Весть к Лаодикии  
 
 
СодержаниеПубликацииИсследованияФорумПодписка!Аудиозаписи
Добро пожаловать!

Свидетельство
Передовица
Публикации
Тематический разбор Священного Писания
Библиотека
Междуречье
Особое мнение
Выдержки
Дневники
Творчество
Опросник
Обсуждение
Анкетирование
Кто по Писанию достоин поклонения?
     
     
 
 
Добавлено недавно
Популярные
Неслучайный выбор
Само посещение богослужений настраивает меня на особые отношения с Богом, я даже могу быть полностью безучастным, просто сидеть где-нибудь в стороне и вести свой внутренний диалог с Богом, получая от этого огромное духовное удовлетворение.
/Цитата из письма/

ВНУТРЕННИЕ ПРАВИЛА Печать E-mail
Автор Андрей МИШИН   
02.12.2011 г.
Принципв и правила

И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух;
но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.
1Кор.9:26,27

Если отбросить в сторону абсолютно все, чем человек лукавит пред Господом, оправдывая свое неподобающее отношение к Богу и ближнему, будь то собственная немощь, прошлые заслуги или нынешние старания, то у честного человека останется только два пути в определении своей греховности: либо принять свое несовершенство, как явление естественное и неизбежное, и полюбить себя таким, какой он есть, либо возлюбить Господа и начать менять свою жизнь в соответствии с желаниями и требованиями своего Творца. В том и другом случае человеком движет надежда: либо вера в то, что Господь примет его таким, как есть, либо вера, что он все-таки сможет измениться. Но, даже имея стремление привести свою жизнь к святости для Господа, человек не всегда выбирает правильные средства в достижении этой цели. Не зная или игнорируя учение Иисуса, люди могут действовать, как они привыкли, по-мирскому – пытаться подавить в себе негативные чувства и избавиться от навязчивых мыслей посредством самовнушения. Оттого и состояние у них получается подавленное, угнетенное и запуганное, притом, что они имеют все те же самые проблемы, которые выражаются теперь по-другому: в претензиях к другим людям, нетерпимости и показной набожности. Но когда Иисус говорит о святой жизни, т.е. о жизни посвященной для Господа, Он призывает Своих последователей обрести то состояние, в котором им будет легко и, даже можно сказать, естественно нести Его иго: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф.11:29,30).

В мире существует пословица: «что естественно, то не безобразно», и это, конечно, относят к воюющим с нравственным сознанием животным потребностям человека. Но если мы посмотрим немного дальше человеческих инстинктов и обратим внимание на учение Иисуса Христа, то увидим, что как раз естественное выражение человеческой души является безобразным, т.е. без должного образца, поведением в глазах Бога. «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Матф.5:46,47). Людям свойственно любить тех, кто их любит, и желать добра только своим близким. Но то, что отвечает жизни и поведению этого мира, вступает в противоречие с определением замысла Бога. И далее, в заключительных словах, Христос определяет этот образец для жизни, поведения и внутреннего состояния человека, говоря: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:48). Но справедливо будет задать вопрос: как же достичь обозначенного совершенства, и как прити к такому состоянию сердца, когда естественной будет жизнь в смирении и послушании заповедям Бога, а высокомерие, невоздержанность и беспокойство станут для нас явлением противоестественным?

Христос дает нам несколько правил, на примере которых мы можем увидеть и понять закономерность, по которой происходит наше освящение и преображение в новый образ, в другого человека, способного приносить духовный плод. Обращаясь к Своим слушателям в знаменитой нагорной проповеди, Иисус говорит:

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
(Матф.5:38-45)

Итак, для чего человеку нужно любить врагов, благословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящим нас и молиться за обижающих вас и гонящих вас? Ответ на этот вопрос звучит в самих словах Иисуса: чтобы быть сынами Отца вашего Небесного, потому что Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми… Таким образом, чтобы нам называться детьми Небесного Отца и быть Его семьей, т.е. близкими, а не чужими Богу людьми, нам необходимо быть с Богом одного духа. Поэтому цель, которую ставит перед Своими последователями Христос, это совершенство в подобии характера Отца Небесного. Ведь если мы с Богом будем совершенно разных понятий, взглядов на любовь и на грех, и не только взглядов, но и чувств, и дел, то навряд ли мы сможем ужиться с Ним в одной семье. Поэтому такими важно стать еще до того, как Господь решит собрать всех искупленных в Небесном Царстве. Но как же всего этого достичь?

