Весть к Лаодикии  
 
 
СодержаниеПубликацииИсследованияПодкасты
Добро пожаловать!

Свидетельство
Передовица
Публикации
Тематический разбор Священного Писания
Библиотека
Опросник
Несением своего креста называется:
     
     
 
 
Добавлено недавно
Популярные
Неслучайный выбор

Слушайте это, священники, и внимайте, дом Израилев, и приклоните ухо, дом царя; ибо вам будет суд, потому что вы были западнею в Массифе и сетью, раскинутою на Фаворе. Глубоко погрязли они в распутстве; но Я накажу всех их. Ефрема Я знаю, и Израиль не сокрыт от Меня; ибо ты блудодействуешь, Ефрем, и Израиль осквернился. Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали. И гордость Израиля унижена в глазах их; и Израиль и Ефрем падут от нечестия своего; падет и Иуда с ними. С овцами своими и волами своими пойдут искать Господа и не найдут Его: Он удалился от них.

/Книга пророка Осии, 5:1-6/

О МАНИПУЛИРОВАНИИ ЛЮДЬМИ Печать E-mail
Автор Андрей МИШИН   
25.09.2016 г.
Каскадная манипуляция

Манипуляция – это относительно новый термин, который характеризует отношения между людьми. Раньше говорили «хитрый», теперь говорят «манипулятор». Что такое манипуляция, и в чем ее суть? Сущность манипулирования людьми – в управлении ими в личных интересах манипулятора, не раскрывая при этом истинных целей его замыслов. Основанием для манипуляции выступает слабость человека, чувствительное место, воздействуя на которое, можно заставить человека добровольно исполнять чужую волю. Самым типичным примером манипуляции является вызов на «слабо», основанный на чувстве превосходства пред другими… или же чувстве собственной  полноценности («все могут, а ты – нет»). Манипуляция имеет место всякий раз, когда человек ставится в неудобное положение («молодой человек, купите цветов для своей девушки»). Также манипуляция использует страх за свою жизнь и свои земные сокровища. Например, страхование жизни и имущества является манипуляцией с целью заработать на опасениях людей. Детские капризы, обидчивое молчание, громкие истерики – это тоже манипуляция, к которой прибегают люди, и порой даже неосознанно. Манипуляции возникают в отношениях между начальником и подчиненным, и могут исходить, как со стороны начальника, так и подчиненного («будь справедливым человеком, сделай для меня исключение»). Извинения, признание в дружбе и любви – тоже являются манипуляцией, если человек не выражает в этом свои чувства, а желает чего-либо добиться, например, завоевать любовь к себе.

Манипуляции повсюду, хотя манипулирование людьми приписывают в основном гражданской власти, религии, продавцам и ростовщикам. Там, конечно, не обходится без манипуляций (на манипуляциях построена и политика, и реклама), но чаще всего у обычных людей манипуляции встречаются в отношениях между родными (в семье). Например, мама хочет, чтобы ее дочь помыла на кухне посуду, но не говорит прямо – «хочу, чтобы ты убралась на кухне, пока я отдохну»; нет, а говорит – «доченька, будь хорошей девочкой, помой тарелки…». Получается, дочь будет хорошей в глазах мамы, если выполнит ее просьбу.  «Ну, конечно я буду хорошей!». И чтобы подтвердить свою значимость и доказать, что она «хорошая», девочка скрепя сердце плетется на кухню и моет посуду. В данном случае тщеславие и желание быть любимой толкает ее на то, чтобы не нежиться в объятьях лени, а доказывать людям свою состоятельность, как человека. Таким образом, дочь делает то, что хочет мама, но делает это не для мамы, а для себя, и поэтому это уже нельзя назвать помощью. Вот этим отклик на манипуляцию отличается от проявления настоящей любви. Отношения же человека с Богом предполагают любовь, которая должна быть основана не на чувстве собственной исключительности, но на самоотверженности по примеру любви Христа. Поэтому будет резонным задать вопрос – а свойственно ли подобное поведение Богу? Может ли Господь манипулировать людьми?

Манипуляция язычницей
И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.
Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его;
а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери.
Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей.
И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери.
(Мар.7:24-29)

У Иисуса и вправду не было времени, что Он не мог и минуты уделить этой бедной женщине? А может, Он действительно считал всех язычников недостойными Его внимания псами? Или так говорил, искушая учеников и женщину, чья вера подверглась испытанию Его «ненависти»? Это сказал для женщины и учеников, упивающихся собственной исключительностью. А раз Христос на самом деле так не думал, а смоделировал эту ситуацию искусственно, то подобное поведение является чистой воды манипуляцией. Но этот момент не идет ни в какое сравнение с манипуляцией длиною почти в целую жизнь… Далее мы будем говорить о всем известном герое веры и отце всех верующих – патриархе Аврааме.

