Весть к Лаодикии  
 
 
СодержаниеПубликацииИсследованияФорумПодписка!Аудиозаписи
Добро пожаловать!

Свидетельство
Передовица
Публикации
Тематический разбор Священного Писания
Библиотека
Междуречье
Особое мнение
Выдержки
Дневники
Творчество
Опросник
Обсуждение
Анкетирование
Что является хулой на Святого Духа?
     
     
 
 
Добавлено недавно
Популярные
Неслучайный выбор
Уста - это характеристика нашего духовного состояния, и если мы будем только сдерживать себя в своих эмоциональных порывах, то уподобимся "гробам окрашенным", какими были фарисеи.
/Цитата из письма/

СВЕТ МИРА Печать E-mail
Автор Андрей МИШИН   
25.03.2009 г.

Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
(Матф.5:14)

Image«Вы – свет мира», – сказал Христос, обращаясь ко всем своим слушателям (Матф.5:14). И что означали для них эти слова? Надо сказать, что далеко не все, кто пришел послушать в тот день Иисуса, были последователями Христа. Среди них было много людей, которые искали решения своих бытовых проблем, стремились повысить качество своей жизни, поправить здоровье, улучшить свое благосостояние, получить освобождение от гнета узурпировавшей их системы, и с этими целями они пришли за помощью к Учителю. И всем этим людям Христос в итоге говорит: «Вы – свет мира».

Ну какой же они свет? Они – тьма, и даже не сумерки. Лишь небольшая горстка людей от этой толпы, которая собралась в этот день у горы, последует за Христом и исповедует Его учение перед людьми. Остальные же надругаются над Ним, а потом распнут вместо Вараввы. И за что распнут Иисуса, за Его любовь к людям, или за добрые дела? Не за любовь и не за дела, а за Божий свет! Но, несмотря на это, Господь говорит всем: «Вы – свет мира». Как же так? Сердца людей еще не успели обратиться, а Он уже призывает их благовествовать? Нет, Христос говорит людям: «Вы – свет мира», а не «миру». Почему же мы, когда читаем эти строки, видим «свет миру»? Неужели чувство самозначимости и личного превосходства перед остальными людьми настолько искажает для нас реальность, что мы не видим «света мира», а так и хотим кому-то «посветить»? Но действительно ли в данном случае идет речь о «свете мира», может быть мы имеем дело с неточностью перевода, и в эти слова закралась ошибка? Но нет, слово «мир» во всех древних манускриптах с этим отрывком из Евангелия  стоит в родительном падеже и означает даже не внешний мир, мирских людей, а весь мир в целом, мир, как Божье мироустройство. Как это можно понять?

Ответ мы сможем найти в предыдущем тексте: «Вы – соль земли» (Матф.5:13). Здесь говориться о том же самом, только вместо «мира» выступает вся земля. Таким образом, Иисус начинает с того, что: «Вы – соль земли», и, продолжая тему, говорит: «Вы – свет мира». Оба слова: «земля» и «мир» – в родительном падеже, и оба выражения построены в одном ключе и несут одну смысловую нагрузку, ошибки быть не может. Что же тогда означает быть солью земли? И вновь наш извращенный тщеславием ум может направить нас по ложному пути, предположив, что быть солью земли – это то же, что и быть «светом миру». Но здесь, опять же, Христос не говорит, чтобы мы были солью «для земли», но «солью земли», равно, как и «светом мира».

Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
(Матф.5:13)

Многие исследователи предполагают, что в этих словах Христа речь идет о таком известном свойстве соли, как предохранение продукта от порчи. И тогда, получается, этот продукт, который требуется сохранить – земля, и ее пытаются спасти от духовного разложения слушатели Божьего слова. Но «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим.2:13). Помимо этого, Христос разрушает привычные представления людей о важности земного спокойствия, которого хотят достичь люди, добавляя в «продукт» соль. Иисус говорит о том, что Он принес земле не «мир», а «огонь» (Лук.12:49,51), и даже сравнивает Свое учение с закваской, которая вызывает брожение (Лук.13:21). Поэтому, чтобы понимать правильно этот вопрос, нам следует внимательно разобраться в том, что говорит о соли Библия.

Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.
Соль – добрая [вещь]; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.
(Мар.9:49,50)

Как видим, солью нужно быть не для других, а иметь соль «в себе», – об этом говорит Христос, – и мир иметь «между собою», а не с миром. Но для полной ясности, давайте посмотрим, как применялась соль в отношении всесожжений и жертв.

Всякое приношение твое хлебное соли солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси соль.
(Лев.2:13)

Очевидно, что соль не могла выполнять роль консерванта для приношений, которые не хранились, а сразу же сжигались на жертвеннике. Мало того, мы видим, что соль в жертвоприношениях была нужна не человеку, который при этом не мог воспользоваться ее полезными свойствами, а Богу. Но для чего Богу соль? Очевидно, что соль выступает здесь в роли символа. Но, вопрос, какого? Причем, этот символ должен был быть понятен и доступен любому участнику жертвоприношения. При том, что символом не может быть консервация жертвы, потому что соль использовалась исключительно в самом процессе жертвоприношения. Подумайте, разве мы солим пищу перед употреблением с той целью, чтобы предохранить ее от разложения? Всегда ли соль используется только, как консервант, для защиты продукта от порчи? Нет, основное назначение соли, как ни странно, – это придание блюду особых вкусовых свойств! И почему мы считаем, что когда речь идет о человеке, это вполне естественно солить пищу перед едой, но выглядит непонятно, если мы солим жертву для Бога? Почему мы лишаем Бога чувства удовольствия и считаем, что Ему нужна лишь наша безвкусная чистота и непорочность? Разумеется, что Господь не получает никакого удовольствия от самого факта присутствия соли в возносимых для Него приношениях и жертвах, но, как мы уже сказали – это символ, и символ того, что наша жизнь должна быть жертвой приятной Богу. Господь должен радоваться и испытывать удовольствие, глядя на нас, а это, в свою очередь, будет основанием нашего союза с Богом. Именно поэтому соль является не только обязательным компонентом к любой жертве, но и является также символом завета.

Все возносимые святыни, которые возносят сыны Израилевы Господу, отдаю тебе и сынам твоим и дочерям твоим с тобою, уставом вечным; это завет соли вечный пред Господом, данный для тебя и потомства твоего с тобою.
(Чис.18:19)

Библия изобилует примерами, когда Бог изменяет Свое отношение к людям, в зависимости от их отношения к Нему. Господь отвергал людей, которые не соответствовали Его требованиям и не оправдывали Его ожиданий. Это касалось, как священников, например, Офни и Финееса, сынов Илия, так и всего народа в целом. Но вечным и не изменяемым оставался только тот союз, который был основан на «соли», когда человек, который жертвовал собой, по-настоящему был приятен Богу.

Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее?
ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!
(Лук.14:34,35)

Более точный перевод библейского выражения «соль потеряет силу» звучит, как «соль потеряет свой вкус», и в этом случае, «чем приправить ее?». Та же самая мысль о не вкусной, т.е. «несоленой» соли, звучит в параллельном месте у евангелиста Марка: «Соль – добрая [вещь]; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите (и опять – приправите)?» (Мар.9:50). Ранее соль считалась дорогим деликатесом и не использовалась так широко, как сегодня, в качестве консерванта для продуктов. Приправлять солью пищу регулярно могли позволить себе только богатые люди. Соль, как приправа, находилась во главе стола. Ее ставили на столе перед главой семейства, или перед уважаемым и почетным гостем. Но если бы эта соль вдруг потеряла бы свои вкусовые свойства, то ей уже нельзя было найти другое применение. Оставалось только одно – выбросить ее вон. Иисус же говорит, что эта соль – «вы». Таким образом, в одном случае, мы можем быть в чести и любви у Бога, а в другом – выброшены на помойку, и все потому что потеряли свой «вкус».