«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:48). Эти слова являются итогом проповеди Иисуса и говорят о тех целях, которые Господь ставит перед людьми. А о том, как достичь поставленной цели, очевидно, уже все сказано выше. Практические советы Иисуса, такие как подставь щеку, отдай одежду, иди поприще, благословляй, благотвори, молись за обижающих, как раз и являются теми средствами, исполняя которые, человек может воздействовать со своей стороны на свой характер. Причем не на поведение, а именно на характер, на свое внутреннее духовное состояние. Как это? Ведь если человек поступает вопреки своему духу, совершает противоестественные его натуре поступки, то он уличаем Богом в лицемерии и показной праведности, не говоря уже о том, что само это благочестие является для него тяжким бременем, надрывающим его силы. А здесь с виду такое же дело, и вдруг задевает самую суть, помогая измениться верующему изнутри. Это возможно?

Обратите внимание на суть предлагаемых Христом правил. Например, Иисус говорит: «не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Матф.5:39-41). Претворяя данные правила в свою жизнь, человеку следует идти против себя, принимать несправедливость, а не противится злому в своей жизни, поступать против своей воли, отдавая рубашку, подчиняться, чтобы делать то, чего не хочешь… Причем во всех этих случаях ему следует сделать сверх требуемого или положенного, но уже не под давлением внешних факторов, а лично от себя. Это в корне отличается от того, когда человек стремиться угодить людям, или когда пытается исполнить свой долг. Угождать людям можно и притворно, а если не притворно, то из человеческих земных мотивов. Также делать то, что должен, или что не должен, можно в огорченных чувствах, скрипя зубами. Но чтобы проявить свою собственную инициативу к добру, здесь нужно действительно смириться и унизиться, переломив себя.

То же самое касается и других правил Иисуса, например, «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:44). Здесь тоже нужно наплевать на себя, или, как говорит Иисус, «отвергнуться себя» (Матф.16:24), растоптав любовь к себе, чтобы выполнить этот практический совет Христа. И чтобы преобразиться духом, важно не столько рассуждать о любви, пытаться понять духовный смысл сказанных слов, ни тем более искать оправдание себе в своих возможностях, сколько исполнять конкретные слова Иисуса. Разговоры о любви и о смирении, равно как и размышления об этом, нисколько не способствуют, если не сказать – отвлекают человека от несения своего креста, но только определенное действие, совершенное в направлении своего унижения, помогает человеку смириться, дабы искоренить причину его гордости, невоздержанности и страхов. В этом смысле даже лучше, если человек сталкивается с искушением внезапно, когда он не может оценить ситуацию, подобрать правильные слова, чтобы обойти возникшие препятствия, т.к. все, что будет сделано и сказано в спокойной обстановке при изобилии времени и неистраченных возможностей, будет сделано и сказано в оправдание себя, с тем чтобы не уронить, а возвеличить свое достоинство. Но чтобы действительно покориться Христу, не нужно думать, а следует поступать так, как учит Иисус: не искать справедливости, делать сверх требуемого, отвечать добром на зло, и только тогда эти действия найдут свое выражение в плоде кротости.