Манипуляция Авраамом
В примере отношений Бога с Авраамом присутствуют все признаки манипуляции. А нужда Авраама (у него не было детей) являлась идеальным для этого основанием. И, как вам кажется, в отношениях с Авраамом Господь преследует Свои цели и совершает Свою волю, или выступает в роли джина, который исполняет все желания патриарха? Бог предлагает ему то, что он хочет, при этом цели Бога и Авраама не совпадают. В замысле Бога – дать Аврааму не наследника для реализации его земных грез, а открыть ему новый смысл в жизни для Господа. А для этого Аврааму нужно будет лучше узнать Бога, чтобы потом посвятить Ему всю жизнь. Бог не раскрывает Аврааму сразу все Свои планы («дам тебе сына, а потом попрошу тебя им пожертвовать» – звучит как-то нелепо). По причине своей слабости (немощи) Авраам пребывает в заблуждении относительно Божьего замысла, а Господь этим всецело пользуется, чтобы наладить с ним контакт. Таким образом, не раскрывая конечной цели, Бог побуждает Авраама исполнить Его план и волю.
Почему Господь просто не заставил Авраама подчиняться Своей воле, а «играл с ним в эти игры»? Человек прибегает к манипуляции, потому что не может заставить других людей жить по своему плану без последствий для себя. А Бог может, но не делает этого, потому что ищет не выгоды от людей, а любви. Заставить – значит потерять друга. Но и жить по своей воле для себя Бог тоже позволить не может. Такое поведение несовместимо с жизнью. И пока человек, подобно дитяти, не имеет собственного сознания, чтобы исполнить волю Отца, Богу приходится манипулировать.

Манипуляция народом
Также мы можем обнаружить манипуляции не только с отдельными людьми, но и манипулирование целыми народами. И главный народ, которого коснулись манипуляции Бога, – это евреи, вышедшие с Моисеем из Египетского рабства. Но здесь мы видим манипуляцию другого рода. Рассмотрим для начала, каким был сам их исход. Почему люди пошли за Богом из Египта? Потому что любили Бога и хотели Ему служить? Нет. Это был народ жестоковыйный, и Бог изначально это знал. И что Он делает для того, чтобы люди пошли за Ним сами? Изменяет их условия жизни в Египте, чтобы они возопили Господу. Но это еще не манипуляция. Когда сыны Израилевы вопиют к Господу, они еще не собираются никуда уходить. Они хотят свободы и процветания, т.е. нормальной жизни в Египте (в своей уже на то время стране). Но Господь, пользуясь их немощью, предлагает людям другую жизнь в земле, где течет молоко и мед, но не раскрывает, каким будет их рабство Богу. И народ начинает строить свои иллюзии по этому поводу. В представлении евреев Бог – это золотой телец, вокруг которого они будут петь и плясать. Что и случилось, когда народ остался без Моисея – сделав себе золотого тельца, люди сказали: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!»  (Исх.32:4), и стали есть, пить и веселиться. Это иллюзия, которую Бог не спешит развенчивать, когда люди еще находятся в Египте. И чтобы они  там не задерживались, посылает на Египет десять страшных казней, после которых ни у кого не остается и тени сомнения, что оттуда пора уходить. Да и всеми этими происшествиями Бог настраивает египтян так, что они в ужасе прогоняют евреев из своей страны. И им не оставляется выбора, они просто не могут там остаться. Колебаться они начинают, когда оказываются загнанными в тупик при водах Красного моря. Но как мы можем узнать из Писания, эту слабость люди проявляли и раньше. Еще до выхода из Египта они жалели, что послушали Моисея. Когда они были в Египте, они находились под влиянием Божьих чудес, а теперь  они оказались загнанными в угол. Бежать некуда, и не остается ничего, кроме как послушаться слов Моисея. Но самое главное, что ни там, ни в Египте, Бог не показывает людям Своего гнева и никак не реагирует на их ропот. А когда воды Красного моря захлопнулись, и обратного пути уже нет, отпускает в адрес людей первую претензию: «долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих?» (Исх.16:28). Здесь нужно отметить, что устав и закон люди узнают от Бога не тогда, когда находятся в Египте, а только в пустыне, где народ оказывается отрезанным от мира. И там же в пустыне Бог начинает испытывать его (Исх.15:25). Эти испытания разрушают ожидания толпы и заставляют их жалеть о ранее сделанном выборе. При этом в своих бедах люди винят не Бога, в их представлениях Он продолжает оставаться золотым тельцом, а Моисея, который претворяет в жизнь людей все Его замыслы. Иллюзия окончательно рушится, когда люди начинают понимать, что они не войдут в обетованную землю на своих условиях. Обещания Моисея выглядят пустыми, и люди теряют надежду (к тому моменту, так и не войдя в обетованный Ханаан, они остаются в пустыне умирать; а объяснение, что их дети познают радости новой земли, выглядит не очень-то правдоподобно). И тогда появляется инициатива, чтобы сменить руководство. Священник Корей со своими сообщниками, используя недовольство народа, пытается захватить власть в свои руки. И вот они уже начинают действовать в интересах самого народа, желая оправдать их и свои ожидания (прямо, как декабристы). И тут вдруг Бог показывает Свое настоящее лицо – восставшие нисходят живыми в преисподнюю. И с этого времени у непокорных не остается больше никаких иллюзий, а только недовольство и страх.

