Весть к Лаодикии  
 
 
СодержаниеПубликацииИсследованияФорумПодписка!Аудиозаписи
Добро пожаловать!

Свидетельство
Передовица
Публикации
Тематический разбор Священного Писания
Библиотека
Междуречье
Особое мнение
Выдержки
Дневники
Творчество
Опросник
Обсуждение
Опросник
Победить грех можно
     
     
 
 
Добавлено недавно
Популярные
Неслучайный выбор
Бог хочет Сам стать для человека дорогим и родным Существом, близким Другом, с которым можно было бы разделить вечность. А как человек отвечает на Его любовь? Не хочет знать Господа или просто использует Его для себя и собственных интересов.
/Цитата из письма/

НЕ ЗАБОТЬТЕСЬ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ Печать E-mail
Автор Андрей МИШИН   
07.09.2011 г.

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть?
И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы.
(Матф.6:24-34)

Беззаботный

Как понимать слова Иисуса – не заботьтесь о завтрашнем дне? Значит ли это, что не нужно пахать, сеять, собирать урожай, ни делать заготовок на зиму, ни строить, ни учиться, и вообще не заниматься никаким трудом, ориентированным на будущее благополучие? «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» – так описывает это состояние премудрый Соломон (Прит.6:10,11). Но на это ему можно возразить: пусть я буду беден и стану нуждаться, но зато останусь без забот, как говорит об этом ап. Павел: «А я хочу, чтобы вы были без забот» (1Кор.7:32). Беззаботное состояние сегодня мы можем наблюдать у людей, занимающихся бродяжничеством, у лиц без определенного места жительства. Они «ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы», они не заботятся о завтрашнем дне, для каждого дня им хватает своей заботы – питаются тем, что сегодня найдут в мусорных баках, и ночуют там, где придется, в подвалах, подворотнях… Означает ли это, что Иисус призывает Своих последователей стать бомжами?

Если посмотреть на жизнь Иисуса Христа, то мы увидим, что Он тоже по сути бродяжничал, как Сам же и говорил: «лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Матф.8:20). Но при этом нельзя сказать, что Христос оставался без забот. Иисус оставил дом, семью, работу не ради беззаботной жизни, а по причине Своего служения Богу. Тому же самому Он учит и Своих последователей. Его учение начинается со слов: «никто не может служить двум господам… Не можете служить Богу и мамоне». «Мамонас» – это сиро-халдейское слово, означающее богатство, имущество и, в широком смысле, земные блага. Почему Христос говорит о мамоне, используя заимствованное из другого языка слово, а не прямо говорит о богатстве или имуществе человека? Потому что маммона – это не просто имущество, это еще и семитское божество богатства и земного благополучия. Получается, Иисус здесь противопоставляет служение Богу служению богатству, как древнему идолу. Кроме того, исходя из контекста, речь идет не просто о богатстве, как о материальном достатке и земной роскоши, а в целом о любом стремлении человека к материальному благополучию, выраженному даже в таких естественных желаниях, как поесть, попить, одеться…

«… если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Матф.6:30). Означает ли это, что верующий человек, как таковой, перестает испытывать потребность в питании и одежде? Отнюдь. И «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Матф.6:32). При этом удовлетворение человеческих потребностей Господь все равно усматривает через труд: если не на колхозной, то на духовной ниве, «ибо трудящийся достоин пропитания» (Матф.10:10). Кроме того, Библия дает нам примеры служения Богу, которое было напрямую связано с материальным приготовлением к завтрашнему дню: это и строительство Ноева ковчега, и заготовление Иосифом зерна на семь лет грядущего голода, не говоря уже о регулярном приготовлении к библейским праздникам и субботе. Но при всем этом, забота о собственном благополучии не должна стать для человека мамоной – его идолом, его целью. «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники…» (Матф.6:31,32).

А как определить, что на самом деле является нашей целью, а что средством для ее воплощения? «…ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Матф.6:24). Не является ли земное благополучие как раз тем, что мы любим, а Бог – кого мы используем, и тем самым ненавидим? Это можно увидеть, посмотрев на то, чему отдают приоритет в своей жизни язычники. В качестве примера мы можем взять хотя бы известную многим модель потребностей человека по А. Маслоу. Эту модель часто изображают в виде пирамиды, в которой все человеческие потребности имеют соответствующую иерархию, в зависимости от их приоритета. Выделяют семь основных уровней. Самый низший – физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т.д. Следующая ступень – потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач. Далее потребность в принадлежности и любви: принадлежность к общности, быть приятным, любить и быть любимым. Затем следует потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание. Потом познавательные потребности: знать, уметь, исследовать. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота. И последняя ступень, самая высшая – духовные потребности: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация. Находясь на этом уровне, человек задумывается над смыслом своего существования, ставит вопрос о своей роли в жизни. По мере удовлетворения низлежащих потребностей, двигаясь от низшего к высшему, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, что в конечном итоге и определяет цели человека и его приоритеты.Пирамида потребностей по Маслоу

Накормить, напоить, спать уложить – является первоочередным делом не только в модели Маслоу, но и во многих религиях мира. Христос же предлагает совершенно противоположный подход: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф.6:33). Это значит, что последователи Иисуса, того самого Иисуса, который оставил дом и целиком до самой смерти посвятил Свою жизнь служению Богу, тем самым претворив Свою теорию в жизни, также должны отдавать предпочтение духовным целям, даже если это чревато увольнением с работы, изгнанием из дома и жизнью в нищете и голоде на улице. Но как на практике может работать данный духовный принцип, в то время как мы не имеем от Бога такой миссии, как ходить по городам, исцеляя больных, и умереть за грехи людей на кресте? В качестве такого примера рассмотрим историю исхода еврейского народа в пустыню:

