Что необходимо вам, чтобы чувствовать себя счастливыми? Легкий труд, хорошая погода, вкусная пища, дорогой телефон, хороший автомобиль, близкий человек, преданные друзья? Если от этого всего зависит ваше счастье, то вы несчастный человек. Почему? От чего должно зависеть наше счастье? Как можно стать счастливым человеком? И что является основой счастья согласно учению Христа? Для того чтобы ответить на эти вопросы, давайте обратимся к принципам блаженства, раскрытых в нагорной проповеди Иисуса, и прочитаем, что говорит о счастье сам Христос: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас. (Матф.5:3-12) Кто такой блаженный? Вероятно, это тот человек, у которого не все в порядке с головой, потому что радоваться поношению может только сумасшедший, или, во всяком случае, тот человек, который не вписывается в наше представление человеческих норм. Блаженный, греческое слово «макариос», буквально означает «счастливый». Так кто же может, по словам Иисуса, стать счастливым? Итак, по-порядку. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Мы все имеем представление о том, кто такие нищие. А кто такие «нищие духом»? Может быть это те люди, которые испытывают духовный недостаток? Тогда о каком духе, в данном случае идет речь? О Божьем, или о нашем, человеческом? Принадлежит ли Царство Небесное людям, которые лишены Божьего Духа или имеют в нем великий недостаток? Ведь причиной отсутствия Бога в сердце человека, как раз, является изобилие различных земных ценностей, идолов, которые и разделяют его с Господом. А сам Бог «не мерою» дает Духа (Иоан.3:34). А может быть нищета духа должна говорить о нашей немощи и указывать на отсутствие воли в принятии правильного решения? Тогда сильный духом – это тот человек, который все может, все преодолевает, а слабый духом тот, кто не в состоянии ничего сделать, кто испытывает поражение за поражением. Но речь в данном случае идет не о силе духа, а о его количестве. И обетования Царства Небесного принадлежат побеждающим (см. Отк.2-3 гл.), проигравших там просто не будет. Здесь стоит отметить, как люди выражают свою нужду в Спасителе, когда идут на поводу у своих земных слабостей. Христос пришел спасти «людей Своих от грехов их» (Матф.1:21), и теперь каждый может получить «оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Рим.3:24,25). Но люди пытаются использовать Его благодать, чтобы продолжать грешить, и оправдывают свое поведение воплями о своем бессилии. Но ни земная, ни духовная нищета не могут быть основанием для претензий на Небесное Царство. Так кто же тогда является нищим духом? Давайте теперь обратимся к вести для Лаодикии и рассмотрим этот термин на примере богатых духом верующих. Ангел Лаодикийской церкви говорит: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды», а не знает, что он «несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр.3:17). Богатство духа является причиной несчастного и жалкого состояния церкви последнего времени, в то время как нищета духа является условием достижения духовного счастья. В чем же состоит это богатство, которое делает невозможным пребывание людей в Небесном Царстве? Данный пример показывает нам, что суть богатства духа в самодовольстве, которое имеют верующие, причем, не столько в земной, сколько в духовной сфере, что и было присуще людям времен Христа. «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» – так начиналась молитва фарисея в храме (Лук.18:11). Ему противопоставляется мытарь, который, «стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лук.18:13). Возможно, образ жизни мытаря и в самом деле отличался не в лучшую сторону от набожного поведения фарисея, и фарисей в этом смысле выглядел намного праведнее мытаря, но главное их отличие друг от друга было в самом подходе к оценке самого себя. Фарисей сравнивал себя с людьми, которые в его глазах были ниже его, а мытарь стремился соответствовать Богу, и поэтому не мог от стыда поднять своих глаз на небо. Движимый тем же самым духом, апостол пишет: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил.3:13,14). И такое отношение к себе справедливо не только в отношении мытарей и грешников, но и людей, которые полностью отвечают текущим требованиям Бога: «Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить» (Фил.3:15,16). Таким