 Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета! (Еккл.3:18,19) Для верующего человека нет вопроса: «В чем смысл жизни?». Для него Бог – единственная цель существования. По крайней мере, так должно быть. Однако жизнь человека далеко не всегда соответствует Божьему стандарту. Люди живут и дышат совсем не своим Создателем, у каждого из них есть свои допинги, которые помогают им выживать. Эти допинги толкают их на совершение глупых, неправильных поступков, как если бы они не были способны управлять своим телом. Поэтому Екклесиаст характеризует всех людей, как лишенных разума животных. И это не оскорбление, а чистейшая правда. В школе нас учили, что прямохождение, высокое развитие головного мозга, мышление и членораздельная речь отличают человека от животного. Но это ли на самом деле является отличительными чертами человека? И являемся ли мы людьми в глазах Бога? И если нет, то как ими стать? На все эти вопросы нам поможет ответить книга пророка Даниила. Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого. Первый – как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. (Дан.7:2-4) Как мы знаем, в 7 главе Даниила говорится о событиях будущего нашей земли. Это своего рода историческая карта мира. И когда Господь во сне показывает земные царства и их царей пророку, Он дает каждому из них свою определенную характеристику. И на что Бог обращает наше внимание в этом описании? Какими мы видим эти царства? Они представлены нам в виде зверей. Почему именно зверей? Потому что эти царства и их правители ведут себя, как животные. Когда мы читаем о зверях, мы ожидаем увидеть там описание завоеваний, силы, могущества, власти этих государств. Собственно, это мы и встречаем в книге Даниила седьмой главе. Но при этом первый зверь выгодно отличается от всех остальных. Он заканчивает свою жизнь, как человек. Разбирая пророчество 7 главы, мы можем увидеть, что Бог освещает только самые основные события и характеристики поведения земных царств и их правителей. Но, как исключение, мы видим первого зверя, на котором Бог останавливается более подробно. Что же такого важного происходит в судьбе льва с орлиными крыльями, на что Господь обращает особое внимание? Лев с орлиными крыльями – это Вавилонское царство и, в отдельности, царь Навуходоносор. Данное животное – собирательный образ, который включает в себя два зверя, льва и орла. Этот образ уже фигурировал ранее в пророчествах Иеремии и Иезекииля. В 4 главе книги пророка Иеремии, Навуходоносор представлен в качестве льва. А в 17 главе книги Иезекииля – в виде большого орла. Почему именно этих животных использует Господь для характеристики царя? Как мы знаем, лев – это свирепое и невозмутимое животное пустыни. Для людей Палестины он являлся большой угрозой, которую представляло собой и вавилонское царство для обитателей ханаанской земли. По праву лев считается царем всех зверей, равно как и Вавилон можно назвать главою всех царств, существовавших в то время. А его жестокость и неотступность, как раз, отвечала данной ему характеристике. Орел, в этом смысле, тоже напоминает нам льва, только среди птиц. Орел так же является хищником и летает выше остальных пернатых, и это указывает на превозношение царя перед другими царствами и даже перед Богом. Как мы знаем из истории, царь Навуходоносор весьма гордился своим величием, что имело свои последствия. Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него – как у птицы. По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество – владычество вечное, и Которого царство – в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?» В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось. Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо. (Дан.4:31-34) После того, как Навуходоносор прожил, как животное, 7 лет, он поднимается от земли. Благодаря чему это стало возможным? Это происходит тогда, когда он поднимает свои глаза к небу. Что делает зверя человеком? Звери, в отличие от людей, не в состоянии общаться с Богом, они не подниают глаз своих к небу, а смотрят лишь перед собой. А здесь мы видим, что Навуходоносор поднял глаза к небу, и разум вернулся к нему. Исходя из 4 главы Даниила, можно подумать, что до того, как царь провозгласил себя владыкою в Вавилоне, он являлся человеком, а потом Бог превратил его в животное, но это далеко не так! 7 глава Даниила говорит нам о том, что и до этого он был зверем. Навуходоносор и раньше не видел и не разумел Бога. Но, сделав его животным, Господь показал ему, кем он на самом деле является. Он определил ему его же место. И только спустя 7 лет к нему возвращается сознание, но уже не зверя, а человека. Человека, который признает власть всевышнего Бога, и который славит и преклоняется перед Его могуществом. До этого же момента Навуходоносор был зверем и ничего не понимал. С обретением разума, ему дается и сердце человеческое. А о чем говорит человеческое сердце? Сердце – это образ чувств человека, т.