Рассуждать о необходимости исполнения Божьих правил в своей жизни человек должен до того, как его постигло искушение. Осмысление должно произойти раньше, подобно тому, как масло для светильников из притчи Христа о десяти девах, было приготовлено мудрыми заранее. А когда приходит время испытания, здесь уже поздно рассуждать, нужно действовать согласно тому, чему мы были научены, и поступать в соответствии с тем, какие решения в своей жизни были приняты. Причем следует не играть, а действительно жить согласно Слову. Жизнь же от игры отличает то, что когда чем-то живешь, ты готов ради своей цели пожертвовать жизнью, а любая игра – это упражнение в самолюбовании. Игрок «блефует» до тех пор, пока не встает вопрос о жертве, сопоставимой с ценностью его собственной жизни. Иллюстрацией тому может служить евангельская история о богатом юноше (Матф.19), которому Иисус предложил раздать свое имение. И ранее соблюдавший заповеди, «юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Матф.19:22). Но проблема была не столько в количестве его имения, сколько в том, что оно обладало сердцем молодого человека. Подобно тому у каждого человека имеются какие-либо ценности, которые, как в случае с богатым юношей, препятствуют его входу в Небесное Царство. Поэтому, обращаясь к Своим слушателям, Христос дает им следующее повеление: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лук.12:33,34).

Раздать имение – это тоже правило, которое нужно было выполнить имеющему «сокровище», но, опять же, не ради людей, которые нуждаются в его богатстве, а для того, чтобы сделать свободным свое сердце, дабы иметь неоскудевающие ценности на небесах. Кроме того, как уже было сказано, это сокровище у каждого свое. Поэтому не каждому человеку Христос предлагает раздать свое имение нищим. Для вечности имеет значение не бедность и не богатство, а любовь и зависимость от объекта своего вожделения: если мы будем дорожить своими человеческими ценностями, то никогда не сможем полюбить Бога. Но любить Бога всем своим сердцем – это опять цель, которую ставит перед людьми Господь, а что нужно сделать со своей стороны, чтобы этой цели достичь? Поскольку земные ценности человека не ограничиваются только материальными благами, мы встречаем у Христа и другое повеление:

А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.
Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими.
Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.
(Лук.9:59-62)

Для каждой духовной проблемы, для каждого случая у Бога имеется конкретное правило, исполнив которое, человек может качественно изменить свое отношение к Богу и свой характер. Но эти правила индивидуальны. Они зависят не только от проблем, но и от духовного возраста самого человека. Примером тому может быть все тот же богатый юноша: он сохранил все заповеди от юности своей. Призыв Христа оставить свое имение не имел для молодого человека никакого смысла, если бы он не был верен Богу в малом – элементарно не соблюдал Его закон. Любая заповедь закона в той или иной степени содержит правило, говорящее как его соблюдать. Весь закон заключается в любви к Богу и ближнему, но заповедь с одной стороны расшифровывает нам, как любить Господа и как любить ближнего, а с другой стороны определяет то, что нужно сделать для этого. Примером тому является сама заповедь любви к ближнему: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мар.12:31). Критерием нашей жертвенности для ближнего в данном случае должна стать любовь к самому себе, т.е. само правило, как конкретно любить ближнего, опять же определяется нашими духовными проблемами – любовью к себе. О том же самом говорит нам и «золотое правило» Христа: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф.7:12). В этом случае тоже – человеку следует поступать с другим так, как он хотел бы, чтобы поступали с ним. Соответственно, в конечном итоге, для разных людей это правило будет выглядеть по-разному: у каждого же свои желания и требования, которые он предъявляет другим. А если человек не живет так, как гласят заповеди, т.е. на своем уровне не исполняет слов закона, то будет ли он способен на нечто большее? Определенно нет. Вот почему Христос, отвечая на вопросы о жизни вечной, обращает людей сначала к закону: «Если же хочешь войти в жизнь, соблюди заповеди» (Матф.19:17).

