Давайте представим себе человека, на рубашке или костюме которого видно четко различимое пятно. Какая реакция на его внешний вид может возникнуть у нас, если мы встретим его при обычных обстоятельствах, например, на пороге своего дома? Давайте перечислим, как может измениться наше отношение к человеку по причине вышеупомянутого пятна. Первая возможная реакция – это гнев, например, тогда, когда речь идет о вашем ребенке, который пришел в испачканной одежде с улицы. Такие чувства в отношении к своему чаду могут появиться ввиду его неаккуратного поведения, которое стало причиной его неряшливого внешнего вида. При этом неопрятный внешний вид может вызывать не только раздражение и гнев, но также и презрение, например, когда это касается людей ведущих аморальный образ жизни, алкоголиков в парке, наркоманов в подъезде, проституток на вокзале и т.д. И нашу предполагаемую реакцию на все это – неряшливых детей, вызывающий внешний вид или неопрятность в одежде у людей с вредными привычками, – можно обобщить, назвав это порицанием. Но далеко не всегда внешний вид может быть порицаем окружающими. Например, эпатажная (вызывающая) внешность людей, в том числе и с пятнами, может являться объектом восхищения и зависти. Наша реакция в этом случае может быть неоднозначной. Одни люди могут любоваться и подражать самовыражению ярких личностей, пример тому – мода, другие – осуждать такое поведение и внешний вид. Но и это не все чувства, которые может вызвать у нас внешний вид человека и его запятнанная одежда. Например, я думаю, никому не придет в голову осуждать или презирать человека, который попал в аварию и испачкал свою одежду в своей или чужой крови. Здесь у нас будет уже другая реакция – сочувствие. А почему сочувствие? Потому что в этом случае, человек – не «неряха», не «дегенерат», а пострадавший. А если рубашка или костюм человека были испачканы в столовой жирным соусом, то он тоже является в этом случае пострадавшим, т.к. оказался в этой ситуации не по своей воле, в отличие, например, от того же алкоголика. Однако, далеко не всегда реакцией на свежее пятно пострадавшего может быть сочувствие. Почему? Реакцией на пятно во внешнем виде человека может стать наше злорадство, особенно, если он насолил нам чем-нибудь, или сарказм. Причем, сарказм не является тем чувством, которое логически вытекает из того, с каким поведением человека мы сталкиваемся, как в случае с гневом, презрением, восхищением или осуждением. Сарказм может обнаружиться в любом из перечисленных случаев, будь-то человек – неряха, выскочка или даже пострадавший. Почему это происходит? И чем в таком случае обусловлен человеческий сарказм? Если причина его появления не в поведении другого человека, тогда в чем? Эта причина в нас самих, в нашем превозношении над другими. А как мы можем возвыситься над другим человеком, который так же, как и мы, является Божьим творением, за которого умер Христос? Оказывается очень просто – унизив его. А этим средством унижения людей, как раз и является сарказм. И что же получается? Если человек не думает так же, как и я, то лучший способ доказать свою правоту – его унизить, высмеяв его точку зрения. А если думает также, но при этом находится в центре внимания, то снова вступает в битву сарказм. Опять же, для чего? Чтобы унизить его, и самому стать этим центром. При этом, мы как бы никого не оскорбляем и не осуждаем, но одинаково добиваемся своих целей. Вот и получается, что там, где другие восхищаются или осуждают, наше ущемленное самолюбие проявляется в том, что мы язвим. Но может ли сарказм выполнять другую функцию, отличную от самовозвышения, так сказать, служить на благо общества? Посредством сарказма можно изобличать лицемерие и ложь, подвергать критике несостоятельность земных ценностей и человеческих авторитетов. Но можно ли, высмеивая и публично критикуя других, научить людей любви? Давайте сначала посмотрим на этот вопрос с точки зрения людей, в адрес которых звучит подобная критика. Если претензии в их сторону были высказаны справедливо, то, надо полагать, мы имеем дело еще не с совершенными людьми. А какая реакция на обвинение будет у несовершенного человека? Правильно, он станет защищаться. И скорей всего станет отвечать нам тем же. В таком случае, сможем ли мы, распаляя негодование провинившегося человека, что-то донести до его сознания или помочь