Весть к Лаодикии  
 
 
СодержаниеПубликацииИсследованияФорумПодписка!Аудиозаписи
Добро пожаловать!

Свидетельство
Передовица
Публикации
Тематический разбор Священного Писания
Библиотека
Междуречье
Особое мнение
Выдержки
Дневники
Творчество
Опросник
Обсуждение
Анкетирование
Наше спасение зависит напрямую от :
     
     
 
 
Добавлено недавно
Популярные
Неслучайный выбор
Богообщение нельзя накопить, его можно только иметь... Это то, чем дух пророчества отличается от предания.
/Цитата из письма/

СУД БЕЗ МИЛОСТИ Печать E-mail
Автор Андрей МИШИН   
12.10.2011 г.

Суд Что такое Божий суд? Зачем он нужен? Кто подлежит суду? Кому следует бояться суда? Все эти вопросы, так или иначе, должны волновать человека, который знает о существовании Бога. Если по каким-либо причинам эта тема не интересует человека, то это скорей всего говорит о том, что он не признает власть и авторитет Бога в своей жизни. Это значит, что человека волнуют только его личные дела, его собственные представления и установки, а воля и провидение Бога его совершенно не трогают. Такое отношение к Богу было у людей как раз перед потопом: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт.6:3). Выражение, переведенное в Синодальной Библии, как «быть пренебрегаемым», в дословном переводе означает – суд, быть судимым. Так оно и получается: если человек добивается исполнения своей воли и устанавливает свои правила, по которым он будет жить, то он сам становится на место Бога и судит Его закон, «а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья» (Иак.4:11). В результате чего, Господь Сам назначает время, когда будет судить людей. И мы все прекрасно знаем, чем закончилась эта история с потопом для тех, кто отказался подчиниться воле Бога и оставить свою старую жизнь.

Да, какое-то время люди могут искать исполнения своей воли, получать от жизни все, что они хотят, пренебрегая тем самым волей и замыслом Бога, т.к. «не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло» (Еккл.8:11). Но мы созданы Богом, «мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:28), поэтому все обязательно предстанем на Божий суд. «Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом. …ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл.8:12,13;12:14).

А что такое Божий суд? Понятие Божьего суда в переводе с иврита имеет два смысловых значения: управлять (в том числе печься, заботиться) и наказывать (приводить приговор в исполнение). Таким образом, суд не всегда является наказанием, хотя управление, как и забота о непокорном народе, может быть сопряжено с порицаниями от Бога, «ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Прит.3:12).

Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?
Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.
Притом, [если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?
Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.
Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.
(Евр.12:7-11)

В результате суд можно разделить на воспитательный (родительский) и возмещающий (суд возмездия), когда приговор приводится в исполнение. Если первый направлен на исправление характера человека и имеет отношение исключительно к Божьим детям, то второй не оставляет надежды на спасение и касается только погибших грешников. «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоан.5:24). Но что еще мы знаем о суде возмездия, кроме того, что он несет смерть?

Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения.
(Иоан.5:25-29)

Из слов Христа ясно видно, что люди будут воскрешены для получения своего воздаяния. И, как и должно быть на справедливом суде, это воздаяние будет разным: «и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матф.25:46). Посему и говорится, что «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27). Кроме того, разным будет возмездие не только для праведных и нечестивых, но и участь грешников будет отличаться между собой, «чтобы воздать каждому по делам его» (Откр.22:12). «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук.12:47,48). Очевидно, что люди не смогут получить разное возмездие, если их страдания будут одинаково бесконечными. Но Библия и не говорит о бесконечных, но о вечных муках ввергнутых в геенну, «где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мар.9:48). Если бесконечные муки в философии языческих учений предполагают, что страданиям людей не будет конца, то библейское понятие вечных мук предполагает завершенность этого процесса по истечении всего срока жизни, или, как в нашем случае, срока возмездия грешникам. Так, например, говорится, что праведники будут «попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф» (Мал.4:3). Итак, воскрешенные для возмездия люди станут в итоге прахом. Таким образом, нечестивые и грешные все равно умрут, «это смерть вторая» (Откр.21:8), но их наказание за совершенные преступления будет вечным, т.е. полным. Поэтому и сам заключительный суд, называется в Библии судом «вечным» (Евр.6:2); опять же, не потому, что он никогда не закончится, а потому что в полной мере воздаст каждому человеку и навсегда решит его судьбу.

