Что такое Божий суд? Зачем он нужен? Кто подлежит суду? Кому следует бояться суда? Все эти вопросы, так или иначе, должны волновать человека, который знает о существовании Бога. Если по каким-либо причинам эта тема не интересует человека, то это скорей всего говорит о том, что он не признает власть и авторитет Бога в своей жизни. Это значит, что человека волнуют только его личные дела, его собственные представления и установки, а воля и провидение Бога его совершенно не трогают. Такое отношение к Богу было у людей как раз перед потопом: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт.6:3). Выражение, переведенное в Синодальной Библии, как «быть пренебрегаемым», в дословном переводе означает – суд, быть судимым. Так оно и получается: если человек добивается исполнения своей воли и устанавливает свои правила, по которым он будет жить, то он сам становится на место Бога и судит Его закон, «а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья» (Иак.4:11). В результате чего, Господь Сам назначает время, когда будет судить людей. И мы все прекрасно знаем, чем закончилась эта история с потопом для тех, кто отказался подчиниться воле Бога и оставить свою старую жизнь. Да, какое-то время люди могут искать исполнения своей воли, получать от жизни все, что они хотят, пренебрегая тем самым волей и замыслом Бога, т.к. «не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло» (Еккл.8:11). Но мы созданы Богом, «мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:28), поэтому все обязательно предстанем на Божий суд. «Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом. …ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл.8:12,13;12:14). А что такое Божий суд? Понятие Божьего суда в переводе с иврита имеет два смысловых значения: управлять (в том числе печься, заботиться) и наказывать (приводить приговор в исполнение). Таким образом, суд не всегда является наказанием, хотя управление, как и забота о непокорном народе, может быть сопряжено с порицаниями от Бога, «ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Прит.3:12). Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, [если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. (Евр.12:7-11) В результате суд можно разделить на воспитательный (родительский) и возмещающий (суд возмездия), когда приговор приводится в исполнение. Если первый направлен на исправление характера человека и имеет отношение исключительно к Божьим детям, то второй не оставляет надежды на спасение и касается только погибших грешников. «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоан.5:24). Но что еще мы знаем о суде возмездия, кроме того, что он несет смерть? Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. (Иоан.5:25-29) Из слов Христа ясно видно, что люди будут воскрешены для получения своего воздаяния. И, как и должно быть на справедливом суде, это воздаяние будет разным: «и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матф.25:46). Посему и говорится, что «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27). Кроме того, разным будет возмездие не только для праведных и нечестивых, но и участь грешников будет отличаться между собой, «чтобы воздать каждому по делам его» (Откр.22:12). «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук.12:47,48). Очевидно, что люди не смогут получить разное возмездие, если их страдания будут одинаково бесконечными. Но Библия и не говорит о бесконечных, но о вечных муках ввергнутых в геенну, «где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мар.9:48). Если бесконечные муки в философии языческих учений предполагают, что страданиям людей не будет конца, то библейское понятие вечных мук предполагает завершенность этого процесса по истечении всего срока жизни, или, как в нашем случае, срока возмездия грешникам. Так, например, говорится, что праведники будут «попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф» (Мал.4:3). Итак, воскрешенные для возмездия люди станут в итоге прахом. Таким образом, нечестивые и грешные все равно умрут, «это смерть вторая» (Откр.21:8), но их наказание за совершенные преступления будет вечным, т.е. полным. Поэтому и сам заключительный суд, называется в Библии судом «вечным» (Евр.6:2); опять же, не потому, что он никогда не закончится, а потому что в полной мере воздаст каждому человеку и навсегда решит его судьбу. Ни для кого не секрет, что нынешние воспитательные суды являются неполными – не соответствуют ни по количеству, ни по степени тяжести преступлениям людей. Все Божьи наказания, какие имеют место сегодня, смешаны с милостью и прощением от Бога. Но так не может продолжаться всегда: «приспел конец народу Моему, Израилю; Я уже не прощу ему» (Ам.8:2 в пер. арх. Макария). Это было с Израилем, то же самое произойдет и с остальным миром. В заключительной вести трех ангелов из книги Откровение мы слышим такие слова: «кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр.14:9-11). Цельное вино ярости Бога представляет собой гнев, не разбавленный Его милостью. Это возмездие, которое враги Божьего порядка получат, когда будут мучимы «в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем». Но пока грешники, в том числе и верующие грешники, не мучаются, а наслаждаются жизнью, им может казаться, что они живут и поступают правильно, и что им никогда не придется отвечать за свои унизительные дела. Милость Бога, проявленная в Его долготерпении, часто сбивает с толку: люди едят, пьют, строят, женятся и выходят замуж, и считают, что они исполняют Божий замысел; хвалят Бога устами и чтут Его языком, и думают, что они прославляют Его своей жизнью. Они полагают, что тем самым они осчастливливают Бога, и теперь Он ими доволен, раз они вновь удостоились Его великой милости. Но милость на то и милость, что дается человеку незаслуженно, для