Правила могут разниться не только в зависимости от проблем и духовного возраста человека, но и от его ситуации, его положения в мире. В качестве примера рассмотрим проповедь Иоанна Крестителя. Проповедуя крещение покаяния, Иоанн говорит людям о начавшемся суде над Израилем, по итогам которого каждый получит свою участь: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лук.3:9). После такой проповеди также было бы логичным задать вопрос: а как начать приносить добрые плоды, ведь плод это уже результат духовной жизни и наполнения живительным соком от истинной Лозы? «И спрашивал его народ: что же нам делать?» (Лук.3:10). Как же человеку стать живым деревом, приносящим плоды его? (Матф.21:43).

Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.
Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?
Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.
Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
(Лук.3:11-14)

Иоанн, так же, как и Иисус, предлагает людям правила, конкретные практические советы, исполняя которые, они смогут освободить свое сердце от эгоизма, дабы Божий Дух мог наполнить их жизнь. Но эти правила, опять же, отличаются друг от друга, в зависимости от положения, в котором сейчас оказались люди. И получается, что даже будучи в одном теле, которое есть Христос, люди могут жить по разным правилам и при этом не мешать друг другу, не укорять других из-за различий в образе жизни и не превозносится друг перед другом. Потому что, совершая свое поприще, они стремятся к личному совершенству для Господа, а не выполняют перед людьми свой долг. А обстоятельства, проблемы, да и духовный возраст у разных людей разные.

Но все же существуют правила, которые являются общими для всех, и это часто является поводом, чтобы правила воспитания духовного характера человека превратить в ритуал для придания ему наружной чистоты. Общие правила ясно прописаны, и это становится причиной, что их начинают соблюдать так же, как и формальные ограничения, из долга. Например, подставить другую щеку, отдать верхнюю одежду, идти второе поприще можно вопреки себе, ради победы добра над злом, а можно и из-за страха перед Богом. Также и благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим и молиться за обижающих нас можно, как из стремления сделать что-то доброе в ответ на злые поступки, так и из чувства своей обязанности. А где есть долг, там еще нет любви, где имеет место обязанность, у человека отсутствует инициатива к добру, и поэтому правила теряют свою силу. Хотя поначалу человека все равно приходится обязывать к соблюдению тех же заповедей, т.к. если он не научится заставлять себя сам, то в его сердце, одурманенном и задавленном грубыми пороками, никогда не проснется инициатива ни к чему хорошему. Подобно тому, как богатый юноша никогда бы не подошел с вопросом к Иисусу, в желании разобраться, что ему не хватает для жизни вечной, если бы его разум находился в плену у греха. У него никогда не возникло бы этой неудовлетворенности своим состоянием, если бы он не соблюдал Божьи заповеди. Но законом не должно ограничиваться наше стремление соответствовать Богу, потому как, если человек не выйдет за эти рамки принуждения, он никогда не познает счастья добровольной любви.

Таким образом, с одной стороны Господь учит людей, говоря, что «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лук.6:45). А с другой стороны, показывает, как нам стать этими добрыми людьми, чтобы нашим «сокровищем», которое мы можем вынести из своего сердца, являлось не гордость и собственное достоинство, не материальные блага или семейные узы, а сущий на небесах Господь. И следующие слова Христа говорят нам об этом: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лук.6:46). Иисус, кроме поставленных перед нами высоких целей, дает нам конкретные практические советы, правила, посредством которых мы можем изменить свою жизнь. Но разве люди прислушиваются к словам Иисуса, к тому, что Он говорит им делать? Увы. Но продолжают взывать к Нему – «Господи! Господи!» – в надежде, что эти перемены произойдут в их жизни без каких-либо конкретных шагов, самопроизвольно, естественно. Поэтому для таковых, как тогда, так и теперь, будет актуально послушать и задуматься над следующей за этими словами притчей Христа:

Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.
Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.
А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.
(Лук.6:47-49)

Обсудить в форуме. (1 сообщений)

 
« Пред.   След. »

© 2017 редакция Вестник Илии e-mail  Внести свою лепту лепта