Ни для кого не секрет, что нынешние воспитательные суды являются неполными – не соответствуют ни по количеству, ни по степени тяжести преступлениям людей. Все Божьи наказания, какие имеют место сегодня, смешаны с милостью и прощением от Бога. Но так не может продолжаться всегда: «приспел конец народу Моему, Израилю; Я уже не прощу ему» (Ам.8:2 в пер. арх. Макария). Это было с Израилем, то же самое произойдет и с остальным миром. В заключительной вести трех ангелов из книги Откровение мы слышим такие слова: «кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр.14:9-11).

Цельное вино ярости Бога представляет собой гнев, не разбавленный Его милостью. Это возмездие, которое враги Божьего порядка получат, когда будут мучимы «в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем». Но пока грешники, в том числе и верующие грешники, не мучаются, а наслаждаются жизнью, им может казаться, что они живут и поступают правильно, и что им никогда не придется отвечать за свои унизительные дела. Милость Бога, проявленная в Его долготерпении, часто сбивает с толку: люди едят, пьют, строят, женятся и выходят замуж, и считают, что они исполняют Божий замысел; хвалят Бога устами и чтут Его языком, и думают, что они прославляют Его своей жизнью. Они полагают, что тем самым они осчастливливают Бога, и теперь Он ими доволен, раз они вновь удостоились Его великой милости. Но милость на то и милость, что дается человеку незаслуженно, для того, чтобы он мог употребить ее «на добрые дела» (Еф.2:10). Но если эта милость не найдет своего отклика в «чистом и непорочном благочестии» (Иак.1:27) – не путать с внешним благочестием книжников и фарисеев – то эта милость будет отнята у народа, как это показал ученикам Иисус Христос на примере проклятой смоковницы.

И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;
и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?
Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, -
не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь ее.
(Лук.13:6-9)

«Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак.2:13). Всем нам известна притча Иисуса Христа о должнике и о не прощеном долге (Матф.18:23-34), когда царь простил своему слуге баснословную сумму, а слуга в свою очередь не простил своему товарищу, долг которого не шел ни в какое сравнение с его собственным долгом господину. В результате участь этого слуги зависела не от того, был ли милостив к нему его господин или нет, а от милости, которую ему следовало оказать своему товарищу: «Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (Матф.18:32-34). И, как вы помните, итогом этой притчи звучат следующие слова Иисуса: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Матф.18:35). Таким образом, не все зависит только от милости Бога, а точнее сказать – милость Бога зависит не только от Его долготерпения, от Его любви, но и от милости, проявленной в ущерб себе самим человеком. Прощение, милость, любовь по примеру Спасителя – это и есть те плоды, которые ожидает от нас Бог, а не пение гимнов и служение под крики «Ура!» своей церковной организации. Поэтому «милость превозносится над судом», в том смысле, что тот, кто так поступает, «на суд не приходит». Но некорректный перевод данного отрывка дал людям повод считать, что гнев Господа в суде смягчается Его любовью. В таком случае, как мог бы иметь место суд без милости?

«Бог – судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий» (Пс.7:12). Как милость, так и строгость Бога являются составляющими Божьего характера. Прочитаем поэтому, что Сам Бог говорит о Своем характере: «И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх.34:6,7). Как видим, в характере Бога успешно сосуществуют, как милость, так и наказание; как долготерпение, так и гнев; как прощение, так и отсутствие безнаказанности. Такое возможно только тогда, когда милость и наказание являются проявлением одной и той же любви, «ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель» (Втор.4:24). Господь неравнодушен к человеку, поэтому Он и ревнует оттого, что любит. В одном случае Его любовь проявляется в милости и прощении, а в другом – в гневе и наказании. Но, как то, так и другое, одинаково отвечает характеру Бога любви и справедливости. «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» (Пс.84:11).