образом, нищими духом называются не те люди, которые ощущают свою духовную нищету и успокаивают себя этим, мол, это нормально, никто не без греха, а кто, наоборот, неудовлетворен собой в своем стремлении достичь Божьего Царства. Но всем известно, что в мире счастливыми являются лишь самодостаточные и удовлетворенные собой люди. Выходит, счастье в понятии Христа противоречит общепринятым стандартам земного человеческого счастья. Кроме того, оно и не совместимо с удовлетворением, которое человек испытывает от стабильности в своей духовной жизни. Вся наша жизнь – это борьба духа и плоти, и тот кто ушел с передовой подальше от линии фронта, сигнализирует о своей капитуляции. То, как понятие счастья в представлении Христа противоречит нашим представлениям о благополучии, мы можем увидеть и на других примерах принципов блаженства. Господь учил: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». А кто такие плачущие? Ведь бывают и слезы радости. Может быть, о них говорит Иисус? Другой перевод этого слова – «скорбящие». И действительно, утешить можно только того человека, который, как минимум, опечалился. О чем же скорбят блаженные люди? Здесь надо отметить, что состояние скорби само по себе не доставляет человеку радости и счастья. Поэтому его нельзя сравнивать с тем удовольствием, которое человек получает от мучений, распаляясь в жалости к самому себе. В отличие от страданий, которые тешат самолюбие человека, свое счастье он обретает не в тот момент, когда скорбит, а когда собирает плоды своего терпения. И «сеявшие со слезами будут пожинать с радостью» (Пс.125:5). Что же в таком случае, должно стать причиной этих страданий и слез? «Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний» (Иак.5:7). Каждый человек в этом мире сталкивается с трудностями и страданиями. Сегодня нет таких людей, которые не проливали бы слез. Но какие слезы являются причиной истинного счастья и условием утешения от Господа? Ответ на этот вопрос мы можем найти у ап. Павла, который пишет в своем послании к Коринфянам: «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2Кор.7:9,10). Люди сегодня могут лить слезы и скорбеть по причине утраты своего имущества, здоровья, близких и дорогих сердцу людей, но все это является печалью, которая не приближает нас к Богу, как источнику своего счастья, а «производит смерть»; потому что, как и жалость к себе, возникает из-за себя, т.е. причиной этих страданий является любовь человека к себе. А «печаль ради Бога» говорит о любви к Богу, и поэтому приводит грешника к покаянию со множеством горьких слез. Но плакать могут не только те люди, которые огорчили своего Господа. Так Христос «во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык (научился) послушанию» (Евр.5:7,8). Да, жизнь в мире сопряжена со страданиями, но обретем ли мы утешение будет зависеть не от того, насколько был труден наш земной путь, а от того, ради чего мы претерпеваем существующие невзгоды – ради того, чтобы следовать путем Христа или для достижения своих личных целей? Если это делается для себя, то человека ждет разочарование, и только живущие для Бога будут утешены. Более того, утешение, поставленное в зависимость от наших слез, говорит о том, что нам необходимо осознанно идти на страдания, от которых зависит наше счастье. Основой христианского учения является истина о несении своего креста, и если люди, живущие для себя, открыто или подсознательно пытаются избежать лишений и потерь в этой жизни, то последователи Иисуса идут на эту свою смерть, как и Христос, добровольно. И «кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лук.14:33). А теперь давайте вернемся к счастью в мире и ответим на вопрос, кто же здесь считается счастливым? Тот, кто с кротостью терпит за правду, отказываясь от того, что предлагает ему жизнь, или тот, кому удается избежать земных скорбей, получить компенсацию за свои страдания или в очередной раз накачать себя дозой «обезболивающего» в виде всевозможных человеческих утех? Да и угрызения совести тоже не делают жизнь человека спокойной и беспечной. Люди сегодня стремятся к душевному равновесию, которое является для них критерием земного и духовного благополучия. Но даже, ведя разговоры о необходимости покаяния, люди пытаются найти оправдание своим поступкам и успокоить