«Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить…» – сказал Иисус ученикам, которые уже на протяжении трех с половиной лет слушали Его слова и имели перед собой Его живой пример, ежедневно разделяя с Ним кров и пищу (Иоан.16:12). Что было причиной того, что ученики не могли вместить слова Христа? Прошло слишком мало времени? Или у них был плохой Учитель? Кто виноват в том, что они были неспособны понимать Иисуса? Или никто не виноват, просто такой попался «материал»? Как известно, люди часто оправдывают других и себя тем, что истины Священного Писания являются слишком сложными для их восприятия, чтобы можно было самостоятельно понять волю Бога и исполнить ее в своей жизни. А поскольку каждый понимает Бога по-своему, то они делают вывод, что людям не нужно особо напрягаться в исследовании воли Бога, а руководствоваться своими собственными представлениями, т.е. тем, как они сами понимают и воспринимают Его слова. При этом все же, основанием веры людей остается не личное изучение Священного Писания, а слова человека, какого-либо авторитетного лица, чьи рассуждения отвечают их понятиям и целям. Такой подход является наиболее простым и удобным, но правильный ли он? Представление о том, что человек должен выбирать только то, что ему нравится, обусловлено тем, что в своих желаниях и поступках он руководим Божьим Духом, потому что написано, что «Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению» (Фил.2:13). Но всегда ли все желания и побуждения человека исходят от Бога? Если мы прочитаем, о чем говорится выше, то увидим, что эти слова обращены к «послушным» (Фил.2:12). Кроме того, Иоанн, написавший нам о помазании от Святого, которое «в вас пребывает» и «учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1Иоан.2:27), говорит: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Иоан.4:1). Это направляет нас к тому, чтобы испытывать слова не только других людей, но и тщательно исследовать свои собственные побуждения, как написано: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4:16). Таким образом, все свои желания, рассуждения, чувства и мотивы следует постоянно испытывать словом Божьего учения. Но как это сделать, если слова Христа не вмещаются в нас? Вообще может ли данный факт служить хоть каким-нибудь оправданием нашей неправедной жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к другим словам Иисуса, и посмотрим, в каких случаях Христос делает снисхождение и спокойно мирится с непониманием слушателей слова Божьего: Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит. (Матф.19:8-12) К чему относится выражение Иисуса – «не все вмещают слово сие, но кому дано»? Сказано ли это в отношении «обязанности человека к жене», или это относится к тому случаю, когда люди должны стать ради Царства Небесного евнухами? Если идет речь о первом случае, тогда получается, что, говоря не разводиться с женою, Христос призывает учеников соблюдать Божью заповедь, даже если она им не понятна. Если же речь о другом, тогда Его пример со скопцами должен был указать ученикам на перспективу внутрисемейных отношений и изобличить их неверные мотивы – не жениться ради того, чтобы иметь законную возможность «гулять». Тем самым Иисус дает понять Своим апостолам, что недостаточно только соблюдать букву закона, главное – это соответствовать целям, заложенным в основание жизни в Божьем Царстве. И выполняя заповедь Господа – не разводиться с женою, ученики должны были приближаться к тому, чтобы вместить Его слова о евнухах, «которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного». Поэтому то, насколько можно вместить слова Христа, всегда зависит от самих людей, от их веры и послушания Божьим требованиям. Вместить в себя слова Бога, или наполниться «хотением и действием по Его благоволению», человек может только очистившись, т.е. освободив свое сердце от своеволия и себялюбия через покорность Его заповедям. И когда человек так очищает свое сердце и находится на пути принятия Божьих слов, он получает такую возможность от Бога, а когда не живет по написанному и противиться слову, сам не оставляет себе возможности измениться. А теперь давайте разберем данный принцип на других библейских примерах. Ученикам Коринфской церкви апостол Павел пишет: И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли поступаете? Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. (1Кор.3:1-8) Почему для иллюстрации темы мы взяли пример с духовным молоком? Потому что в то время, когда человек пьет «молоко», он не в состоянии питаться нормальной пищей. И почему люди, к которым обращается Павел, «были еще не в силах» ее вместить? Ответом на этот вопрос являются слова апостола: «потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли поступаете?». По-человечески поступают люди, которых переполняют свои человеческие чувства, такие как вражда и ревность, о которых и идет в данном случае речь. Ведь между Павлом и Аполлосом, о чем мы читаем дальше, не существует никаких идейных разногласий, которые могут стать причиной духовной вражды. Но в данном случае говорится о разделении, причиной которого являются человеческие авторитеты. Павел и Аполлос «суть одно», но называющие себя «я Павлов» или «я Аполлосов» смотрят не на содержание насаждаемого ими учения, а на самих людей, насколько они им понятны, приятны и отвечают их представлениям о Божьих служителях. Это типичное плотское восприятие, которое руководствуется ощущениями, а не здравым смыслом. И очень часто эти свои ощущения люди выдают за побуждения от Бога. Но их понятия и жизнь говорят о том, что они движимы не духом, а плотью, т.