е. царь обрел способность чувствовать. А до этого разве у него не было чувств? Сердце человека – это не сердце животного, но, что чувствуют животные, то, как правило, ощущают и люди: голод, страх, радость, злость, любовь и многое другое. Чем же тогда человеческое сердце отличается от сердца зверя? Тем, что человек может почувствовать Бога. Сегодня люди принимают решения, строят отношения и во всем этом руководствуются одним и тем же вопросом: «Что я чувствую?». Везде и всегда мы руководствуемся только этим вопросом. Едим ли, пьем ли, отдыхаем или работаем, завязываем отношения или расстаемся, нас волнует только то, что мы при этом чувствуем. Часто можно услышать такое: «Я не чувствую к нему ничего, как я могу его любить?». Человек сконцентрирован на своих ощущениях и руководствуется только своими эмоциями. И является ли любовь к Богу в этом смысле исключением? К сожалению, нет. Когда нам хорошо, мы любим Бога, а когда все плохо, нам кажется, что Его нет, и мы не чувствуем Его присутствия. Поэтому у уходящих от Бога людей часто звучит тот же самый вопрос: «Как я могу Его любить, если я ничего к Нему не чувствую?». Навуходоносор тоже не чувствовал Бога. И как Господь решает эту проблему? Бог дает царю почувствовать Его? Разве Он являет Себя в знамениях на небе и на земле? Нет! В жизни царя этого не происходит, равно как, не будет такого и в нашей жизни с Богом. Подобно тому, как Господь превращает в животное Навуходоносора, Он и остальным людям дает возможность хлебнуть этой «скотской» жизни. И это не единственный пример в Библии. Блудному сыну тоже нужно было «пообедать» со свиньями, чтобы прийти в себя и возвратиться к отцу. И наверное у каждого прозревшего для Бога человека имелся подобный отрицательный опыт. Когда вас окунали лицом в грязь, вы не думали, что, возможно, это и есть Божий план, а не какие-то «проделки» лукавого? Может быть, мы просто животные, и Господь хочет нам это показать? Чувства человека и, как следствие, его поведение обусловлены его инстинктами и рефлексами. Чувства – это то, как мы реагируем на окружающую нас среду. Господь заложил данный механизм в человеческую природу. Человек может ощущать сладкое, холодное, горячее, мягкое, острое, удовольствие, боль, страх. Бог наделил тело человека этими чувствами, чтобы он мог выжить в этом суровом и опасном мире. Эмоциональное состояние людей обусловлено выбросом гормонов, т.е. химическими процессами, происходящими в их организме. Любые эмоции, которые мы испытываем – это химия, а ощущения – результат действия наркотиков, вырабатываемых нашим телом. В этом смысле человек ничем не отличается от животного. Его мироощущение равносильно восприятию мира земных зверей. А что тогда ему нужно сделать, чтобы стать человеком? Ему нужно перестать ориентироваться на свои ощущения и посмотреть на небо. Что значит иметь человеческое сердце? Это значит чувствовать Бога, ощущать Его присутствие, иметь с Ним общение и понимать Его волю. Но человеку трудно плюнуть на себя и игнорировать свои ощущения. Он одинаково болезненно воспринимает как наличие отрицательных эмоций, так и отсутствие положительных чувств. Мы умираем, если не получаем удовольствия. Это равносильно тому, как если бы нам перекрыли кислород. Почему так происходит? Потому что из инстинкта самосохранения наши эмоции превращаются в цель нашей жизни. И мы начинаем искать их, как наркоман – «дозы». Распространенный пример, когда человек начинает жить, чтобы есть, а не ест для того, чтобы жить. В результате, мы живем, чтобы получать эмоции, а не реагируем на окружающий нас мир, чтобы выжить. Любовь – одна из эмоций, без которой человек не может жить. И какие существуют варианты для получения этого чувства? Существуют два пути эмоционального удовлетворения: потреблять и творить. Это можно сравнить с удовлетворением насущных потребностей в еде, одежде и прочих физических нужд: кто-то находится на иждивении своих близких – потребляет, а кто-то трудится и сам зарабатывает себе на жизнь, и даже помогает окружающим – творит. Творить – это означает самому делать людей счастливыми, не ждать, пока тебя осчастливят другие, это и будет настоящей любовью. И, созидая таким образом свои чувства, человек управляет своими эмоциями. Т.