворение насущных нужд – похотью. Можно было бы, конечно, Богу уничтожить своего противника, но тогда Он вместе с дьяволом навсегда потеряет и нас, покорных рабов своего греха. Как быть? Дело в том, что Господь никогда не собирался соревноваться с сатаной на почве нашего себялюбия, как это делают многие религиозные деятели, спекулируя на земных ценностях людей и их человеческих страхах. Он предлагает человечеству совершенно противоположный принцип обретения счастья, который выразил словами: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян.20:35). И как его понимать? Человек по-настоящему будет счастлив не тогда, когда будет любить себя и удовлетворять свои потребности в любви, а, наоборот, когда перестанет себя любить и посвятит всего себя Богу. Будучи же эгоистом по отношению к Богу, он не сможет сопротивляться врагу и будет все время разрываться между двумя разными предложениями. Таким образом, любовь человека к себе, сделает его несчастным во взаимоотношениях с Богом. А какая разница, любим мы себя или нет, если в результате мы счастливы с Богом? Дело в том, что наслаждение любовью Бога, когда мы себя любим, происходит по причине любви к себе. Испытывая глубокие чувства привязанности к Господу, мы можем думать в этот момент, что любим Бога, но нет, на самом деле, мы пока все еще любим себя. Это Бог нас любит, а мы принимаем эту любовь. По-настоящему мы полюбим Бога только тогда, когда что-то Ему отдадим, например, свою жизнь. А может ли человек быть счастливым, когда испытывает лишения? И снова для ответа на этот вопрос воспользуемся примером из жизни библейских героев. Апостол Павел пишет о своем служении Богу в послании к Коринфской церкви: Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем. (2Кор.6:3-10) Радоваться, страдая, и отдавать, не имея ничего, вполне возможно, но только не тогда, когда привык только потреблять Божью любовь. Напротив, когда человек нисколько не рассчитывает на Божию благодать, он может сделать самоотречение средством для обретения истинного блаженства. Так, что самоотдача станет для него не изнурительным трудом, а духовным приобретением. И тогда он сможет сказать, подобно тому, как говорил Христос: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Иоан.4:34). Но станет ли человек счастливым от того, что будет давать любовь, не получая взамен ничего? Действительно, если человек изменит свой курс с угождения себе на любовь к Богу, он все равно по-прежнему будет нуждаться в Божьей любви и заботе. Если мы хотим любить Бога, это не значит, что нам нужно отречься от проявления Его любви к нам, но важно – не делать достижение любви к себе собственной заботой и целью. Наши переживания Божьей любви станут только сильнее от того, что мы откажемся от любви к себе. Поэтому самоотречение, проявленное в послушании Божьим заповедям, поможет нам не только проявить свою любовь к Богу, но еще и в полной мере ощутить Его любовь. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. (Иоан.15:9-11) Иметь совершенную радость в Боге человек сможет только после того, как возлюбит Господа всем своим сердцем, отказавшись от любви к себе. «Никто не может служить двум господам» (Матф.6:24). Чем больше человек любит себя, тем на меньшее он способен в своей любви к Богу. И наоборот, чем больше он любит Бога, тем меньше оставляет своей жизни для себя. Поэтому цель Божьего последователя состоит в том, чтобы совершенно умереть для себя, ради любви к Богу, возненавидеть себя, чтобы позволить Богу в полной мере проявить Свою любовь. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Иуда – не Искариот – говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. (Иоан.14:21-23) По мере нашего соответствия Божьим требованиям возрастает и наше личное познание Бога и Его любви. В свою очередь, в силу этого возраста, Господь ставит перед человеком новые задачи и предъявляет новые требования. Так было в случае с Израилем, когда «фараон отпустил народ, Бог не повел [его] по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет» (Исх.13:17). И, только открыв силу и славу Свою при Чермном море, Господь начинает закалять сердце Израильтян в сражениях, дает народу Свой закон и искушает его в пустыне. Точно также было и с Авраамом. По мере того, как он приобретал опыт познания Бога, Господь давал ему все большие испытания, пока не предложил ему пожертвовать самым дорогим – его сыном, тем, ради которого Авраам, собственно, и вышел из Халдеи и пошел туда, куда позвал его Господь. Таким образом, любовь Авраама, которая в начале его следования за Богом зиждилась на его любви к себе, впоследствии прошла суровое испытание на самоотречение. Но не всегда люди справляются с испытаниями, которые им посылает Бог. Подойдя к обетованной земле, Израильский народ стал малодушествовать и жалеть себя. Поскольку в основание своего следования за Богом они заложили любовь к себе, они не могли идти против себя в том, чтобы воевать с народами, которые были намного сильнее их, и подвергать свою жизнь огромной опасности и риску. И предпосылкой тому, послужил постоянный ропот народа во время его странствования с Богом по пустыне. Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих, и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой. (Пс.94:10,11) Почему Израиль был постоянно недоволен и, надо полагать, был несчастлив с Богом? Разве мало благодеяний и чудес совершил Господь ради этого народа? Проблема была не в Боге, а в эгоизме человека. Сколько не делай добра людям, которые любят себя, все им будет не так, да не то, или недостаточно. А тот, кто забывает про себя, не требует и не ищет своего, с чувством благодарного трепета встречает любое благословение от Бога. Поэтому в течение странствования Израильского народа по пустыне Господь желал изменить отношение людей к Богу, для чего и давал людям такие искушения, которые ущемляли бы их эгоизм. Но они не захотели в самоотречении полюбить Господа, а продолжали любить себя, ожидая получить от Бога царство, не жертвуя при этом абсолютно ничем, и поэтому не могли войти в обетованную землю и остались умирать в пустыне. То же самое происходит сегодня и с нами. Различными искушениями и трудностями Господь очищает наше сердце от себялюбия, чтобы научить нас всем сердцем любить Бога. И если мы сегодня, отрешившись от любви к себе, не станем счастливыми и довольными во взаимоотношениях с Господом, нас не будет среди того народа, который всю вечность будет славить Христа и Бога. Псалом Давида. Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. (Пс.102:1,2) И вновь хвалебная песнь Давида ставит перед нами очередной вопрос. После того, как человек сам вкусил, как благ Господь, как он вообще может забыть обо всех Его благодеяниях? Удивительно, но такое случается очень часто. Возвращаясь к примеру все того же Израильского народа, мы видим, что пока людям было хорошо, они забывали Бога, и обращались к идолам, а когда становилось невыносимо тяжело, они начинали вопиять к Господу, чтобы Он избавил их от бедствия. Когда же Бог спасал их и наделял благами, они снова начинали делать неугодное в очах Господа, и все повторялось. На этот вопрос важно посмотреть еще и с точки зрения Бога. Получается, что всегда, когда Он наделяет людей благами, чтобы человек познал Господа, это провоцирует духовную распущенность людей. А когда наказывает их за беззакония, они сразу вспоминают о Боге. Как тогда быть Богу? Делать ли всегда зло, чтобы выходило добро? Но именно такой образ «наказывающего Бога» формирует в человеке неправильное представление о Его характере и препятствует развитию отношений с человеком, построенных на любви. А если не наказывать, то человечество станет деградировать, развиваясь в себялюбии, и тогда у людей не останется никакого шанса на то, чтобы вообще полюбить Бога. Причину того, что человек в благополучных обстоятельствах начинает жить для себя, в очередной раз мы найдем в его себялюбии. Человек, который любит себя, принимая от Бога Его дары, будет любить не Самого Бога, а Его благословения. Пока ему будет хорошо, он будет угождать себе, а как станет тяжело, будет обращаться за помощью к Богу, но, опять же, не потому, что увидит в Нем истинный смысл своей жизни, а ради Его благословений. Поэтому Господь наказывает и будет наказывать людей за их отступления, но не столько для того, чтобы они «остепенились», сколько, чтобы перестали себя любить и изменили свое отношение к Богу. Но при наказании Господь никогда не оставит возлюбивших Его дела без Своей милости, и будет продолжать наказывать и миловать, миловать и наказывать, пока в нашем сердце не созреет любовь к Богу. Возможно, кто-то захочет возразить: я уже люблю Бога всем сердцем! Но степень нашей любви к Богу можно легко измерить тем, на что мы готовы пойти ради Бога, т.е. нелюбовью к самому себе. Поэтому, важно не только то, любим ли мы Бога, но еще и то, любим ли мы себя в своей любви к Богу! Если наша любовь к Богу – не что иное, как любовь к себе, тогда такая ли это любовь, которую ожидает от нас Господь? Хотя эгоисты тоже могут любить, но эта любовь у них совсем другая. Поскольку эта любовь замешана на себялюбии человека, она, во-первых, нетерпелива, во-вторых, ревнива, и далее: злопамятна, недоверчива, подозрительна и обидчива. Такая любовь раздражается, превозносится, соперничает, унижает других, ищет своего, скоро заканчивается и т.д. Противоположное определение любви предлагает нам апостол Павел, он говорит: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. (1Кор.13:4-8) Подобно Петру, который был уверен в том, что никогда не предаст своего Господа, мы можем обманывать себя, думая, что ради Бога мы готовы абсолютно на всё. Но, когда дело доходит до того, чтобы пожертвовать собой ради Бога, проявить терпение в следовании за Господом, вынести оскорбления в свой адрес, смирить свою гордыню, наша любовь сразу дает осечку. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. (Откр.3:17) Если принять во внимание слова вестника Лаодикийской церкви, то дела этой общины, на его взгляд, весьма неплохи. Эта церковь не имеет нужды ни в каком Божьем даровании, и полностью удовлетворена и, можно сказать, даже счастлива. Она всем довольна, но ее радость, хотя и связана с Богом, но имеет земную природу. Счастье этой церкви состоит в ее накоплениях, разного рода достижениях, собственном благополучии и процветании. Еще она счастлива той благодатью, которую получила, как дар, от Господа. Но в основе ее радости и гордости лежит только ее любовь к себе, и по причине этой любви она может быть довольна собой и тем, что она имеет. Она не желает ничем жертвовать ради Иисуса, но всегда хочет оставаться любимой. Таким образом, она любит не Бога, а только себя, и как раз эта своя любовь и делает эту церковь бедной, жалкой, слепой и несчастной в любви и отношениях с Господом. Господь наш, Иисус Христос, в Своей любви к человечеству, перед тем как отправиться на Голгофский крест, молился Своему Отцу. И молитва Его была посвящена той церкви, которую Он оставил на земле, чтобы она была источником любви и света на пути к Нему для людей, еще не познавших Бога. Последним желанием Иисуса было, чтобы Его последователи, возлюбив Бога всем своим сердцем, стали единым целым с Небесным Отцом, подобно тому, как и Он сам соблюл заповеди Отца, и был одно с Ним. О единстве в этой любви и молился за всех учеников Христос. И последователи Христа оправдали ожидания своего Спасителя. Отдав свои жизни за Иисуса, они доказали, что нашли свою единственную любовь и обрели настоящее счастье в единстве с Небесным Отцом. Но они не стали примером для тех, кто, подобно Лаодикийской церкви, просто использовали Бога и Его благодать для достижения своего личного счастья. Поэтому для каждого из нас по-прежнему остается открытым вопрос, а по какой причине вы счастливы с Богом? Обсудить в форуме. (0 сообщений) |