е. собственным себялюбием, которое и является причиной их зависти и споров. Давайте прочитаем, как говорит об этом апостол Иаков: Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир. (Иак.3:13-18) Таким образом, если в основании духовных откровений человека лежит его ревность, вражда и несмирение, то это «не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская». В том и состоит главное отличие духовного человека от плотского, что духовный наполнен Божьими желаниями и мыслями, о которых говорится в Библии. А плотской человек заполнен своими собственными, человеческими чувствами и мыслями, поэтому он не может вместить то, что предлагает ему Бог. Каждый человек имеет свой духовный возраст, который определяет его способность в принятии Божьих слов. Так, например, «младенцы» способны принять только «молоко». Молоко отличается от твердой пищи тем, что усваивается человеком легко и не требует от него никаких усилий в противоположность принятию, «пережевыванию» и «перевариванию» жестких и неудобоваримых слов Бога. Хорошо ли это или нет? Прочитаем, что говорит об этом апостол Петр: Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь. (1Пет.2:1-3) Питаться молоком правильно, полезно и необходимо для «новорожденных младенцев». Но даже и в этом случае, чтобы принять Божье слово, таким людям необходимо очистить свое сердце, «отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие». Выходит, что даже «младенцам» требуется прилагать над собой усилия в меру своих духовных способностей… Тогда что можно сказать о тех людях, которые ни в чем не хотят себя напрягать и ограничиваются только тем, что им понятно, приятно и легко ложится на сердце? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к примеру из другого послания апостола Павла: Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека. О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо, [судя] по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. (Евр.5:7-14) Давайте сравним, какое отличие этой характеристики апостола Павла от его слов, обращенных к верующим города Коринфа? Если в отношении язычников Коринфа он говорит, что они «еще не в силах» вместить его слова, то верующим евреям он говорит: «Ибо, хотя вы и должны быть, судя по времени, учителями, вы снова нуждаетесь в том, чтобы вас учили первым началам слова Божия, и вам нужно стало молоко, а не твёрдая пища» (Евр.5:12 пер. Кассиана). Таким образом, в последнем примере у верующих происходит движение назад, возврат к старому. И это выражается не только в неспособности людей слушать, но еще и в стремлении жить по своим прежним представлениям. Иными словами, люди применяют к себе требования, как к младенцам, возвращаясь к тому, с чего начинался их духовный путь. Соответственно, в чем еще состоит отличие духовного человека от плотского, исходя из данного примера? О плотских людях Павел пишет: «Ибо всякий, питаемый молоком, неиспытан (досл. – неопытен) в слове праведности, потому что он младенец» (Евр.5:13 пер. Кассиана). Он младенец, и поэтому не имеет опыта в отречении от собственных представлений и чувств, например, в отличие от Иисуса, который «страданиями научился послушанию, и, усовершённый, стал для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр.5:8,9 пер. Кассиана). А в отношении духовных сказано: «Для совершенных же имеется твердая пища: их чувства навыком приучены к различению как добра, так и зла» (Евр.5:14). Таким образом, человек может питаться твердой пищей в том случае, если он научился распознавать и покорять свои собственные чувства Христу, подобно тому, как и сам Иисус подчинил свою волю Отцу. Но что случится, если даже спустя много времени мы не научимся этого делать? Прочитаем, что далее пишет апостол: Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. И это сделаем, если Бог позволит. Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение. (Евр.6:1-8) Павел призывает таких людей поспешить к совершенству, потому что невозможно отошедших к старой жизни последователей продолжать кормить духовным молоком. Перемалывание старых заученных истин уже не поможет «возрасти им во спасение», наоборот, лишь станет поводом для их духовного разложения. Это происходит по той причине, что в жизни со старыми понятиями людям не приходится уже себя ломать, преодолевать себя в том, чтобы исследовать, разбираться, притворять услышанное в практике… Вместо этого, они живут и руководствуются плотскими интересами и оправдывают себя тем, что они уже достигли, уже понимают и исполняют. Поэтому духовное молоко становится для них как бы ширмой, за которой они культивируют свои человеческие желания и цели. Соответственно для Бога такие люди остаются бесплодной почвой, непригодной для возделывания и близкой к проклятию, которого конец – сожжение. Тогда как определить, в каком случае человек может и должен питаться молоком, а когда его неспособность в принятии Божьей истины обусловлена не его духовным возрастом, а нежеланием покориться Божьему слову. Для этого мы снова обратимся к словам Иисуса Христа, но теперь уже сказанным фарисеям: Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. (Иоан.8:37) Фарисеи, как известно, отличались тем, что тешили свое самолюбие богоизбранностью своего народа и тоже искали себе оправдание в поверхностном соблюдении Божьих заповедей и обрядов. И вот, какой мы видим у них результат: слово Христа не вмещается в них. Но, в отличие от учеников Иисуса, они ненавидят Христа и хотят Его убить. Почему такая разница? Потому что, даже как бы живя с Богом, они не стремились к совершенству, а искали у Бога своего. Поэтому они очень болезненно реагировали на слова Иисуса, призывавшего их оставить свою прежнюю жизнь, рабами которой они являлись. Точно также происходит и с другими людьми, когда они, подобно вождям народа, ожесточаются на слово правды. Здесь они уже делают свой выбор, который определяет их на сторону врагов Божьей истины. В этом смысле показательным является и пример Лаодикийской церкви, церкви последнего периода, ангел которой хвалится перед другими своим духовным богатством, а тем временем для Иисуса держит плотно закрытой свою дверь. Нет, он не сможет впустить к себе Христа, до тех пор, пока не оставит свое богатство, которое суть его нищета, пустота и томление духа. А отрицать свое положение, огрызаться и винить в своей несостоятельности Учителя равносильно тому, чтобы подобно фарисеям самим распинать Сына Божьего и выставлять Его на позор (пер. Евр.6:6). Обсудить в форуме. (0 сообщений) |