Весть к Лаодикии  
 
 
СодержаниеПубликацииИсследованияПодкасты
Добро пожаловать!

Свидетельство
Передовица
Публикации
Тематический разбор Священного Писания
Библиотека
Опросник
Суть Божьего правления - это...
     
     
 
 
Добавлено недавно
Популярные
Неслучайный выбор
Тот, кто ведет к Богу, должен, как минимум, Его знать. А чтобы делать других людей Его учениками, самому нужно учиться у Господа.
/Цитата из письма/

НЕЛЮБОВЬ Печать E-mail
Автор Андрей МИШИН   
10.09.2014 г.

Любовь и ненавистьС Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им:
если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;
и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником.
(Лук.14:25-27)

Что такое любовь? Это чувство глубокой привязанности, страсть или жизненная позиция человека, принцип? То и другое можно назвать любовью, но о какой любви идет речь в заповеди, когда говориться «возлюби ближнего, как самого себя» (Матф.22:39)? Христос учил: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:44). Являются ли наши враги ближними? Безусловно, потому что будь они совершенно чужими и незнакомыми нам людьми, они не смогли бы причинить нам боль и обидеть нас. Пострадать от плохого отношения людей мы сможем только в том случае, если они находятся с нами рядом, и чем ближе человек, тем больнее он может уязвить, и тем сильнее будут наши переживания от его предательства. В этот момент он будет вести себя, как враг, но несмотря на нахлынувшие чувства справедливого гнева, обиды, ненависти и, возможно, глубокого разочарования, нам следует его любить. Так какой же должна быть эта любовь, которой учит Иисус в нагорной проповеди?

Чтобы разобраться, в чем состоит смысл и характер этой любви, давайте обратимся к другим словам учения Христа: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Матф.5:38-41). Не имеет никакого прикладного значения ни для нас, ни для человека, которому мы развязываем руки, оставляя все свои попытки оказать сопротивление его злым деяниям, если мы даем развиваться злу и подставляем при этом себя и свое имущество. И в духовном плане подобный подход также не сможет оказать на наших врагов никакого благотворного влияния. Но это нужно не нашим врагам, а нам. Подставлять щеку, отдавать одежду, идти два поприща требуется не для того, чтобы изменить злой и несправедливый мир, а для того, чтобы измениться самим. Чтобы через сознательное унижение освободить свое сердце от ненависти, ставшей следствием не оправдавшихся завышенных ожиданий и любви к себе. К тому же самому нас призывает и вторая заповедь, которая говорит о любви к ближнему, как к самому себе. Ее целью является не угождение близкому человеку, что свойственно всем людям, а ущемление собственного эгоизма на примере любви к себе. Насколько человек озабочен собой, столько же любви должно быть обращено в адрес того человека, который рядом, который состоит с ним в любых отношениях. Таким образом, чтобы исполнить заповедь, нам нужно любить не для того, чтобы нам было хорошо, чтобы иметь возможность купаться в любви своих ближних, а с тем, как раз, чтобы пожертвовать своей любовью к себе. Иначе говоря, дарить любовь другим людям за счет своей любви к себе. Или прекратить имеющуюся вражду, но не посредством восстановления своих ущемленных прав, отвечая на насилие насилием, а в ущерб себе. Ведь для того, чтобы отдать или не взыскивать, другими словами, полюбить человека, нам нужно пожертвовать собой. И если по отношению к ближнему это будет являться любовью, то по отношению к себе – ненавистью. И нужно так научиться любить, чтобы не возлюбить души своей «даже до смерти» (Откр.12:11).

Настоящей любви не бывает без ненависти. Там, где есть любовь к Богу и ближнему, там обязательно будет самопожертвование, т.е. нелюбовь к самому себе. И наоборот, ненависть к людям будет неотъемлемой частью нашего себялюбия. Нелюбовь – это другая сторона любви. Как говорит Христос, «или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Матф.6:24). Если же в нашей любви отсутствует нелюбовь, то это уже не будет любовью по заповеди. В этом случае не важно, кого мы награждаем своей любовью, важно только то, что эта любовь не содержит в себе самоотречения, а, значит, ее истинной причиной будет угождение себе. Можно любить, чтобы быть любимым – использовать любовь как средство достижения любви к себе, а можно не любить, но делать добро людям, и этим в своих глазах тщеславиться, в чем тоже находить свое удовлетворение. Все это в равной степени не будет отвечать требованию любви, которое предъявляет нам Христос, потому что в любом из этих случаев эта любовь будет направлена на себя, а не от себя. И здесь не имеет значения, что мы чувствуем, когда получаем любовь от других (в том числе, и от Господа). Любовь, о которой говорит Христос, должна отдавать, а не потреблять. В этом суть любви Бога, который «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:16).

