Весть к Лаодикии  
 
 
СодержаниеПубликацииИсследованияФорумПодписка!Аудиозаписи
Добро пожаловать!

Свидетельство
Передовица
Публикации
Тематический разбор Священного Писания
Библиотека
Междуречье
Особое мнение
Выдержки
Дневники
Творчество
Опросник
Обсуждение
Анкетирование
Для чего Господь сотворил человека?
     
     
 
 
Добавлено недавно
Популярные
Неслучайный выбор
...разве цель в том, чтобы сохранить себе ближних?
/Цитата из письма/

СЕМЬЯ И ДРУГИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА Печать E-mail
Автор Андрей МИШИН   
02.03.2011 г.

СемьяУслышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!
Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,
и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово.
И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
Третий сказал: я женился и потому не могу придти.
И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой.
Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
(Лук.14:15-24)

Давайте посмотрим на эту притчу, приведенную Иисусом, и ответим, к чему Он ее сказал? Это был Его комментарий на реплику возлежащего с Ним человека: «блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!». Очевидно, что человек, произнесший эти слова, рассчитывал оказаться среди возлежащих на званом ужине Христа и Бога, подобно тому, как он сейчас был удостоен чести присутствовать на данной трапезе в числе гостей. И что же отвечает на это Иисус? Вывод мы можем прочитать в Его заключительных словах к возлежащим: «Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных».

Почему «никто из тех званых не вкусит моего ужина»? И кто является избранным для этого праздника? Могли ли званые быть в числе избранных? Безусловно, могли. Почему же они не были достойны? Чем лучше их были нищие, увечные, хромые и слепые? По многим аспектам последние были намного хуже первых, однако именно они удостаиваются избрания. Почему? Несмотря на внешнюю благопристойность поведения, хозяин разозлился на людей, званых на ужин. Что же его возмутило? Как мы видим из притчи, слуга идет сначала к «званым». И не случайно они названы здесь зваными, потому что договоренность о том, что они придут на ужин, существовала с ними прежде, чем ужин был приготовлен. Поэтому слова хозяина ужина звучат к приглашенным, как «идите, ибо уже все готово». А все приглашенные начали, «как бы сговорившись, извиняться».

Званые приводят свои причины, по которым они не могут принять участие в пире, полагая, что эти причины, жизненные обстоятельства, в которых они оказались, послужат неким оправданием их отказу. И при этом добавляют: «прошу тебя, извини меня». Оправдания найдены, извинения отправлены, и все – вроде бы как, «совесть чиста». И с другой стороны, это не просто причины, а объективные препятствия, которые мешают людям прийти. «Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти». Последний даже не извиняется за причину своего отказа, потому что считает ее уважительной. И действительно, что может быть уважительнее семьи?! Друг, царь, Бог??

Давайте рассмотрим шкалу почтения, о которой говорится в Библии. В своем письме к верующим города Коринфа, ап. Павел говорит следующие слова: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1Кор.11:3). Таким образом, авторитет Бога стоит для человека на первом месте. За ним следует авторитет Христа, исполняющего волю Отца (Иоан.6:38), и мужа, являющегося главою жене. Но это не вся иерархия, которую мы встречаем в Писании. В законе Бог говорит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20:12). Таким образом, дети должны были почитать родителей: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол.3:20), а детям и родителям почитать стариков: «Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога твоего. Я Господь» (Лев.19:32). В любом случае, во всем этом человек должен был подчиняться Господу и бояться не людей, а Бога. Кроме того, как стар, так и млад, должны были подчиняться духовной и политической власти Израиля, которая стояла выше авторитета семьи. «Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси» (Исх.22:28). Применительно к новому завету, Христос раскрывает этот же принцип на примере служения апостолов: «Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (Иоан.13:20), а также и других Божьих служителей: «кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Матф.10:41,42). При этом перед этим Он говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Матф.10:37,38).

Итак, ничего, в сущности, не изменилось. Авторитет Бога, Христа и Его служителей должен стоять выше интересов семьи. И примером тому является Сам Христос, вот реальный случай из Его жизни:

И пришли Матерь и братья Его и, стоя [вне] дома, послали к Нему звать Его.
Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, [вне] дома, спрашивают Тебя.
И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?
И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;
ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
(Мар.3:31-35)

Что стало основанием для подобного заявления Иисуса, что, пришедшие к Нему люди, это не Его мать и не Его семья? Фактически Христос здесь отрекся от своих земных родителей, в то время как должен был их почитать. Является ли причиной тому Его небесное происхождение, что отцом Христа был Бог? Но в данном примере Иисус не называет Своим отцом Бога. Кроме того, речь в этом случае идет совсем не об отце, а о кровной матери Иисуса и о Его земных братьях, пускай даже и сводных.

Обозрев сидящих вокруг Себя, Иисус говорит: «вот матерь Моя и братья Мои». Стало быть, дело совсем не в том, что Он – Сын Божий, а в том, что Его близкие, придя за Ним, не исполняли волю Божью. Ибо выше мы читаем, что, «услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя» (Мар.3:21). «Ибо и братья Его не веровали в Него» (Иоан.7:5). Это становится причиной того, что Иисус изменяет круг своих родных: «ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь».