е. он не ждет, пока его полюбят, он сам создает нужное эмоциональное состояние, при котором будет счастлив сам и сделает счастливыми других. В противоположность этому, путь потребления эмоций предполагает, что человек станет высасывать радостные и светлые чувства у других, и жить чужими эмоциями, потому что своих у него нет. И, как уже можно догадаться, это происходит потому, что человек не делает ничего в своей жизни, чтобы изменить свой мир к лучшему, и соответственно, в его жизни ничего не происходит. В этом случае, человеку остается только «тянуть» любовь или другие эмоции со стороны. Человек выступает либо донором своих чувств, либо паразитирует на эмоциональном состоянии других. В случае же, когда донор разделяет с «паразитом» всю свою жизнь, он вскоре сам начинает чувствовать опустошение. Паразиту невозможно чем-то помочь. Помогая ему, мы не сделаем его жизнь лучше, человек не изменится. Только сам человек сможет изменить свою жизнь, когда начнет созидать свое эмоциональное состояние. Но всегда ли мы созидаем правильные чувства? Если человек вообще не знает, что ему делать, и не в состоянии управлять своими эмоциями, то ему следует обратить внимание на правильные чувства других. В качестве примера мы можем взять учение книги Екклесиаста: Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит [это] к своему сердцу. Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья. Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых; потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это – суета! (Еккл.7:2-6) Правильные чувства в данном примере человек сможет найти не в доме пира, а в доме плача. При этом в плаче по умершим нет позитивных эмоций. Тогда что в этом случае будет любовью? Создавать положительные эмоции и избегать отрицательных??! И если не все позитивные эмоции – это любовь, то тогда все ли негативные чувства – это ненависть? А также почему называется суетою смехотворство, т.е. создание положительных эмоций ради хорошего настроения? Поднять другому человеку настроение – это любовь? Подобно тому, как негативные эмоции являются человеческой ненавистью, так и попытки поднять настроение, сделать приятно себе и другим, будут являться любовью, но только не духовной, а плотской. С подобного рода животными радостями будет невозможно почувствовать любовь Бога. Недостаточно обрести в своем сердце мир, покой и радость. Хоть с виду это и похоже на плоды духа, но такие эмоции по-прежнему будут зверинными, если не являются результатом нашей любви к Богу. И подобно тому, как позитивные эмоции могут быть суетою, так и негативные – проявлением любви. Написано, что «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2Кор.7:10), а печалиться о Боге только тот, кто Его любит. Итак, мы можем сделать вывод, что не все эмоции, которые мы получаем и творим, являются правильными. Какие чувства правильные, а какие нет? Навуходоносору дано было сердце человеческое. Но если мы угождаем друг другу и радуем друг друга, как это делают животные, то ничего человеческого в этом нет. Разве самка не вынашивает и не вскармливает, а потом не заботится о своем потомстве? Есть и противоположные редкие случаи, когда это не заложено Богом в инстинкты животного. Все звери действуют по заложенной в них программе. И если мы, люди, будем жить по этой программе так же, как и животные, то это не сделает наше сердце человеческим. Чтобы иметь правильные чувства, нам нужно ощутить Бога. А как это возможно? Человек не может выдавить из себя какие-либо чувства, он может получить их от Бога. В таком случае, как он сможет стать творцом своего эмоционального состояния, как об этом говорит Писание: «сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?» (Иез.18:31)? Как зверь смог изменить свое состояние, в котором он почувствовал Бога? Мы уже говорили, что есть два пути: получать и созидать. И созидать в нашем примере означает – оторваться от земли. Прежде чем Навуходоносор получил человеческое сердце, он «приподнялся от земли», т.е. он оторвал свое внимание от своих животных эмоций и поднял свои глаза к небу. И в этом ему помогло его скотское состояние, в котором он пребывал в течение семи лет. Однако нам не обязательно опускаться на самое дно, чтобы оторваться от земли. Господь призывает нас самим «сотворить себе новое сердце». Поступая принципиально, мы должны сознательно отказываться от своих эмоций, ощущений и животных чувств, и только в этом случае мы будем в состоянии ощутить и прославить Бога! Обсудить в форуме. (0 сообщений) |