И двинулись из Елима, и пришло все общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской.
И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне,
и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом.
(Исх.16:1-3)

Давайте начнем с того, для чего евреи покинули Египет и ушли в пустыню, туда, где не было никакой еды? Ответ на этот вопрос найдем в требовании Бога к фараону: «отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне» (Исх.7:16). Итак, народ пришел в пустыню, чтобы совершить служение Богу. И совершая это дело, как он ведет себя, когда сталкивается с проблемой голода? Люди ропщут, вспоминая свою старую жизнь, и обвиняют Моисея с Аароном в том, что они вывели их в пустыню, чтобы уморить всех голодом. Хотя можно ли говорить, что люди на тот момент голодали? Разве кто-то умер уже от голода, чтобы можно было судить об общей тенденции? Нет. Но люди заглядывали в будущее. Они, подобно язычникам рассуждали о том, что они будут завтра есть, что пить, и во что одеваться? Они заботились о том, что ожидает их завтра, в то время как завтра Бог Сам мог позаботиться о них. В некоторой степени люди также поступают и теперь, когда говорят: кто позаботится обо мне и моей семье, если я отложу свои дела и сяду за Библию? Хватит ли мне на мои нужды, если я буду жертвовать свое время, свои силы и свои средства на Божьи дела? Я не могу рисковать своей работой. Я не могу рисковать своими отношениями в семье. Мне жаль, но я не могу оставить дела, от которого зависит мое благосостояние и доход. Подобного рода причин, чтобы не делать того, что ожидает от людей Бог, может быть множество, но все они отражают общую направленность человека в его стремлении к земному благополучию, ставшему для него его идолом.

Ну а как правильно нужно было вести себя израильтянам, которые столкнулись в пустыне с опасностью голода? Ап. Павел на этот счет дает нам следующий совет: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Фил.4:6). Когда человек смотрит в лицо своей нужде, не нужно рыдать и возмущаться, и не надо обвинять в этом людей, ни тем более Бога, а нужно просто выражать Ему свои просьбы в надежде быть услышанным на небесах. Потому как, когда люди служат мамоне, своему благополучию, они выясняют все с другими людьми и решают свои проблемы самостоятельно. А кто служит Господу, должен в первую очередь решать все с Богом, по причине которого он и оказался в этой нужде.

Так в чем же состоит принципиальная разница между моделью Маслоу, которая подробно описывает приоритеты людей этого мира, с принципами Иисуса Христа, если в том и другом случае наивысшей целью является духовное самосознание человека? Не является ли языческий подход более адаптированным к современным реалиям жизни и по этой причине более приемлемым в достижении той же цели? Здесь следует отметить, что не многие люди, живущие по «пирамиде потребностей», доживают до последнего уровня. Многие застревают на низших ступенях и умирают, не успевая насытиться едой и насладиться чувством собственной безопасности, развратом, славой, знаниями и красотой этого мира. Но даже если бы человек в результате удовлетворения своих низших потребностей всегда приходил к духовной зрелости, то он все равно никогда бы не смог достичь любви – той цели, которую поставил перед ним Господь. Потому что в каждом шаге становления его личности, он исходил бы из своих желаний и потребностей, служа и угождая в этом себе, а не Богу. В этом смысле, даже духовная потребность человека в «самоактуализации» Маслоу продиктована, отнюдь, не любовью к Богу, а себялюбием человека. Ставя себя и свои потребности во главу угла, человек, самое большое, будет пытаться на каждом из этих этапов использовать Бога, в качестве средства для достижения личных целей, что будет свидетельствовать только о его любви к себе. Но чтобы проявить любовь к Господу, ему нужно будет отказаться от собственных физиологических, экзистенциальных, социальных, престижных и духовных потребностей, отдав свое предпочтение целям и желаниям Бога.

«Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы» (Матф.6:34). Невозможно служить двум господам. Таким образом, чтобы иметь возможность «усердствовать» Богу, нужно нерадиво относиться к своему личному имуществу и земному благополучию в целом. А вот когда и в чем именно «нерадеть» человеку, могут подсказать не дающие ему покоя заботы. Если человек обеспокоен не проблемами вечного Царства и не его праведностью, а заботами этого мира, то значит его целью пока что является сохранение и накопление земных благ. И иначе, чем оставить без внимания свои дела, отрешиться от себя он не сможет. Следовательно, в заключительных словах Христос предлагает человеку практический выход для разрешения его зависимости от этого мира. Все учение Иисуса Христа пронизано конкретными практическими советами, и если имеющим богатство Он говорит раздавать свое имение, чтобы освободить свое сердце для небесных ценностей, то людей, стремящихся к земному благополучию, Иисус призывает не заботиться и не искать того, чего ищут язычники. А вот как поступит человек, отрешится ли от всего, чтобы быть учеником Иисуса (Лук.14:33), или увязнет в заботах этого мира, уже будет зависеть от него самого.

Обсудить в форуме. (0 сообщений)

 
« Пред.   След. »

© 2018 редакция Вестник Илии e-mail  Внести свою лепту лепта