…возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; (Матф.11:29) Рассуждая на тему Божьего покоя, в который должен войти Божий народ, ап. Павел говорит: Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. (Евр.4:9-11) Итак, что такое субботство, и что это за народ Божий, которому необходимо войти в покой? В отношении народа, для которого остается субботство, сам же Павел дает исчерпывающий комментарий: А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела [Его] были совершены еще в начале мира. (Евр.4:3) Таким образом, субботство остается для нас, верующих, и нужно оно для того, чтобы нам войти в Божий покой. А что такое Божий покой? Некоторые люди ассоциируют покой с вечными обителями, куда и будут приняты дети Божьи с пришествием Христа. Но апостол говорит нам не о месте, не о покоях, которые сулит людям Божие царство, а о духовном состоянии человека, при котором его сердце наполняет Божий мир: Ибо если бы Иисус [Навин] доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божия еще остается субботство. (Евр.4:8,9) Как известно, Иисус Навин ввел Израиль в покой обетованной земли, но это не принесло мир Божьему народу. Точно также и Божие царство, небесные покои не доставят человеку покоя, если он теперь не успокоится от своих земных желаний и интересов. Но как этого добиться, как войти в Божий покой? Об этом, как раз, и говорит нам субботство. Что такое субботство? Понятие субботства, само по себе, не новое. Еще в Пятикнижии Моисея мы читаем: шесть дней пусть делают дела, а в седьмой – суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; (Исх.31:15) Выражение «суббота покоя» дословно – «суббота субботства», или «покой покоя». Это не тавтология, как «масло масляное». Само слово суббота (шабат) переводится, как «перерыв», «покой», а субботство (шабатон) говорит о соблюдении этого праздника, времени покоя. Если первое слово «покой» относится ко дню недели – субботе, то второе слово «покоя» говорит о том, каким должно быть состояние человека в этот день. Таким образом, субботство невозможно отделить от субботы, потому как субботствовать, соблюдать субботу, человек может только в субботний день. А теперь давайте поговорим о том, каким должно быть состояние человека в субботу, как он должен субботствовать, чтобы войти в Божий покой. Итак, для чего вообще Господь дал заповедь о субботе? Многие скажут: для того, чтобы человек помнил о Боге. Но не забывайте, что суббота была учреждена еще до грехопадения, когда Адам мог общаться с Богом лицом к лицу. Или Господь изначально сотворил его со сверхкороткой памятью? Да и теперь, разве мы не должны вспоминать о Боге в обычные дни, кроме субботы? Или мы вспоминаем о Боге в субботу, чтобы забыть о Нем до следующей субботы? Конечно нет! Почему же тогда заповедь о субботе начинается со слов «помни»? Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. (Исх.20:8-11) «Помни» – это не очень хороший перевод еврейского слова «захар», которое означает «проникать», «устремлять (с тем чтобы узнать)». Или аналогичный ему перевод Септуагинты: «стремиться», «устремляться», как производное от слов «пребывать» или «сжимать» (в своем разуме). Таким образом, человек должен не вспоминать, а стремиться к Божьему покою, носить его постоянно в своем разуме. Жить субботним покоем – это заново переживать те отношения, которые человек имеет с Богом в субботу. А суббота – это средство, чтобы обрести эти отношения, а также пример того, каким должно быть наше отношение к Богу в другие дни. Таким образом, субботство – это не просто напоминание, а проявление любви к Богу на практике, исполнение первой и наибольшей заповеди, для чего человеку предлагается в отделенное Богом время оставить все свои человеческие устремления и дела. Мы можем много говорить о том, что мы любим Бога всем сердцем, но готовы ли мы оторвать от себя и отделить для Него субботние сутки, посвятив все это время Богу? И святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш. (Иез.20:20) Святость Богу во времени, о чем говорит освященный Им день, и святость Богу в делах – это два направления в практической жизни человека, которые он вынес еще из Эдема, для выращивания в своем сердце плода любви. Поэтому, суббота действительно способствует освящению человека, и куда более чем обычные дни, потому что именно в субботу ему предлагается посвятить себя полностью