того, чтобы он мог употребить ее «на добрые дела» (Еф.2:10). Но если эта милость не найдет своего отклика в «чистом и непорочном благочестии» (Иак.1:27) – не путать с внешним благочестием книжников и фарисеев – то эта милость будет отнята у народа, как это показал ученикам Иисус Христос на примере проклятой смоковницы. И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь ее. (Лук.13:6-9) «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак.2:13). Всем нам известна притча Иисуса Христа о должнике и о не прощеном долге (Матф.18:23-34), когда царь простил своему слуге баснословную сумму, а слуга в свою очередь не простил своему товарищу, долг которого не шел ни в какое сравнение с его собственным долгом господину. В результате участь этого слуги зависела не от того, был ли милостив к нему его господин или нет, а от милости, которую ему следовало оказать своему товарищу: «Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (Матф.18:32-34). И, как вы помните, итогом этой притчи звучат следующие слова Иисуса: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Матф.18:35). Таким образом, не все зависит только от милости Бога, а точнее сказать – милость Бога зависит не только от Его долготерпения, от Его любви, но и от милости, проявленной в ущерб себе самим человеком. Прощение, милость, любовь по примеру Спасителя – это и есть те плоды, которые ожидает от нас Бог, а не пение гимнов и служение под крики «Ура!» своей церковной организации. Поэтому «милость превозносится над судом», в том смысле, что тот, кто так поступает, «на суд не приходит». Но некорректный перевод данного отрывка дал людям повод считать, что гнев Господа в суде смягчается Его любовью. В таком случае, как мог бы иметь место суд без милости? «Бог – судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий» (Пс.7:12). Как милость, так и строгость Бога являются составляющими Божьего характера. Прочитаем поэтому, что Сам Бог говорит о Своем характере: «И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх.34:6,7). Как видим, в характере Бога успешно сосуществуют, как милость, так и наказание; как долготерпение, так и гнев; как прощение, так и отсутствие безнаказанности. Такое возможно только тогда, когда милость и наказание являются проявлением одной и той же любви, «ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель» (Втор.4:24). Господь неравнодушен к человеку, поэтому Он и ревнует оттого, что любит. В одном случае Его любовь проявляется в милости и прощении, а в другом – в гневе и наказании. Но, как то, так и другое, одинаково отвечает характеру Бога любви и справедливости. «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» (Пс.84:11). Таким образом, мы подошли к ответу на вопрос – для чего и кому нужны суды? В первую очередь, они нужны Тому, Кто любит, а потом – самому человеку, который любим Господом. Бог найдет удовлетворение в плоде взаимной любви, который будет у преданных Ему последователей, либо удовлетворение в излитии Своего гнева на не оправдавших Божьих надежд людей. «И совершится гнев Мой, и утолю ярость Мою над ними, и удовлетворюсь; и узнают, что Я, Господь, говорил в ревности Моей, когда совершится над ними ярость Моя» (Иез.5:13). Кроме того, сам человек, в отношении которого совершаются воспитательные суды, нуждается в обличении и исправлении своего образа жизни, не отвечающего текущим требованиям Бога. Если кто-то из верующих не хочет бороться с соблазнами и исправлять недостатки своего характера, претворяя учение Иисуса Христа в своей жизни, а хуже того – даже и не видит своих проблем, то в этом случае просто невозможно обойтись без наказаний, чтобы открыть глаза и направить человека на путь спасения. «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор.11:31,32). Следование словам Господа требует от человека посвящения и самоотверженности, но далеко не каждый готов идти на такие жертвы и лишения самостоятельно. Поэтому Бог прибегает к наказаниям – воспитательному суду, который избавит людей от вечной гибели. Этот суд может иметь место, как в жизни отдельно взятого человека, так и в истории Божьего народа в целом. «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас [начнется], то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» (1Пет.4:17). Причем наказания для Божьего народа свидетельствуют о любви Бога к Своим детям, ибо «кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр.3:19). Однако, они говорят только о попытке Бога спасти Своих «погибших овец» (Матф.10:6), но никак не о безусловном оправдании всех, называющих себя последователями Иисуса. Примером тому может служить день суда в древнем Израиле. Это библейский праздник оправдания Божьего народа. И хотя его название (Йом Киппур) в переводе с еврейского означает день искупления, в Библии говорится, что «всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего» (Лев.23:29). Поэтому, помимо того, что людям нужно будет принять наказания от Господа, им еще потребуется смирить себя, следуя целям и воле Господа. «Итак будь ревностен и покайся» (Откр.3:19). «И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1Пет.4:18). Среди народа, в том числе и среди Божьего, будут люди, которые не переживут Божьих судов. Достаточно обратиться к истории и вспомнить время халдейского нашествия на Иерусалим и разрушение первого храма. Тогда уцелел только малый остаток из народа, который затем попал в плен в Вавилон (Иез.5). А во время второго разрушения храма войском римского полководца Тита, спаслись уже ученики Христа, которые по заповеди оставленной им Иисусом, оставили свои дома и покинули Иерусалим сразу же после снятия первой римской осады. Но самое интересное в этой истории то, что никто из умерших от голода, убитых мечем во время осады и погребенных под обломками города, никто не относил себя