На что человек надеется, когда растит и воспитывает у себя домашнего питомца, скажем, собаку? Что в первую очередь он хочет увидеть в своей собаке? Любовь, послушание, преданность. А хотели бы вы после того, как уделяете своей собаке много времени: кормите, играете и гуляете с ней, чтобы она убегала от вас с другими собачками, бегала по чужим дворам в поисках лакомства, пугала соседей и скалилась на вас, когда вы приближаетесь к ее миске? Что самое меньшее вы сможете сделать в этом случае со своим псом? Посадить его на цепь – вот, что вы, скорее всего, сделаете. Но тогда вы сделаете своего любимца несчастным: ему будет больно, скучно и грустно. В вашем отсутствии он будет скулить, а при вашем появлении будет скакать в приступах счастья в надежде, что вы отпустите его на свободу. Но его будет ждать разочарование – вы уйдете, помахав ручкой, а он останется один, привязанный к своему месту. А теперь представьте, что произойдет с человеком, если по отношению к Богу он станет вести себя подобно вашей эгоистичной собаке? Но здесь мы можем задать вопрос: «А можно ли вообще сравнивать человека с собакой?». Почему такое сравнение может показаться нам унизительным? Потому что люди в своих отношениях с Богом рассчитывают стать Богу друзьями больше, чем обычная собака. Но в Библии мы можем найти еще более унизительные сравнения, например, сравнение с вещью. В книге пророка Иеремии читаем следующее: Так сказал мне Господь: пойди, купи себе льняной пояс и положи его на чресла твои, но в воду не клади его. И я купил пояс, по слову Господню, и положил его на чресла мои. И было ко мне слово Господне в другой раз, и сказано: возьми пояс, который ты купил, который на чреслах твоих, и встань, пойди к Евфрату и спрячь его там в расселине скалы. Я пошел и спрятал его у Евфрата, как повелел мне Господь. По прошествии же многих дней сказал мне Господь: встань, пойди к Евфрату и возьми оттуда пояс, который Я велел тебе спрятать там. И я пришел к Евфрату, выкопал и взял пояс из того места, где спрятал его, и вот, пояс был испорчен, ни к чему стал не годен. И было ко мне слово Господне: так говорит Господь: так сокрушу Я гордость Иуды и великую гордость Иерусалима. Этот негодный народ, который не хочет слушать слов Моих, живет по упорству сердца своего и ходит во след иных богов, чтобы служить им и поклоняться им, будет как этот пояс, который ни к чему не годен. Ибо, как пояс близко лежит к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, говорит Господь, чтобы они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением; но они не послушались. Посему скажи им слово сие: так говорит Господь, Бог Израилев: всякий винный мех наполняется вином. Они скажут тебе: «разве мы не знаем, что всякий винный мех наполняется вином?» А ты скажи им: так говорит Господь: вот, Я наполню вином до опьянения всех жителей сей земли и царей, сидящих на престоле Давида, и священников, и пророков и всех жителей Иерусалима, и сокрушу их друг о друга, и отцов и сыновей вместе, говорит Господь; не пощажу и не помилую, и не пожалею истребить их. Слушайте и внимайте; не будьте горды, ибо Господь говорит. (Иер.13:1-15) Чем являлся пояс на бедрах Иеремии? Из приведенных выше текстов мы видим, что пророк по слову Господа покупает льняной пояс и опоясывается им. Следовательно, этот пояс является приобретенной собственностью Иеремии. И для чего Господь повелевает Иеремии проделать с поясом определенные манипуляции? Историей, которая произошла с поясом, Бог желает раскрыть судьбу Божьего народа. Таким образом, сам пояс символизирует собой народ, принадлежащий Богу, которому служит Иеремия. Каждый сотворенный в этом мире человек и, более того, выкупленный от смерти греха драгоценной кровью Христа, является собственностью Бога. Господь не просто сделал этот пояс для Себя, Он еще заплатил за него большую цену. Его народ как этот пояс – это Его люди, Его собственность. И в чем же состоит на примере данной притчи предназначение человека, для чего был нужен этот пояс? Об этом говорит одиннадцатый текст: «Ибо, как пояс близко лежит к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, говорит Господь, чтобы они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением; но они не послушались». Итак, предназначение человека – быть славой, хвалой и украшением Бога. В противном случае люди – негодный народ, т.е. не нужны Богу. Бог приближает людей к Себе, чтобы подчеркнуть Свою красоту. На примере отношений Бога с людьми мы можем ощутить великолепие характера Бога. Он прославляется в том, как ведет Себя в отношениях со Своим народом. Не было бы людей, мы бы не знали о том, какой есть Бог. Люди как бы дополняют внешний вид Бога тем, что раскрывают Его славу, когда исполняют Его повеления. С другой стороны, они сами начинают светиться от славы, когда находятся рядом с Богом. Сам по себе пояс не имеет практического применения и является бессмысленной вещью, но на человеке он становится украшением. В этом его роль и единственная цель существования. Для чего покупают предметы, украшающие внешний вид? Чтобы их носить и производить хорошее впечатление на других людей. А что происходит с натуральными вещами, когда их не носят или используют не по прямому назначению? Они портятся. В таком случае, кто был виноват в том, что пояс был испорчен? Почему Господь велит пророку спрятать пояс подальше от