Богу, чтобы войти в покой. Таким образом, субботство, соблюдение покоя в субботу, важно не само по себе, а с тем, чтобы обрести мир с Богом. Само субботство является не целью, а средством, чтобы человеку «проникнуть» в Божий покой (Мар.2:27). Но ведь и покой тоже бывает разный. У каждого человека свое понятие о покое. Для кого-то покой – это сладко поспать на проповеди, а для кого-то – заняться любимым делом так, чтобы ему ничто не мешало. Для одних людей покой – это полное расслабление, а отдых других людей заключается в их развлечении. Каким же должен быть покой в субботу? Как ни странно это звучит, но в заповеди о субботе сам Бог дает пример субботства в этот день: ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. (Исх.20:11) Таким образом, поняв покой на примере дел Бога, мы сможем вынести понятие правильного исполнения заповеди о покое в своей жизни. Каким же было субботство в седьмой день у Бога? Отдыхал ли Бог в субботу? Написано: «а в день седьмой почил». Еврейское слово «нуах», которое в синодальной Библии переведено, как «почил», имеет следующие значения: «отдыхать», «останавливаться» и другие родственные по смыслу значения. Если же читать Божьи заповеди в переводе Септуагинты, то это же самое слово используется здесь в значении «оканчивать», «прекращать», «останавливать», «удерживать» и т.д. В этом смысле отдых имеет значение воздержания и остановки, в отличие от того отдыха, который мы привыкли связывать с полным расслаблением. Необходимость в расслаблении возникает у человека по причине его утомленности делами, но «вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает» (Ис.40:28). Его покой был связан не с отдыхом от трудов, а с остановкой для другого рода занятий. Господь отложил все Свои дела, чтобы отделить и посвятить это время для общения со Своим творением. Поэтому этот покой и ставится в пример для человека: как Бог воздержался от исполнения Своих планов в день субботний, так и человек должен воздерживаться от своих замыслов, прекратив ради Бога все свои дела. Но всегда ли покой выражается в бездействии Бога и человека? Про исцеление расслабленного при купальне в субботу Иисус говорил: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Иоан.5:17). И, на самом деле, если мы посмотрим на дела Бога в природе, то увидим, что Господь «выходных» не имеет: «ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:28). Если бы Бог в человеческом смысле «отдыхал» в субботу, то мир бы отсутствовал по субботам. Но это не значит, что Бог не может оставаться в покое в седьмой день. Бог отказался от Своих творческих планов в субботу, но продолжал давать жизнь Своему творению. Поэтому в заповеди о субботе речь идет именно о покое от дел для себя, как и написано: «шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» (Исх.20:9,10). Поэтому Иисус не нарушал Божью заповедь, когда исцелял людей в субботу, поскольку делал это не для Себя, а таким вот образом совершал Свое служение Богу. Так и каждый из нас не должен бездействовать в субботу для Бога, он должен оставлять свои дела, чтобы творить дела Божии. А ничего не делать в субботу у нас все равно не получится – либо мы живем в субботу для Бога, либо – для себя, третьего не дано. Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это. (Ис.58:13,14) Соблюдение субботы – это, прежде всего, «прекращение» дел, а потом уже, как результат очищения сердца от зудящих земных проблем, – счастье и радость в Господе. Субботство – это воздержание, связанное с борьбой и самоотречением, а следующий за ним покой – это отрада, которую человек имеет в Господе. Если соблюдение субботы – это труд, то его плод – это мир и радость в отношениях с Богом. Но когда человек не достигает мира с Богом в субботу, это говорит о том, что он неправильно соблюдает субботу. Человек не сможет достичь покоя, когда он намерен «отдыхать» в субботу, вместо того, чтобы «остановиться» в своих прихотях. Если он не может прекратить делать свои дела, говорить и думать о своем в субботу, то как он сможет воздерживаться от своих желаний в обычные дни, когда можно делать свои дела? И если он не может найти радость в Боге сейчас в одном дне, то в какой кошмар превратится его жизнь в Небесном царстве, где избранных будет ожидать вечная суббота с Богом? От чего он тогда будет «отдыхать» по субботам? От Бога? Обсудить в форуме. (3 сообщений) |