себя долгосрочной перспективой, чтобы впредь не испытывать никаких душевных терзаний. Тем самым они лишают себя утешения, которое могли бы иметь у Христа. Поэтому Иисус противопоставляет эти различные по духу состояния людей, указывая на последствия того и другого: «Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лук.6:24,25) «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» – это слова, которые следуют за обетованием для плачущих в проповеди Христа об истинном счастье. И они указывают на то, что прийти к своему наследию на новой земле человек может только дорогой смирения. Без смирения невозможно принимать страдания и нести собственный крест. Хотя очень часто основным стимулом для преодоления трудностей и основанием собственных достижений в духовной жизни является гордость. Намного легче бороться с земными скорбями и искушениями, делая ставку на свою самозначимость. Геройство – это основа выживания и всех приносимых в земной жизни жертв. Несмотря на это, у ап. Петра мы читаем такие слова: «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет.5:5). Истинное смирение проявляется не в реализации великих и грандиозных планов, а в повседневном послушании людям, у которых мы сегодня находимся в подчинении. Но при чем здесь смирение и покорность, когда речь идет о личном счастье? Поэтому давайте теперь опять посмотрим на счастливых мира сего и на этой разнице определим саму основу духовного счастья. Итак, кто на самом деле достигает успеха, радости и благополучия в этой жизни – кроткие, покорные или настырные люди? Говорят, что наглость – это второе счастье. И действительно, не имея в своем характере этой черты, человек никогда не сможет добиться своего. В глазах же Господа это «свое», как раз и мешает человеку принять и исполнить Божью волю в своей жизни и таким образом обрести гармонию в отношениях с Богом. Поэтому, для того, чтобы стать счастливым с Богом, человеку необходимо совершать то, что делает его по-человечески несчастным, чтобы через это прийти к совершенно другому смыслу жизни, который и станет причиной его вечной радости. И в этом случае недостаточно будет только смириться с неизбежностью, человеку потребуется самому взойти на крест. А если мы будем и дальше следить за словами Иисуса, то сможем найти еще и примеры такого смирения, как то – подставить другую щеку, отдать верхнюю одежду, идти второе поприще и молиться за своих обидчиков. И лишь в этом случае кротость человека, выраженная в его покорности «всякому человеческому начальству для Господа» (1Пет.2:13) или в любви к своим личным врагам (Матф.5:44), сможет стать для него залогом того наследия, которое он получит у Христа. А теперь посмотрим на мотивы, которые должны являться причиной нашей кротости. Иисус говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Кто такие испытывающие голод и жажду по правде? И что должно придавать человеку сил во время несения своего креста? Жажда справедливости? Отчасти, да, при условии, что речь идет не о своей правде, а о правде Божьей. Потому что, в противном случае, человек станет рассматривать эту справедливость только в отношении себя, а значит будет добиваться исполнения своей, а не Божьей воли. Практически все люди сегодня ищут справедливости. Они добиваются справедливого отношения к себе, справедливой пенсии, зарплаты, справедливости в принятии решений, а если не добиваются, то во всяком случае хотели бы, чтобы с ними поступали справедливо. Но заповедь Иисуса «не противься злому» (Матф.5:39), озвученная Христом в этой же нагорной проповеди, делает невозможным достижение этой цели для кротких людей; и не зря, потому что за желанием найти справедливость стоит ущемленное себялюбие человека, которое и мешает ему отдать справедливое Богу. И чем больше у человека любви к себе, тем сильнее и ревностнее он будет предпринимать попытки, чтобы добиться в этой жизни своей правды. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф.6:33). В этих и предыдущих словах Христа о «правде» речь не идет о человеческой справедливости, но о стремлении человека к «праведности» (более точный перевод греч. слова «дикэосинин»). Причем, это стремление сравнивается Иисусом с голодом и жаждой, которую испытывает человек, прежде чем умрет от недостатка воды и хлеба. Человек должен больше бояться остаться без праведности, чем без пищи и питья; и ощущение недостатка в праведности не должно уступать в мотивации голоду и жажде. Как для того, чтобы удовлетворить свое чувство голода, человек готов на многое, в частности, трудиться, смиряться, терпеть, так и для достижения праведности, он должен, отрешившись от себя, идти на крест. Но кто сегодня готов идти на какие-либо жертвы ради праведности? Как правило, в качестве стимула для человека выступают его похоти, и ради этих желаний он работает, не покладая рук, унижается и терпит. И его земные мечты, особенно те, которые удается воплотить в своей жизни, делают его счастливым. Вот только Христос считает таких людей несчастными. Почему? На этот вопрос мы с вами ответим позже, а пока рассмотрим основу счастья на примере других слов Иисуса: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Кто такие милостивые? Если это связано с помилованием, то это не те люди, которые заслужат прощение своими пожертвованиями. Это те, кто сами миловали и поэтому будут помилованы, «ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф.6:14,15). Ведь можно раздать все имение и отдать тело свое на сожжение, как пишет об этом ап. Павел (1Кор.13:3), но при этом совершенно не уметь прощать. Это будет указывать на то, что в своих жертвах для Господа человек преследует свои тщеславные цели, и в таком самоотречении не будет никакой любви. А нужна любовь? Безусловно! Потому что все, что мы делаем ради себя, бессмысленно. В этом смысле милость – это больше, чем жертва; ей присуще все то же самое, что и жертве – боль, страдание, смирение и отречение от себя, но уже не по причине любви к себе; ибо простить «от сердца» (Матф.18:35) может только тот, кто уже похоронил свою любовь к себе, ту, что и была затронута его обидчиком. Но где найти столько любви, чтобы уметь вот так прощать? Если мы будем ждать этой любви, то не будем «милостивыми». Да и нет никакой любви в том, что мы общаемся с неприятными нам людьми тогда, когда у нас хорошее расположение духа. Ни наши добрые чувства должны стать причиной правильного отношения к людям, а правильное отношение, которое и называется любовью, должно стать основанием положительных эмоций и чувств в личном общении с «плохими» людьми. Поэтому человеку в конкретных делах самоунижения нужно сначала освободить свое сердце от обид и личной неприязни, а потом уже пытаться выстраивать дружеские связи с людьми, к которым у него имеются претензии. Об этом же говорит и другой принцип блаженства проповеди Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Только чистые сердцем могут увидеть Бога! Таким образом, человеку сначала требуется очистить свое сердце от свойственного ему себялюбия, прежде чем рассчитывать на личные взаимоотношения с Господом. Иисус говорит: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лук.6:46). «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:44). Чем в этом смысле чистота сердца отличается от внешней праведности? Ответим на этот вопрос на примере слов послания Иоанна: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Иоан.2:15). Сердце можно считать чистым лишь в том случае, когда человек уже не любит того, что является ценностью для этого мира. Потому что можно отказаться от всего, что в мире, но продолжать это любить. И пока человек любит мир или по причине большой любви к себе отказывается прощать врагов, он не может любить и быть любимым Богом. «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Иоан.2:16,17). Но чистые сердцем свободны от этих желаний и земных привязанностей, и поэтому могут быть счастливыми. Но, как же так?! Ведь именно благодаря человеческим привязанностям и своим увлечениям человек и ощущает себя счастливым, и чем больше у него этих увлечений, желаний и интересов, т.