Если суть истинной Божьей любви – это самоотречение, тогда в чем эта любовь должна выражаться? Будут ли это возвышенные чувства, которые имеют место в наших отношениях друг с другом, или это будет что-то другое? Сложно себе представить человека, который бы в ответ на оскорбление и насилие питал бы к своему обидчику теплые и нежные чувства. Но и Христос говорит нам не о чувствах, а о делах, которые мы должны совершать, чтобы любить: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Матф.5:38-41). Речь в данном случае идет не об эмоциях, которые в этот момент кипят в нашем сердце, а о модели поведения, которая должна найти отражение в наших делах. Любовь в этом смысле – это не ощущения в восприятии окружающей нас действительности, а жизненная установка, которой мы должны придерживаться на протяжении всего своего пути за Богом. Как далее говорит Иисус, «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф.5:45). Сынами Небесного Отца могут стать только те, кто притворяет в своей жизни Его принципы любви. И, как можно здесь увидеть, Богу неприятно, когда в сотворенном Им мире есть люди, которые в погоне за собственным счастьем игнорируют слова Господа и поступают против Его воли. Бог не может этому радоваться. Подобное отношение людей к своему Создателю Его не просто огорчает, а возмущает. Как говорит об этом псалмопевец Давид, «нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие» (Пс.5:6). Но, несмотря на Свои чувства, Бог руководствуется Своими принципами, «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф.5:45). Любовь Бога к грешникам выражается в Его делах.

А как же тогда дела обстоят с нелюбовью? Сегодня, в век беспринципности и эмоционального растления, у людей сформировалось представление, что ненависть, как и любовь – это только чувство, и никак иначе. Но так ли это на самом деле? Что такое ненависть? Это антипод любви. Такой вывод мы делаем из слов Христа, который противопоставляет друг другу разные варианты отношения к своему Хозяину – «усердствовать» и «нерадеть», «любить» и «ненавидеть» (Матф.6:24). Так, если в основание любви по заповеди заложен принцип, то соответственно и ненависть по слову Христа тоже должна быть принципиальной. В случае, который приводит Иисус, она всегда будет противоречить нашим собственным чувствам. Посмотрите, на кого распространяется нелюбовь, о которой говорит Христос: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лук.14:26). Она должна быть направлена на тех, кого мы по-человечески любим, к кому привязаны физически и эмоционально. Таким образом, это повеление, которое является одновременно и условием ученичества у Иисуса, является причиной точно такой же борьбы принципов и чувств, которая возникает с заповедью Христа любить своих врагов. Только если с врагами нам необходимо полюбить тех, кого мы ненавидим, то в отношениях с близкими людьми, возненавидеть того, кого мы по-своему любим. Почему так? Для чего Богу нужна наша нелюбовь к своим любимым? Для того же, для чего нужна и любовь к врагам – чтобы посредством этой любви или ненависти мы отказались от любви к себе, возненавидели свою душу. Потому что не может быть настоящей любви там, где человек любит себя и домашних, которые являются неотъемлемой частью его жизни для себя (даже самый отъявленный эгоист нуждается в любви и поддержке со стороны близких людей). Если он любит себя, то уже не может любить всем сердцем Бога. А если думает, что любит Христа, но не отказывается от своей ненависти к врагам и любви к домашним, то обманывает сам себя. Любви без ненависти не бывает. Именно по этой причине нелюбовь является условием следования за Иисусом, и здесь «кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лук.14:27).

Обсудить в форуме. (1 сообщений)

 
« Пред.   След. »

Ссылки по теме:
© 2024 редакция Вестник Илии e-mail  Внести свою лепту лепта