Это правило относится не только к семье Иисуса, но распространяется и на семьи всех Его последователей. Так, например, в ответ на просьбу одного из Своих учеников: «Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего», Христос сказал ему: «иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Матф.8:21,22). Очевидно, что речь в данном случае не шла о похоронах двух престарелых родителей, умерших в один день, а о том, что человек хотел исполнить в отношении отца и матери свой сыновний долг, как то предписывала заповедь, вплоть до самой их смерти. Но он должен был идти за Иисусом, оставив заботу о своей духовно мертвой семье таким же, как и они сами, духовным мертвецам.

Как же тогда понимать слова ап. Павла к Тимофею: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8)? Это повеление было дано церкви в контексте заботы об одиноких вдовах. Во времена ап. Павла, как известно, никаких пенсий и социальных служб не было, и бремя заботы об одиноких стариках несла на себе церковь. Но, как обычно бывает, среди верующих находились желающие переложить заботу о своих престарелых родственниках, находящихся на их иждивении, на плечи церкви. Таким образом, так называемые, христиане поступали даже хуже неверующих, исполняющих свой долг перед родными. При этом приведенные выше слова относились, опять же, к «своим», т.е. к исполняющим волю Божию, «особенно», если эти «свои» были еще и «домашними».

Но о Марии, матери Иисуса, нельзя было говорить, как о человеке, который вообще не знал Бога и не соблюдал Его волю. Библия называет ее «благодатной» и «блаженной», и основание для Божьей благодати и счастья Марии заключалось в ее вере и благочестии. Мы знаем, что она поверила в Божий замысел – родить младенца Иисуса, она приняла и последовала данному предназначению. В таком случае, в отношении Марии уже нельзя было применить правило – «предоставь мертвым погребать своих мертвецов». Но Иисус бывал настолько категоричен, что обрезал в желании вернуть Его в привычное русло не только родную мать, запутавшуюся в своих чувствах, но и Своих учеников, ставших для Него его новой семьей. Так Петру Иисус говорит: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Матф.16:23).

В чем же Христос усмотрел сатану? Почему Он с такими словами обратился к одному из первых Своих апостолов? Потому что с тех пор, как Иисус «начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников», «Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Матф.16:21,22). Он тоже хотел повлиять на жизнь Иисуса, пытаясь привести ее в соответствие со своими представлениями и планами. А в качестве аргумента использовал то, чем руководствовался сам – жалость к самому себе. Поэтому независимо от вероисповедания своих близких, их взглядов и духовного круга общения, по примеру Христа человеку нужно отстраняться от них, когда они вводят его в соблазн, преследуя свои человеческие желания и цели. В этом плане интересен еще и другой пример, который описывает евангелист Лука наряду с духовными «мертвецами»:

Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими.
Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.
(Лук.9:61,62)

Как мы видим, в данном случае речь не идет о каких-либо моральных или идейных разногласиях, которые возникают у человека с его близкими. Духовного разделения нет, но есть призыв Иисуса – «следуй за Мною» (Лук.9:59), исполнить который человеку мешают его соблазны – «проститься с домашними моими». В этом случае не нужно даже никакого давления со стороны домашних, чтобы поставить человека перед выбором – либо следовать за Иисусом, либо оказать требуемое внимание своим родным. Точно в такой же ситуации оказывается и человек из притчи, который отвечает на приглашение прийти на пир словами – «я женился». Тем самым, он дает понять хозяину, что его мероприятие для него ничего не значит по сравнению с теми планами, которые он имеет в отношении своей семьи. Ему гораздо интереснее остаться здесь, дома с семьей, чем идти на пир, который приготовил для него хозяин дома.

Почему при этом человек даже никак не извиняется за свой отказ? Наверное, потому что наличие у него семьи уже извиняет его в его глазах. В Израиле был закон, по которому тот, кто взял жену недавно, не должен был идти на войну, а оставаться на протяжении одного года со своей женой. Но в данном случае речь идет не о войне, с которой человек мог не вернуться живым, а об ужине. Кроме того, участие в этой вечере не являлось его прямым долгом перед государством или организацией. Человек был абсолютно свободен в своем решении, он не был ничем обязан тому, кто пригласил его на пир. Речь шла не об обязанностях, а о его личном отношении к хозяину дома. Поэтому никакие обоснования своих поступков, вроде – «мужья, любите своих жен» (Кол.3:19), или невыполненного долга перед семьей или родителями, не могут быть оправданием для пренебрежительного отношения к Богу.

Поэтому никто из тех, у кого нашлась «извиняющая» причина отклонить предложение хозяина, не попал на званый ужин. Туда пришли нищие, увечные, хромые и слепые, для которых земная жизнь потеряла свою привлекательность. А также и такие люди, которых слуги находят «по дорогам и изгородям», вдали от мест, где кипят человеческие желания и мирские дела. При этом те, кто не попал туда, оказались «не там» не только потому, что сами не захотели прийти на праздник, но еще и потому, что сам хозяин поклялся, «что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных».

Любое избрание всегда выражает волю того, кто избирает, а не того, кто желает быть избранным. Вот и Бог избирает Сам тех, кто разделит с Ним Его радость, Его торжество. Но причиной такого выбора Господа является не лицеприятие и не Его личные пристрастия. Бог выбирает тех, кто выбрал Его, т.е. кто отдал предпочтение Ему, показав в этом свое настоящее отношение. Таким образом, избирает всегда только Бог, но Его выбор зависит исключительно от самого человека, от того, как он проявит себя в семейных и других обстоятельствах.

Обсудить в форуме. (0 сообщений)

 
« Пред.   След. »

Ссылки по теме:
© 2017 редакция Вестник Илии e-mail  Внести свою лепту лепта