к богопротивникам, напротив, думал о себе, как о ревнителе Божьей истины. Точно также и народ Божий нашего времени по причине земного благополучия и своей принадлежности к христианской церкви может иметь иллюзию духовной самодостаточности, но наравне с отступниками прошлого, отказываться подчинять себя власти Бога и своей жизнью поносить Его имя. «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, – так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства (досл. – господство) и злословят высокие власти (досл. – славы)» (Иуд.1:7,8). Пример Содома и Гоморры используется в этом случае, отнюдь, не случайно. Давайте вспомним, кто пережил этот Божий суд? Это праведный Лот, который покинул город до того, как Господь эти города «превратил в пепел» (2Пет.2:6) «вечным» (неугасимым) огнем. И, несмотря на то, что Содом и Гоморра будут подняты на «вечный суд» в будущем (см. Мар.6:11), они подверглись наказанию промежуточного суда, который можно назвать судом очистительным. Кстати, всемирный потоп, во время которого мир был спасен в восьми душах в Ноевом ковчеге, также является примером очистительного суда. Этот суд стал испытанием для праведного Ноя и уничтожением для всех, отказавшихся войти в его ковчег. Таким образом, суд над «сынами Божьими», смешавшимися с этим миром, детьми человеческими (см. Быт.6:2,3), для одних стал временем скорби, а для других – приговором к смерти с последующим воздаянием в день заключительного суда. То же самое мы видим и в образовавшейся христианской церкви. Для одних верующих в Иисуса наказания являются испытаниями к очищению, для других суды Божьи несут с собой неизбежную смерть. «От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор.11:30-32). Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя. Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. (Ис.48:9,10) Следует отметить, что испытания настигают человека не только с началом воспитательных и очистительных судов. Еще задолго до того, как закрылись двери ковчега, люди встали перед выбором, поверить ли словам Ноя о приближающемся Божьем суде, или продолжать и дальше жить, как прежде, собственной жизнью. С аналогичной ситуацией пришлось столкнуться современникам Иисуса Христа, Иоанна Крестителя, Лота и других героев веры. Люди регулярно подвергались испытанию, в котором они совершали свой нравственный выбор: слушать Господа, следовать Его словам или дать своей любви к этой жизни и тяге ко всему земному преобладать над отрезвляющим влиянием истины. «И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Иоан.9:39). Такой суд, который происходит в результате выбора человека, называют иногда следственным судом. Всегда, когда кто-то делает выбор, его дела фиксируется на Небесах, таким образом, человек как бы находится под следствием, от хода которого в итоге и зависит его судьба. И поскольку с духовным выбором людям приходится сталкиваться очень часто, чуть ли не постоянно, такой суд, начавшись с греха наших прародителей, не прекращается никогда. Но особенно остро проблема духовного выбора встает всякий раз, когда Бог обращается к народу с какой-либо вестью о спасении или, иначе говоря, когда звучит Евангелие. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. (Иоан.3:19-21) Но как бы не звучало это свидетельство, в строительстве ли Ноя, в словах ли Лота, в крещении ли Иоанна или в проповеди Иисуса Христа, люди делают свой выбор прежде, чем их постигают Божьи очистительные суды. Грешники, отвергнувшие предложение Ноя, уже не могли войти в ковчег во время потопа; распутники, отбросившие предостережения Лота, не могли покинуть города, когда он подвергся все уничтожающему огню от Бога; и Иудеи, не раскаявшиеся в распятии своего Спасителя, остались запертыми в Иерусалиме, как в мышеловке, когда тот был вторично осажден. А значит и у нас может не остаться времени на то, чтобы убедиться в правдивости и важности слов Библии на своем негативном примере. Поэтому не стоит испытывать долготерпение Бога подобного рода проверками, потому как, если случится худшее, нам уже никто не поможет. «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Матф.3:10). И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод. (Откр.14:6,7) Кому же в таком случае следует бояться суда? «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10). Почему тогда написано, что «верующий на суд не приходит»? Потому что здесь говорится о суде возмездия нечестивым, который будет после того, как святые получат свою награду. И в воздаянии суд начинается с дома Божьего: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр.20:6). «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоан.3:18). Что в этом плане дает человеку вера в «Единородного Сына Божия»? Для чего Бог послал в мир Единородного? «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:16). Смерть Христа нужна была для того, чтобы «наказание мира нашего [было] на Нем» (Ис.53:5), чтобы искупить человека от возмездия за грехи. Но «суд без милости не оказавшему милости» (Иак.2:13). И есть люди, которые окажутся недостойны этого дара в лице Иисуса Христа, для них и уготован «суд великого дня» (Иуд.1:6). Что это за люди? Вероятно, отъявленные грешники? Отнюдь. Это обычные люди, которые живут и любят жизнь, которые любят и хотят быть любимыми. Христос так определяет данную категорию: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу (жизнь) свою потеряет ее; а потерявший душу (жизнь) свою ради Меня сбережет ее» (Матф.10:37-39). Эти слова не характеризуют людей, недостойных жертвы Христа, как неверующих язычников, просто их любовь к земной жизни превозмогла любовь к Иисусу. «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор.5:15). Поэтому «придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными» (Лук.12:46). Обсудить в форуме. (0 сообщений) |