Таким образом, мы подошли к ответу на вопрос – для чего и кому нужны суды? В первую очередь, они нужны Тому, Кто любит, а потом – самому человеку, который любим Господом. Бог найдет удовлетворение в плоде взаимной любви, который будет у преданных Ему последователей, либо удовлетворение в излитии Своего гнева на не оправдавших Божьих надежд людей. «И совершится гнев Мой, и утолю ярость Мою над ними, и удовлетворюсь; и узнают, что Я, Господь, говорил в ревности Моей, когда совершится над ними ярость Моя» (Иез.5:13). Кроме того, сам человек, в отношении которого совершаются воспитательные суды, нуждается в обличении и исправлении своего образа жизни, не отвечающего текущим требованиям Бога. Если кто-то из верующих не хочет бороться с соблазнами и исправлять недостатки своего характера, претворяя учение Иисуса Христа в своей жизни, а хуже того – даже и не видит своих проблем, то в этом случае просто невозможно обойтись без наказаний, чтобы открыть глаза и направить человека на путь спасения. «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор.11:31,32).

Следование словам Господа требует от человека посвящения и самоотверженности, но далеко не каждый готов идти на такие жертвы и лишения самостоятельно. Поэтому Бог прибегает к наказаниям – воспитательному суду, который избавит людей от вечной гибели. Этот суд может иметь место, как в жизни отдельно взятого человека, так и в истории Божьего народа в целом. «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас [начнется], то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» (1Пет.4:17). Причем наказания для Божьего народа свидетельствуют о любви Бога к Своим детям, ибо «кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр.3:19). Однако, они говорят только о попытке Бога спасти Своих «погибших овец» (Матф.10:6), но никак не о безусловном оправдании всех, называющих себя последователями Иисуса. Примером тому может служить день суда в древнем Израиле. Это библейский праздник оправдания Божьего народа. И хотя его название (Йом Киппур) в переводе с еврейского означает день искупления, в Библии говорится, что «всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего» (Лев.23:29). Поэтому, помимо того, что людям нужно будет принять наказания от Господа, им еще потребуется смирить себя, следуя целям и воле Господа. «Итак будь ревностен и покайся» (Откр.3:19).

«И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1Пет.4:18). Среди народа, в том числе и среди Божьего, будут люди, которые не переживут Божьих судов. Достаточно обратиться к истории и вспомнить время халдейского нашествия на Иерусалим и разрушение первого храма. Тогда уцелел только малый остаток из народа, который затем попал в плен в Вавилон (Иез.5). А во время второго разрушения храма войском римского полководца Тита, спаслись уже ученики Христа, которые по заповеди оставленной им Иисусом, оставили свои дома и покинули Иерусалим сразу же после снятия первой римской осады. Но самое интересное в этой истории то, что никто из умерших от голода, убитых мечем во время осады и погребенных под обломками города, никто не относил себя к богопротивникам, напротив, думал о себе, как о ревнителе Божьей истины. Точно также и народ Божий нашего времени по причине земного благополучия и своей принадлежности к христианской церкви может иметь иллюзию духовной самодостаточности, но наравне с отступниками прошлого, отказываться подчинять себя власти Бога и своей жизнью поносить Его имя. «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, – так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства (досл. – господство) и злословят высокие власти (досл. – славы)» (Иуд.1:7,8).

Следующая остановка...

Пример Содома и Гоморры используется в этом случае, отнюдь, не случайно. Давайте вспомним, кто пережил этот Божий суд? Это праведный Лот, который покинул город до того, как Господь эти города «превратил в пепел» (2Пет.2:6) «вечным» (неугасимым) огнем. И, несмотря на то, что Содом и Гоморра будут подняты на «вечный суд» в будущем (см. Мар.6:11), они подверглись наказанию промежуточного суда, который можно назвать судом очистительным. Кстати, всемирный потоп, во время которого мир был спасен в восьми душах в Ноевом ковчеге, также является примером очистительного суда. Этот суд стал испытанием для праведного Ноя и уничтожением для всех, отказавшихся войти в его ковчег. Таким образом, суд над «сынами Божьими», смешавшимися с этим миром, детьми человеческими (см. Быт.6:2,3), для одних стал временем скорби, а для других – приговором к смерти с последующим воздаянием в день заключительного суда. То же самое мы видим и в образовавшейся христианской церкви. Для одних верующих в Иисуса наказания являются испытаниями к очищению, для других суды Божьи несут с собой неизбежную смерть. «От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор.11:30-32).

Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя.
Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания.
(Ис.48:9,10)

Следует отметить, что испытания настигают человека не только с началом воспитательных и очистительных судов. Еще задолго до того, как закрылись двери ковчега, люди встали перед выбором, поверить ли словам Ноя о приближающемся Божьем суде, или продолжать и дальше жить, как прежде, собственной жизнью. С аналогичной ситуацией пришлось столкнуться современникам Иисуса Христа, Иоанна Крестителя, Лота и других героев веры. Люди регулярно подвергались испытанию, в котором они совершали свой нравственный выбор: слушать Господа, следовать Его словам или дать своей любви к этой жизни и тяге ко всему земному преобладать над отрезвляющим влиянием истины.

«И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Иоан.9:39). Такой суд, который происходит в результате выбора человека, называют иногда следственным судом. Всегда, когда кто-то делает выбор, его дела фиксируется на Небесах, таким образом, человек как бы находится под следствием, от хода которого в итоге и зависит его судьба. И поскольку с духовным выбором людям приходится сталкиваться очень часто, чуть ли не постоянно, такой суд, начавшись с греха наших прародителей, не прекращается никогда. Но особенно остро проблема духовного выбора встает всякий раз, когда Бог обращается к народу с какой-либо вестью о спасении или, иначе говоря, когда звучит Евангелие.

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
(Иоан.3:19-21)

Но как бы не звучало это свидетельство, в строительстве ли Ноя, в словах ли Лота, в крещении ли Иоанна или в проповеди Иисуса Христа, люди делают свой выбор прежде, чем их постигают Божьи очистительные суды. Грешники, отвергнувшие предложение Ноя, уже не могли войти в ковчег во время потопа; распутники, отбросившие предостережения Лота, не могли покинуть города, когда он подвергся все уничтожающему огню от Бога; и Иудеи, не раскаявшиеся в распятии своего Спасителя, остались запертыми в Иерусалиме, как в мышеловке, когда тот был вторично осажден. А значит и у нас может не остаться времени на то, чтобы убедиться в правдивости и важности слов Библии на своем негативном примере. Поэтому не стоит испытывать долготерпение Бога подобного рода проверками, потому как, если случится худшее, нам уже никто не поможет. «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Матф.3:10).

И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу;
и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод.
(Откр.14:6,7)

Кому же в таком случае следует бояться суда? «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10). Почему тогда написано, что «верующий на суд не приходит»? Потому что здесь говорится о суде возмездия нечестивым, который будет после того, как святые получат свою награду. И в воздаянии суд начинается с дома Божьего: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр.20:6). «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоан.3:18). Что в этом плане дает человеку вера в «Единородного Сына Божия»? Для чего Бог послал в мир Единородного? «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:16). Смерть Христа нужна была для того, чтобы «наказание мира нашего [было] на Нем» (Ис.53:5), чтобы искупить человека от возмездия за грехи. Но «суд без милости не оказавшему милости» (Иак.2:13). И есть люди, которые окажутся недостойны этого дара в лице Иисуса Христа, для них и уготован «суд великого дня» (Иуд.1:6). Что это за люди? Вероятно, отъявленные грешники? Отнюдь. Это обычные люди, которые живут и любят жизнь, которые любят и хотят быть любимыми. Христос так определяет данную категорию: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу (жизнь) свою потеряет ее; а потерявший душу (жизнь) свою ради Меня сбережет ее» (Матф.10:37-39). Эти слова не характеризуют людей, недостойных жертвы Христа, как неверующих язычников, просто их любовь к земной жизни превозмогла любовь к Иисусу. «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор.5:15). Поэтому «придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными» (Лук.12:46).

Обсудить в форуме. (0 сообщений)

 
« Пред.   След. »

Ссылки по теме:
© 2017 редакция Вестник Илии e-mail  Внести свою лепту лепта