«Авраам поверил Господу, и Он вменил это в праведность» (Быт. 15:6), но был ли праведным Авраам? Слова о его праведности исполнились только тогда, когда он принес в жертву Богу своего сына, Исаака (Иак. 2:21-23). Хотя жертва и не была совершена фактически, как это произошло, например, с Иеффаем (Суд. 11), но она была совершена в сердце Авраама, и это произвело в нем перемены, после которых его действительно можно было назвать другом Божиим. А до этого он поступал еще как предатель, например, когда он из-за страха смерти называет жену сестрой (Быт. 20), в то время как Бог поступал с ним как с другом, принимал участие в жизни Авраама, открывал ему Свои планы, делился Своими переживаниями (Быт. 18). Но зачем Богу нужна была эта жертва со стороны Авраама, жертва Исааком, о котором Бог сказал: «…в Исааке наречется тебе семя» (Быт. 21:12)? Ответ одновременно ясен и сложен… Понятно, что Бог хотел, чтобы Авраам любил более Его, а не своего сына, от которого ожидал продолжения своего рода. Бог желал, чтобы Авраам ценил Его и возлагал всю свою надежду на Него, а не находил ее в возможностях, которые видел в своем сыне. Перед Авраамом, наконец, встал вопрос: что ему дороже? Исаак, потомки, или Бог, Который дал ему все это? А если сами по себе стремления Авраама не были достойны Божьего смысла, то зачем тогда Бог поощрял Авраама в его ценностях, обещая ему потомство? Здесь мы находим развитие завета Бога с Авраамом, развитие Его отношений с ним. Сначала Господь хочет указать на себя как на выход из проблемы, которую имел Аврам – у него не было детей (Быт. 15:1-5). Бог хотел явить в Себе источник надежды и смысла, которого так не хватало в жизни тогдашнего Аврама, и для этого этапа достаточно было с его стороны только веры, доверия со стороны Аврама, чтобы свою жизнь поставить в зависимость от планов Бога. А потом вера должна была найти свое воплощение в праведности, и на следующем этапе союза человека с Богом от Аврама потребовалась верность, покорность Божией воле (Быт. 17:1), чтобы Господь являлся единственной и наибольшей ценностью его сердца. Эта покорность и переоценка нашли свое отражение в действии Авраама, когда он отдавал Богу свою единственную надежду в его возлюбленном сыне. В жизни Авраама мы видим исполнение слов Иисуса, обращенных ко всем Его последователям: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а при том и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26). Пример его жертвы особенно актуален для нас, живущих в последнее время, когда необходимо наше приготовление ко второму пришествию Христа. Сегодня, как никогда, Бог желает видеть в нас праведность (Отк. 19:8) и найти у нас плоды (Отк. 3:18), и это можно приобрести только в жертве ради любви к Богу. Поэтому сначала нам нужно, как Аврааму, поверить Господу и последовать за Ним в послушании. |