солнечного света? Ведь глупо сначала поместить предмет в агрессивную среду, а потом причитать о том, что он испортился. А каковы причины такого поступка у Бога? Отвечают на этот вопрос следующие слова: Так говорит Господь: так сокрушу Я гордость Иуды и великую гордость Иерусалима. Этот негодный народ, который не хочет слушать слов Моих, живет по упорству сердца своего и ходит во след иных богов, чтобы служить им и поклоняться им, будет как этот пояс, который ни к чему не годен. (Иер.13:9,10) Иеремия прячет пояс по повелению Бога, и Господь говорит, что Он сделает с этим народом. Бог поместит Свой народ в условия, в которых он окончательно испортится, как случилось с поясом. Занимательно и то, куда Господь повелевает спрятать этот пояс. Давайте вернемся к четвертому тексту и прочитаем, что по этому поводу говорит Господь: возьми пояс, который ты купил, который на чреслах твоих, и встань, пойди к Евфрату и спрячь его там в расселине скалы. (Иер.13:4) Где прячет пояс Иеремия? В ущелье при реке Евфрате. Богословы до сих пор спорят, проделал ли Иеремия путь продолжительностью тысячу километров, чтобы прийти в Вавилон и спрятать там свой пояс, или же он спрятал его при одноименной реке Евфрат, которая находилась вблизи его селений. Но суть от этого нисколько не меняется – этот народ должен был погибнуть у реки Евфрат, что и произошло в Вавилоне. Соответственно, возникает другой вопрос: А почему Бог отправляет свой народ в Вавилон? Потому что народ стал злым, упорным и служил другим богам: Этот негодный народ, который не хочет слушать слов Моих, живет по упорству сердца своего и ходит во след иных богов, чтобы служить им и поклоняться им, будет как этот пояс, который ни к чему не годен. (Иер.13:10) Теперь разберемся для чего нужен пояс, который приобрел Иеремия, проведя параллели с Божьим народом. Пояс должен быть славой и украшением для своего хозяина. А для чего Иеремия отправляется на Евфрат и прячет пояс в расселине скалы? Если человек надевает пояс для того, чтобы он подчеркивал его красоту, то и Бог приближает к Себе народ, когда гордится им. А прячет его подальше с глаз долой в том случае, когда стыдится этих людей. Но вот парадокс: Бог стыдится, а люди при этом гордятся собой. Об этом говорит пятнадцатый текст: «Слушайте и внимайте; не будьте горды, ибо Господь говорит» (Иер.13:15). И как вы думаете, вам бы было стыдно за поведение вашей неадекватной собаки, даже если бы она не вела себя агрессивно по отношению к прохожим, а просто бы убегала от вас на ваш зов? Помните, что в этом случае вы сажаете собаку на цепь. И когда Богу стыдно, Он поступает аналогично, Он прячет этот пояс, чтобы никто его не видел. А что произойдет с поясом, если он будет находиться в этой среде, в этом влажном и сыром месте, куда не попадает солнечный свет долгое время. В конце концов, он испортится, сгниет. Так же и ваш щенок, обязательно вырастет нервной, агрессивной и ни к чему не приспособленной собакой, если его беззаботное детство будет ограничиваться длиной его цепи. Что же тогда делать? Чтобы собака не зацикливалась на внешнем мире, который у нее отобрали в раннем возрасте, а была предана своему хозяину, ей необходим личный контакт с человеком. Когда она страдает по причине лишений земных радостей, она должна ощущать поддержку от своего хозяина и видеть его глаза. Только в этом случае хозяин для собаки станет тем миром, к которому она привяжется на всю жизнь. Но если собака, будучи прикована, всегда откликается на внимание своего хозяина, то человек далеко не всегда поднимает свой взор на Бога, даже, когда находится в рабстве вавилонского плена. А если и обращается к Богу, то так же, как и щенок, чтобы его выпустили на свободу. Но отпустит ли на свободу людей Бог? Господь отпустит людей на свободу, но сделает это тогда, когда их отношение к Нему в корне изменится. А произошло ли это с людьми, к которым пророк обращается с Божьим словом в 13 главе книги пророка Иеремии? Как мы видим, ничего подобного в этой истории не происходит. Дополняя эту притчу другим примером, Господь говорит: «Всякий винный сосуд наполняется вином». А вино в данном случае представляет собой вино ярости и гнева Божия, которым будут напоены все жители Иудеи и Иерусалима. Таким образом, этот пояс будет окончательно испорчен. И кто виноват в этом, Бог ли, который отправил людей в вавилонское рабство, или люди, которые не подчинились слову Господа? Люди. А когда эти люди окажутся на Евфрате, в этой темной расселине скалы, для них что-то сможет измениться? Пояс, который поместил туда Иеремия, был окончательно испорчен. Соответственно, что произойдет с народом? Вернется ли он впоследствии на чресла Господа? Народ, который был при взятии Иерусалима в городе, не сможет вернуться к Господу после того, как он попал в Вавилон. Он, как и пояс, стал ни к чему негоден. Поэтому в заключении этой истории мы можем прочитать следующие слова: Воздайте славу Господу Богу вашему, доколе Он еще не навел темноты, и доколе еще ноги ваши не спотыкаются на горах мрака: тогда вы будете ожидать света, а Он обратит его в тень смерти и сделает тьмою. Если же вы не послушаете сего, то душа моя в сокровенных местах будет оплакивать гордость вашу, будет плакать горько, и глаза мои будут изливаться в слезах; потому что стадо Господне отведено будет в плен. (Иер.13:16,17) Обсудить в форуме. (0 сообщений) |