ему исправиться? Навряд ли. Скорей всего, таким вот образом, мы будем вбивать клинья в его отношения с Богом. В таком случае, в какой роли мы будем выступать перед Богом, в качестве миротворца, или устраняющего своих конкурентов убийцы? Своим издевательством и высмеиванием людей мы не сможем обратить их сердца к Богу. Но в том-то и дело, что прибегая к сарказму, мы даже и не пытаемся им помочь, а только высмеять, унизить, чтобы выглядеть лучше их. Примерно такую же картину мы будем наблюдать и в отношении тех, кто соглашается с саркастической критикой в адрес других людей. Редко кто сможет удержаться от соблазна показаться «самым умным» и, присоединившись к критикующему, смеяться над чужими недостатками и унижать других людей. Таким образом, сарказм приведет его сторонников не к познанию разоблачающей заблуждение истине, а к все тому же превозношению в подшучивании над чужими недостатками. В этом смысле, сарказм даже хуже прямого осуждения, т.к. превращает в шутку серьезные обвинения. Давайте попробуем найти ответ на вопрос, существуют ли положительные примеры порицания в Библии? Их множество, как в книгах Ветхого, так и книгах Нового завета. Бог через пророков порицает жизнь и поведение людей, а также Христос учит, чтобы мы обличали друг друга для взаимного назидания (Матф.18:15-17), чего невозможно достичь посредством сарказма. Обращаясь к ученикам Иисус говорит: «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему» (Лук.17:3,4). Греческое слово «эпитимэсон», которое переведено в синодальной Библии, как «выговори», происходит от слова «эпитимао», которое переводится, как «порицать, упрекать». Исходя из этого перевода мы понимаем, что повелением Иисуса является порицание греха своего духовного брата. А единственным условием для этого является «наблюдение за собою» или, если быть ближе к тексту оригинала, – сдерживание себя. Иными словами, изменение своего характера в процессе выяснения отношений друг с другом – это процесс обоюдный, как для того, кто является источником раздражения, так и для того, кто раздражается. Таким образом, исследуя Библию, мы можем сделать вывод, что порицание необходимо для духовного роста людей. Это такой же процесс воспитания, какой мы наблюдаем в нормальной семье в отношении неряшливых детей, и не только. Что же касается сарказма, то мы не встречаем такого опыта с положительным результатом. Существуют ли библейские примеры проповедей с издевательством и сарказмом? Как ни странно, есть. Это речь Илии в адрес пророков Ваала (3Цар.18:27). Но здесь есть один важный нюанс: Илия не собирался спасать этих жрецов от заблуждения, он хотел их убить (3Цар.18:40). Его методы нельзя также назвать эффективными и с точки зрения доказательства правды Божьей для других людей. Его поведение только распалило злость и мстительность царицы (3Цар.19:2), от которой он впоследствии вынужден был скрываться. При этом никто из народа не возмутился против умысла Иезавели и не заступился за пророка. В результате громогласная победа Илии обернулась для него личным поражением. Следующее предостережение, которое мы встречаем в Библии, можно отнести не только к сарказму, но и к злорадству: «Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой» (Прит.24:17,18). Но в то же время, в отношении самого Бога мы встречаем следующие слова: «Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им» (Пс.2:4). В этой связи возникает вопрос, почему людям запрещено радоваться несчастию врагов, почему не могут смеяться над ними, а Господь – имеет такое право? Это подобно тому, как в другом месте Бог запрещает людям за себя мстить, а оставляет возмездие Себе. В этом смысле уместен вопрос, почему Богу можно, а нам – нет? А ответ очевиден: потому что Он – Бог. Это значит, что Творец, который дал человеку жизнь, в праве ей распоряжаться. Только Он может творить суд, унижая и возвышая, что происходит во время сарказма. Кроме этого, Господь является Богом, т.е. Бог сам должен находится во главе и в центре человеческого внимания, а не человек, высмеивающий другого человеческого авторитета. Здесь мы выходим на главную проблему сарказма. Она в возношении над другими людьми. Иными словами, тот человек, который прибегает к сарказму, незаметно для себя и для других становится на место Бога и борется за свое превосходство в этом мире. Обсудить в форуме. (0 сообщений) |