Горшечник и глина
Имеет ли право Бог на такое поведение? Может ли Он совершать с людьми манипуляции такого рода? Как отвечает нам на этот вопрос само Священное Писание?
Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело [скажет ли о тебе]: «у него нет рук?»
Горе тому, кто говорит отцу: «зачем ты произвел [меня] на свет?», а матери: «зачем ты родила [меня]?»
Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?
Я создал землю и сотворил на ней человека; Я – Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я.
(Ис.45:9-12)

Что бы вы сказали человеку, который, вместо того чтобы объяснять, начинает в чувствах махать руками – «да кто ты такой?! не учи меня делать!». Мы бы назвали его – самодур. Очевидно, потому, что сами себя считаем способными понимать и управлять своей жизнью. Но евреи ничего не поняли, а просто разочаровались в Боге. Потому как, если б поняли, то, как Халев и Иисус Навин (вошедшие с Богом в покой), непременно бы одобрили действия Бога и посчитали бы Его поступки справедливыми.

Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.
Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого?
(Рим.9:17-21)

Фраза «кого хочет милует, а кого хочет, ожесточает» – говорит не о вопиющей несправедливости, а о манипуляциях Бога, совершаемых с людьми ради их спасения (и в пример берется манипуляция поведением фараона ради спасения других людей). Производя Свои манипуляции с мудростью и знанием дела, Бог действует не исключительно в Своих интересах, но также и в интересах самих людей. Только исполняя волю Отца, человек может восполнить свои духовные потребности и поделиться с другими своим счастьем. Но люди говорят: «Не хочу Божьего счастья, хочу своего счастья». И поэтому Богу приходится прибегать к манипуляции, не раскрывая при этом Своего конечного плана. Но подобные отношения (отношение к человеку, как к ребенку или рабу) нельзя назвать на 100% полноценными. Они временные, хотя и правильные. Другими словами, подобное поведение является переходным этапом к открытым отношениям, основанным на любви.

Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
(Иоан.15:14,15)

Новый этап в отношениях с Богом начинается с того момента, когда человек приходит в сознание и начинает понимать, что Бог обманул его ожидания – он, как ребенок, который узнает правду о деде Морозе и его подарках (что все это сказки), т.е. он чувствует себя преданным. И вот здесь ему нужно, либо понять своих родителей, которые все это время его обманывали, подыгрывая его иллюзиям, либо ожесточиться на то, что сказка не оказалась правдой.

Кто прав?
Почему манипуляция в представлении людей – это плохо и неправильно? Потому что тот, кем манипулируют, всегда остается в дураках. Он был обманут, пусть даже ради собственного же блага. Но если таким образом Бог приводит человека ко спасению, и это единственная возможность, чтобы он смог начать новую жизнь, то разве это не чудо?! Пусть даже ценой потерянной гордости, но человек познает таким образом своего Отца и Спасителя.

Но почему для людей подобный вариант бывает категорически неприемлем? Ответ имеется в самом определении манипуляции. Как было сказано вначале – это исполнение человеком чужой воли под предлогом удовлетворения его собственной нужды. И тот, кто еще не отказался от своеволия, считает, что Бог и окружающие люди должны жить для него (т.е. смотрит на этот вопрос с точки зрения эгоцентризма, своего личного блага). В этом случае, конечно, подчинение воли человека, воле, не отвечающей запросам его «я», а уж тем более «хитрым» путем, станет просто катастрофой.

Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
(Матф.25:24,25)

Чем раб оправдывает свое бездействие в использовании порученных ему ценностей? Несправедливостью господина и своим страхом. «Я не виноват, потому что был запуган» (т.е. стал жертвой манипуляции). А что на это отвечает ему его господин?
Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
(Матф.25:26-30)

Хозяин как-то объясняет причины своего злоупотребления доверием раба? Нет. Хотя, наверняка, ему было, что сказать. Но рабу не нужны его объяснения – выгораживая себя, ему нужно обвинить своего господина. Раб дождался того, что «поезд ушел», чтобы жить себе так, как он хочет, и теперь спорить о чем-то бессмысленно (хочешь что-то обсудить, сделай это до того, как принял решение). А что тогда отвечает хозяин злому рабу? «Сам боялся, что ж другим не отдал мое серебро для роста, деньги же не твои…?» Закопать, а потом швырнуть обратно обесценивающийся талант – это не просто рациональная предусмотрительность. Раб ненавидел своего господина. И оставить его без прибыли – было формой его протеста. И действительно, тот, кто сам не следует Божьему замыслу, который кажется ему несправедливым, всячески отговаривает от этого и других… В этой агитации проявляется его ожесточение на Бога. И поэтому, повторяя тем самым путь Люцифера, он разделит с ним и его участь.


Обсудить в форуме. (3 сообщений)

 
« Пред.   След. »

Ссылки по теме:
© 2024 редакция Вестник Илии e-mail  Внести свою лепту лепта