е. любви к этому миру, чем сильнее его привязанности к людям, тем он счастливее. Счастливые в мире – это люди, имеющие много друзей, много хотений и разных целей. Собственно, эти похоти и придают радость и смысл этой жизни. И пока человек живет земным смыслом, счастливым в Боге он быть не может. Теперь к слову об отношениях с людьми. Иисус говорит: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Кто такие миротворцы? Люди, которые мирят людей друг с другом, преследуют человеческие интересы; свои ли интересы, или интересы одной или двух сторон – значения не имеет, и поэтому они в полной мере соответствуют определению детей человеческих. Но сынами Божьими могут быть названы только те люди, которые творят мир с Богом. А почему сынами? Потому что они, как дети своего Отца, действуют в интересах и по воле Бога. «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2Кор.5:18-20). И это служение – не долг, а честь, выражение любви и признательности к своему Небесному Отцу. И все бы хорошо и просто, если не те трудности, с которыми обязательно будет сопряжена эта миссия примирения. Если в этом мире примирение между сторонами достигается за счет взаимных уступок и компромиссов, то с Богом все обстоит иначе. Богу не приемлемы никакие компромиссы, Он не принимает условий человека и на уступки не идет. Его требования уже учитывают немощь человека, а главное – Он никогда не изменяет Своим принципам и целям, на которые хотят повлиять люди посредством ведения переговоров. Главным фактом, демонстрирующим неподкупную твердость Бога в отношении Его позиций, является смерть Иисуса Христа за наши грехи. Отец готов был отдать Своего единственного Сына для спасения от Божьего гнева за совершенные преступления, но не изменить Своим принципам справедливого воздаяния. Бог непреклонен в Своих установлениях, и эта ситуация ставит в затруднительное положение тех людей, которые оказываются между Богом и непокорными людьми; ведь никто уступать не хочет, а если и готов, то не в полном объеме, отдает далеко не все сердце, как того требует Бог. Для последователя Христа это становится причиной напряженных отношений с людьми, в том числе и с близкими людьми, которые не хотят слушать Бога. А теперь ответьте, что нужно вам для простого человеческого счастья в вопросе отношений с людьми? Конечно, любить и быть любимыми. Христос же, посылая на проповедь Своих учеников, обещает им обратное: «Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Матф.10:21,22). Поэтому в продолжении проповеди Христа о счастье мы читаем следующие слова: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас». Но разве можно быть счастливым в изгнании? Разве можно радоваться поношению и несправедливой хуле, пусть даже за Иисуса? Наоборот, счастливыми сегодня могут быть те люди, которые вместо бесчестия имеют уважение и почет от окружающих людей, это не отвергнутые земным обществом, а люди любимые и принимаемые всеми. Но, чтобы эти мечты могли стать реальностью, человеку нужно перестать стоять в проломе за Бога, оставить свою задачу миротворца и начать говорить приятное, угождать и потакать желаниям людей. И тогда любовь, понимание, уважение и вместе с этим – счастье, не замедлят к нему прийти. Но Христос говорит: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лук.6:26). Угождение себе выражается не только в том, что человек обретает свое счастье, когда добивается любви и земного благополучия, но и тогда, когда получает облегчение от тягот земной жизни. Так, например, больной испытывает прекрасные мгновения счастья, когда его боль отступает; трудящийся радуется окончанию рабочего дня; лицемер получает удовлетворение, когда люди верят в его обман; а преступник счастлив, когда ему удается избежать наказания. Но любовь к себе может делать человека, как счастливым, так и несчастным. И счастье, которое является выражением этой любви, всегда зависит от окружающих обстоятельств – от отношения других людей, имеющихся возможностей и от условий, которые человек для себя создает. Поэтому это счастье непостоянно и не может продлиться вечно. Обстоятельства нашей жизни рано или поздно изменятся – время изобилия и благополучия сменится временем страданий и лишений, близкие люди предадут, общество осудит, и все, счастье закончится; человек станет несчастным, и жить станет незачем. Кроме того, у него не получится продлить свое счастье больше чем на короткое мгновение по той причине, что ни люди, ни вещи и никакие счастливые случайности не смогут удовлетворить его душевных запросов. Как бы человек ни пытался изменить свои условия жизни, сделать их лучше, как бы он ни старался изменить отношение к нему окружающих людей, всего этого будет недостаточно для того, чтобы ощущать себя по-настоящему счастливым. Поэтому каждому, кто хочет быть счастливым в этом мире, следует