Тогда сказал Иисус уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: «сделайтесь свободными»? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий делающий грех, есть раб греха; итак, если Сын освободит вас, то истинно свободными будете. Иоанн 8:31-34,36 Усилия человека – быть совершенным, часто не делают его свободным от греха, он, порой, не приближает себя к Богу такими усилиями, а, наоборот, отталкивает Его через свои старания выглядеть лучше. В этом случае уже не Иисус работает с его сердцем, а человек занимается самоусовершенствованием, которое мы можем видеть и в мире. Но почему? Почему Бог не участвует в стремлении человека измениться и быть лучше? Чаще всего, причина этого кроется в том, что человек добрыми делами пытается откупиться от призыва совести последовать открытой и полной истине. И поиск совершенства ради себя и для себя не может расположить Бога к тому, чтобы поддержать такие человеческие стремления. Господь же желает увидеть в нас отражение Своего характера и жизнь посвященную одному Ему, чего невозможно добиться без отвержения себя, как написано: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мр. 8:34). Как видим из предыдущих текстов, Иисус призывает Своих последователей пребывать в Его слове, потому что только в Его учении люди могут найти истину о самоотречении, и такая истина обладает способностью уничтожать эгоизм и освобождать человека от греха. Только мало ее знать, нужно пребывать в учении Христа на практике. И Он поможет Вам в этом: «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36). Человек не может обойтись без вмешательства Бога в процессе своего распятия, он не может самостоятельно пригвоздить себя к кресту, чтобы уничтожить грех, всегда должен быть кто-то, кто бы это сделал, совершил его распятие, вбил бы гвозди в его самолюбие и пронзил бы копьем его гордое «я». И это совершает Иисус, и часто не без сторонней помощи. Конечно, сначала все начинается с обличения, что разъедает подобно щелочи душу, потом переходит в мучение, в котором роль нашего креста выполняют тесные обстоятельства, здесь особенно нужно наше смирение, а кончается все смертью – равнодушием ко всему человеческому, земному. Такой процесс обретения свободы от себя и от своих пагубных пристрастий проходит успешно в том случае, если человек не вырывается из рук Христа в то время, когда Он переплавляет его в искушении. А когда человек, ожесточаясь, замыкается в себе, убегает от предлагаемого Господом испытания, а взамен заполнят себя общением с другими людьми и делами спасения ближних, его постоянное противление действиям Иисуса по изменению его сердца расценивается Богом, не иначе, как хула против Святого Духа, как определение человека против Христа и Его истины. И, как мы уже говорили, такую работу по нашему очищению Господь совершает часто через людей. Это могут быть ближние, говорящие Слово, Господь через них желает совершить наше распятие, и такое происходит, именно, когда мы обличаемы и задеваемы с их стороны не лестными отзывами. Видите?! Оказывается, Господь постоянно находится рядом и проводит с нами Свою работу по очищению от греха, а мы Его совсем не замечаем! То у нас люди – какие нехорошие, то жизнь сложная… а Иисуса за этим не видим. И чтобы стать свободным для Христа не нужно пытаться преодолеть все эти трудности, а только пойти против себя и покориться Богу вопреки желаниям своего «я». Для этого порой нужно принять кое-что и от человека, отвергнув свои неправильные понятия и взгляды. Человек привык воспринимать свободу, как независимость от других, так представляли себе свободу и Иудеи: «мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда» (Ин. 8:33). Но настоящая свобода – это совсем другое. Как правило, человек избегает влияния на него других людей, потому что это ущемляет его гордость, может быть, интересы, жизнь. Но когда у него уже не будет своей жизни, а только Божия, и самолюбие сменится любовью к Богу, он будет по-настоящему свободен от того, что его сейчас удручает, от себя, от мнения других людей. Эту свободу и пришел дать Христос, только многие хотят обрести ее каким-то другим путем, без самоотречения, просто, взять и получить. Но поскольку это у них не получается (нелепая вера в перемену своего характера по молитве не изменяет человека), люди стараются эту свободу заслужить на каком-либо духовном поприще или стараниями быть лучше. Да, усилия нужны человеку, только он часто прилагает их не там, где это действительно требуется. Его усилия нужны, чтобы через самоотречение в покорности Божиим принципам обрести Бога. Вкратце повторим уже сказанное еще раз. В первую очередь, где человек отрекается от своего и от себя – это, когда ищет Царствие Божие. Он прилагает усилия в поиске истины, которую в последствии ему нужно будет сохранить, применив ее в своей жизни. Когда же человек находит и принимает открытое ему Богом в свою жизнь, ему необходимо, чтобы все это было исполнено, для чего нужно терпение, только не в ожидании результата, а терпение в покорности всем обличениям и наказаниям Господа. А потом снова поиск, поиск того, что еще не достигнуто для воплощения в человеке Божеского естества. И, понятно, что без личного присутствия Бога в нашей жизни это Естество будет для нас недоступно. Поэтому Иисус говорит, что Он Сам будет обитать в нас, но прежде должны пребывать в Нем мы: «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Ин. 15:4), и только такой подход сделает возможной Божию работу в нашем сердце, которая всегда приносит «много плода» (Ин. 15:5). |