Что в таком случае означает быть «вкусными», т.е. приятными для Бога? Это не просто добросовестно выполнять свои обязанности и творить добрые дела, а по-настоящему любить Бога, отношения с Ним сделать целью и смыслом своей жизни. Ведь в этих отношениях с Богом и заключается само предназначение человека. Именно об этом предназначении и идет речь, когда Христос говорит «вы – соль земли». Сотворенная Богом  земля, какой бы она ни была прекрасной, без человека – это всего лишь бездушный камень, который не может удовлетворить запросов Бога в живом общении, и насладиться любовью от Своего творения. В этом смысле человек – это та «приправа», которая делает Божье творение по-настоящему приятным. А что произойдет, если этот человек, вдруг, потеряет свой «вкус»? Тогда в его существовании отпадет всякий смысл, «безвкусный» или с противным «вкусом», он Богу будет не нужен.

Обратите внимание, что о смысле и предназначении человека Господь говорит еще до того, как дает людям практические советы по изменению своего характера. Он начинает со смысла нашего существования с той целью, что без этого все старания человека измениться будут бессмысленными, пустой тратой своих сил, т.к. не будут иметь в своей основе любовь к Богу. Кроме того, если эти попытки стать лучше будут предприняты не ради Самого Бога, а для людей, или ради себя, то человек все равно не сможет достигнуть желаемого совершенства и главной его цели – любви к Богу. От себялюбия ради себя же отречься невозможно, а «дрессировка» поведения не изменит человека в образ приятный для Бога, но сделает его лишенным своей искренности лицемером. Именно поэтому Христос начинает с мотивов следования за Богом, еще до того, как люди сделали в Его сторону первый шаг.

А что же тогда означает быть «светом мира»? Как мы уже сказали, выражение «вы – свет мира» является продолжением мысли Иисуса о соли земли и говорит о нашей миссии в Божьем творении. «Тьма над бездною» – такой была характеристика мира до того, как Бог сотворил свет. Без света мы никогда не сможем насладиться образом Божьих созданий. Даже темная ночь становится прекрасной именно благодаря свету, исходящему от луны и далеких звезд. Глаза человека являются основным органом чувств, через которые он может воспринимать окружающий мир, но и от них не было бы никакого толку без света. Свет – это то, что дает нам ощутить красоту и привлекательность нашего мира. И этим светом мира является сам человек, только уже в духовном смысле этого слова. Люди могут сиять для Бога, как звезды в ночном небе, а могут и омрачать ясный день своим существованием. Все зависит от того, куда направлена энергия этих «светил». Если от себя к Богу, то они горят для Бога, как звезды. А если внутрь себя, к себе, то они, подобно «черным дырам», лишь потребляют Божью любовь и поглощают в себя окружающий их свет.

Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?
(Лук.11:35)

Хорошее дело быть светом мира, но как сделать так, чтобы действительно светиться, когда в сердце сгущается глубокая тьма? Иисус дает на это следующий ответ:

Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
(Матф.5:14)

Итак, давайте мысленно представим город, который стоит на вершине горы. Может ли он не светится в то время, когда над ним взошло солнце? Иисус говорит «не может». Человек не может не сиять, если он освещается Богом свыше. И что же для этого нужно? А условие только одно – находиться «на верху горы». Но люди выбирают, как правило, другое, они предпочитают скрываться в «бездне» и «ущельях» лицемерия и своих грехов, где их никакой свет никогда не достанет. И здесь «свети» – «не свети», а человек все равно будет пребывать во мраке.

И еще одна мысль, которая содержится в этой притче, – мы не являемся светом сами по себе, мы, как город, всего лишь отражаем свет и жизнь, исходящие от Бога. Как без солнца не может быть светящегося города, так и без Божьей любви не будет сияющего христианина. В противном случае, он будет излучать лишь свой «искусственный» свет. А вот, что сделать для того, чтобы постоянно пребывать в Божьей любви, мы уже сказали – нужно, удалившись от низменных желаний, всегда находиться на высоте. Но, чтобы быть «на верху», нужно сначала туда подняться – преодолеть свое себялюбие и одержать победу над самим собой. И восходить «на гору» необходимо всякий раз, когда мы, потянувшись вниз за своими пристрастиями, невольно с нее «сползаем».

Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.
Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
(Иоан.15:10,11)

Чтобы пребывать в свете и любви Иисуса, Его ученикам нужно соблюдать все, что Им заповедано. Христос имеет великую радость находится в любви у Отца, и будет доволен и счастлив, когда мы, исполнив Его волю, тоже обретем радость и счастье в Боге. Человек не может быть радующим глаз светом, когда сам несчастен с Господом. А у этого состояния есть только одно объяснение. Причина его в том, что называющий себя Божьим последователем не живет для своего Бога. Человеку будет невероятно трудно соблюдать Божьи заповеди, что, в свою очередь, станет причиной его депрессивных чувств, когда его целью и смыслом является жизнь для себя. И наоборот, когда он уходит от мира «на гору» и наполняется светом от Бога, то начинает светиться сам. Подобно тому, как лицо Моисея сияло от Божьей славы после восхождения на Синай, и наше сердце должно светиться любовью в результате соблюдения Божьих заповедей. При этом свет имеет свойство рассеиваться. Поэтому, если человек является светом для Бога, то он станет светом и для людей, которые его окружают. И, как в случае с Моисеем, эта Божья слава в его сердце будет источником света для тех, кто еще не познал Бога и остался внизу, во мраке. Таким образом, мы можем не только радовать Бога своим светом, но и являться источником счастья в Боге для других людей.

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
(Матф.5:15,16)

Если свечу поместить под сосуд, то она скоро угаснет, то же самое произойдет и с человеком, который захочет скрыть и утаить, открывшийся ему Божий свет. Мало того, эта истина должна будет найти применение в практической жизни Божьего последователя, в его «добрых делах», и только так люди, увидев свет, смогут прославить Бога. Но значит ли  это, что жизнь последователя Христа всегда будет приятна и понятна людям, которые его окружают? Иисус называет нас светом «мира», а не светом «миру», соответственно и наши дела должны быть приятны прежде всего Богу. Далеко не всем, кто видел сияющее лицо Моисея, доставляло удовольствие смотреть на ослепительный Божий свет. Несмотря на то, что этот свет был проявлением Божьей славы, многие не испытывали, глядя на него, никакой радости и просили Моисея закрыть лицо покрывалом, чтобы им можно было с ним общаться. Такая же негативная реакция на свет будет и у тех людей, кто имеет человеческое желание общаться с учениками Иисуса, но при этом не хочет выйти из тьмы. Поэтому только тот, кто сам идет к свету (Иоан.3:21), и будет видеть свет в делах последователей Христа и станет прославлять за это Бога. При этом все почести и вся благодарность достанутся одному Богу.

Иисус говорит о том, чтобы, глядя на наши добрые дела, люди «прославляли Отца вашего Небесного», не нас. А этого не произойдет, когда человек будет стараться «светить» другим своим светом, а не отражать славу Бога. Тот человек, который согревает людей собственным светом и теплом, уже получает от них свою «награду», будь то любовь, признательность, или же неблагодарность. Но чтобы обрести «славу от одного Бога»  (Иоан.5:44), мотивом своих поступков нужно сделать любовь к Небесному Отцу. В этом случае все наши «добрые дела» будут сделаны не так, как от себя, а будут результатом нашей любви к Богу. Подобно тому, как свеча светит, потому что горит, так и человек может являться для других Божьим светом, когда сам «горит» любовью к Богу. Именно так этот свет должен «светить пред людьми». Последователям Христа  не нужно изо всех сил стараться «показать» то, чего у них нет, но они должны «делиться» тем, что уже приобрели у Бога.

Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.
(Лук.6:45)

Человек может «вынести» только то, что имеется у него в сердце, будь то хорошее или худое. А что его сердцем будет обладать, зависит только от того, какое он изберет себе «сокровище». И то, что для человека важно, что является его ценностью и смыслом жизни, решит за него, каким он станет в итоге для Бога, добрым или злым. Какое направление задано, таким и будет результат. Если «сокровище» человека – это его близкие, то он и будет, говорить только о тех, кого он любит. Аналогично, если его ценностью являются сокровища этого мира, то они и будут управлять его жизнью и поведением. А если своей наградой и великим богатством человек сделает Иисуса и найдет источник любви у Небесного Отца, поставит в центр своей жизни Бога и сделает Христа своим Господином, то он станет «солью» и «светом» мира, что и определит его смысл в существовании на новой земле.

Обсудить в форуме. (0 сообщений)

 
« Пред.   След. »

© 2017 редакция Вестник Илии e-mail  Внести свою лепту лепта