запомнить одну вещь: люди, вещи и новые ощущения никогда не смогут сделать вас счастливыми, они сделают вас только несчастными. Чтобы нам быть по-настоящему счастливыми, наше счастье не должно зависеть от окружающих обстоятельств и условий нашей жизни. Настоящая радость существует вопреки этим условиям. Когда гонят, неправедно злословят, вы – говорит Иисус – «радуйтесь и веселитесь». Но ведь у этой радости тоже должны быть причины… Что должно стать основой нашего счастья? Нищета духа, кротость, милосердие и верность, сами по себе, еще не делают человека счастливым, это только средства, через которые он может отречься от своей любви к себе, чтобы не быть несчастным и жалким человеком. А само счастье он обретает, когда получает награду; «ибо велика ваша награда на небесах» – говорит Иисус, но не уточняет, в чем конкретно она будет выражена. Что человек найдет в Небесном царстве? Мы можем много фантазировать, отвечая на этот вопрос, и качество нашего ответа будет здесь зависеть только от способности нашего воображения. Но не стоит забегать вперед, потому что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). Эти слова ап. Павла можно понимать так, что Господь компенсирует все наши земные потери на небесах, и мы обретем все то же самое, привычное для нас человеческое счастье, только во много большем размере. Тогда, в какой-то степени, будет оправдано поведение людей, которые сегодня живут по пословице: «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Ведь характер ценностей в этом случае не изменяется – как вчера человек искал удовольствий в мире, так и сегодня мотивирует себя обретением тех же благ, но в будущем; он продолжает мыслить прежними категориями, только, возможно, более практично. А можно слова ап. Павла понять иначе – Бог приготовил совсем другое, чем мы можем себе сегодня представить, и понять это смогут только те, кто Его любит. Аналогичная мысль звучит и в словах Иисуса к Его ученикам: «истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Мар.10:29,30). Христос обещает Своим последователям, поставившим крест на своей жизни, в сто раз больше того, что они потеряли, и опять не уточняет, чего именно. Но, судя по словам Иисуса, можно сказать, что Его предложение имеет не земной характер, потому что дает возможность человеку получить свою награду не только в «веке грядущем жизни вечной», но уже сегодня «среди гонений». Человек может быть счастлив уже сейчас, даже при условии отсутствия любви от окружающих людей и материального благополучия, потому что любит Бога, и в этой любви обретает свое счастье, свою награду. Конечно, вместе с этим в Царстве Христа будут удовлетворены и все материальные нужды человека. Но это не будет иметь большого значения, потому что любовь Господа «во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель», которых он намеренно лишился в земной жизни, последовав за Иисусом. Призыв Иисуса – это не приглашение в Небесное Царство, которое воспринимается некоторыми, как некий бесконечный аттракцион развлечений. Христос сегодня зовет людей к Себе, а небо – это то место, где Он обитает. Иисус говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28). Только в объятьях Иисуса человек может найти свое счастье и покой. Но люди вместо Иисуса выбирают театр, кино, интернет, телевизор, застолья, массовки и т.д. и ищут там своего утешения. И пока они перебивают человеческими страстями свой духовный голод, они не способны ощутить нищету духа и тяжесть своего бремени. Но если у них, благодаря оставлению земных радостей, все же получится услышать голос Иисуса и отворить Христу дверь, то следующим шагом будет – взять и в кротости нести свой крест: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем», и только тогда «найдете покой душам вашим» (Матф.11:29). Как видим, рецепт счастья от Христа достаточно прост – отказаться от своих претензий на земное счастье и поспешить за утешением к Иисусу, разделив с Ним Его иго. Для этого вам нужно будет сначала стать нищим духом, потом смиренным, а также проявить упорство в своем труде, ведь ярмо возлагается на лошадь или быка, чтобы пахать; и в результате прийти к покою и той любви, ради которой, собственно, и стоит жить, «ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф.11:30).
Обсудить в форуме. (4 сообщений) |