Кто такие посредники? Нужны ли они нам? Посредники – это люди, при участии которых совершаются действия или ведутся переговоры между двумя сторонами. И сегодня мы будем говорить о посредниках между Богом и людьми. Но каждый человек хочет напрямую общаться с Богом, слышать Его повеления, и не хочет, чтобы кто-то передавал ему Божьи слова и указывал ему, что делать. Почему? Потому что каждый считает себя достойным и приближенным к Богу. Вон тот, полон гордости и тщеславия, разве он может быть посредником между мной и Богом? Скорее я для него посредник! А вон тот – льстец и лжец, ему вообще нельзя верить! Но желает ли Бог лично разговаривать с нами, и если это так, то почему Он общается с нами зачастую через посредников? Давайте разберемся, кто такой посредник, какую роль он выполняет, и кто им может быть. Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком: ты будешь говорить все, что Я повелю тебе, а Аарон, брат твой, будет говорить фараону, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей; (Исх.7:1,2) В этих текстах мы видим, что Господь ставит Моисея богом над фараоном. Что в этом контексте означает быть богом? Моисей не является обладателем божественной природы, совсем нет. Он получает от Бога право диктовать волю фараону, но не свою, а волю своего Господина. Бог назначает Моисея представителем Его интересов, т.е. делает его Своим посредником. Бог через Моисея заявляет о Своих правах на народ, который фараон не хочет отпускать. Но для чего Бог использует посредника? Разве Он не мог вызволить народ из рабства без помощи Моисея? Конечно, мог. Тогда, не проще ли было бы Богу сделать все Самому? Однако Господь решает этот вопрос через посредника. Но не только в отношении язычника фараона Бог использует посредника. Мы знаем, что Господь также воздвигает Моисея в качестве посредника между Собою и народом. И сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай; и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти; рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых; во время протяжного трубного звука могут они взойти на гору. И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою. И сказал народу: будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам. На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей. И сказал Господь Моисею: сойди и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть [Его], и чтобы не пали многие из него; священники же, приближающиеся к Господу, должны освятить себя, чтобы не поразил их Господь. И сказал Моисей Господу: не может народ взойти на гору Синай, потому что Ты предостерег нас, сказав: проведи черту вокруг горы и освяти ее. И Господь сказал ему: пойди, сойди, потом взойди ты и с тобою Аарон; а священники и народ да не порываются восходить к Господу, чтобы не поразил их. И сошел Моисей к народу и пересказал ему. (Исх.19:10-25) Господь повелевает провести черту, за которую не должен был переходить народ. На горе, вокруг которой была проведена черта, было откровение Божией славы, и Господь не желал, чтобы там находились все, кому не лень. Только Моисей мог созерцать эту славу и общаться с Богом лицом к лицу. Таким образом, Моисей становится посредником между Богом и людьми. Аналогично дела обстояли и в святилище, в Святом Святого. Только посредник в качестве первосвященника мог зайти за завесу. И это происходило не каждый день, а один раз в году по особому случаю – в день очищения. Почему обычные люди не могли приходить в храм, заходить за завесу? Ведь каждый предмет, каждый образ, который пребывал в Святилище, имел глубокое духовное значение. Если б люди могли это видеть, то они столикому бы научились! Но только священники могли входить в скинию, и только они наблюдали эти символы и передавали их народу, учили людей и раскрывали увиденный ими духовный смысл. Что же мешает людям общаться с Богом лицом к лицу? Почему они могли умереть? Что могло стать этой причиной смерти человека, когда он приходил в непосредственное присутствие Бога, будь то в святилище или на гору? Может, природа нашего Создателя? Мы видим, что Моисей и первосвященник оставались живы. Однако при этом было густое облако над горою и облако фимиама в святилище, которое покрывало людей. Облако не защищало человека от Бога, разве оно может защитить? А в скинии это был дым фимиама, производимый от воскурения благовоний особого состава, который сразу же развеивался, как только уголья, положенные в кадильницу с жертвенника, переставали гореть. По сути, этот дым исполнял роль завесы, когда первосвященник входил за завесу и оказывался пред Богом. Всегда что-то находилось между человеком и Богом, и только Моисей мог говорить с Ним лицом к лицу. Приносимый благовонный состав для приятного благоухания Господу символизирует собой духовный плод человека, как состояние его сердца. Это указывает на то, что пред лицом Господа могут находиться люди, которые очистили свое сердце и принесли духовный плод. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матф.5:8). Все люди на земле рано или поздно увидят Господа, но только чистые сердцем не умрут при Его явлении. Плохое духовное состояние человека делает невозможным его общение с Богом лицом к лицу. Ни Бог не может воспринимать человека в таком состоянии, ни человек – Бога. Здесь человек поступает подобно израильскому народу, который уже сам выбирает себе Моисея в качестве посредника и прячется за его спиной из-за страха перед Богом. Господь вынужден отгораживаться от людей завесой, чтобы их защитить. И эта защита состоит в том, что Бог скрывает от людей Свое лицо. Но завеса не только, скрывая, защищает, она делает общение с Богом возможным и доступным. Бог открывает Себя по чуть-чуть, по мере возможностей и духовного возраста человека. И поскольку завеса, разделяя, ослабляет влияние Бога, через нее человек может иметь общение с Господом. Такой же завесой для народа был и Моисей – он сглаживал проявление славы Бога и при этом доносил до людей Его слова и волю. Так же как и Моисей, Иисус Христос стал для людей посредником в откровении славы Бога. И даже больше – в Своем человеческом естестве Он показал людям Отца, сделав понятным и близким некогда недоступного и страшного Бога. Апостолы также были посредниками, они творили чудеса уже во имя Иисуса Христа. И люди исцелялись по их слову, и даже от прикосновения к их вещам. То есть они тоже являлись проводниками славы Бога и Его силы. Но только ли при проявлениях Божьей славы нужны посредники? Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы, восстали на Моисея, и [с ними] из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня? (Чис.16:1-3) Корей считал, что им не нужен посредник для общения с Богом, что народ свят, потому что Бог выбрал этих людей и пребывает среди них. Был ли он прав? Может быть, Моисей должен был разделить свое служение с другими, после того, как жизнь народа была регламентирована законом? Святость, о которой говорит Корей – всего лишь принадлежность Богу в отделении от других народов, не знавших своего Творца. И эта святость стала основанием для претензий на права Моисея и Аарона и поводом к восстанию Корея. Но это было ошибкой, потому что Господь выделил этих двух братьев среди всех остальных. Бог отделил их из среды святого народа, сделав их святыми святых для представления Его интересов среди Божьего собрания. И сказал Моисей Корею: послушайте, сыны Левия! неужели мало вам того, что Бог Израилев отделил вас от общества Израильского и приблизил вас к Себе, чтобы вы исполняли службы при скинии Господней и стояли пред обществом, служа для них? Он приблизил тебя и с тобою всех братьев твоих, сынов Левия, и вы домогаетесь еще и священства. (Чис.16:8-10) Но посредниками были не только Моисей и Аарон. Господь отделяет все колено Левия для служения при скинии. Из левитов, в свою очередь, Бог берет семейство Аарона в священники, чтобы они приносили жертвы и служили в святом отделении святилища. Левиты занимались бытовой стороной служения, а священники – духовной. Кроме ритуального служения, у них было знание Божьего закона, которому они должны были учить народ. «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал.2:7). Таким образом, священники выступали посредниками в передаче слов и принципов Бога. Такой вид посредничества не менее важен, потому что не каждый человек может слышать и понимать волю Небесного Отца. Посредниками люди могут стать не только в передаче знаний и откровений от Бога, но и в руководстве бытовой жизнью. Ярким тому примером являются родители. Только они могут объяснить доступным детям языком, как им нужно себя вести, что хорошо, и что плохо. Просвещением и воспитанием детей занимаются родители, а не священники. Еще одним примером посредника является супруг в семье. У апостола Павла по этому поводу мы встречаем следующие слова: Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием. (1Тим.2:11-15) Здесь говорится о том, какими должны быть отношения межу мужем и женой внутри семьи. Даже при разнице во мнениях в семье должна исполняться только одна воля, и жена должна следовать ей в безмолвии, т.е. без ропота и оговорок. Властвовать и управлять должен только один супруг, являющийся посредником, а его семейство должно ему починяться. Но как следует управлять? Свою ли волю он должен диктовать своей семье? Диктовал ли свою волю фараону Моисей, когда Господь сделал его богом? Конечно, нет! У Моисея была миссия – спасти народ, и его господство сводилось только к этой миссии. Так и супруг должен олицетворять в семье только Божью волю, т.к. он – посредник, представитель Бога. А почему именно муж является в семье ведущим? Первенство Адама – основание для его власти, а грехопадение Евы автоматически делает ее подчиняющейся стороной. Но может ли женщина главенствовать и быть в семье посредником? Да, если она первая обратилась к Богу, а муж последовал за ней. При этом она может и потерять это первенство, если обольстится миром. В этих текстах еще говорится, что женщина спасется через чадородие. А если она не родила, то не спасется? И если родила, то спасение гарантировано? На самом деле Павел делает акцент на состоянии женщины в совершаемом семейном служении. Условием спасения являются плоды изменений, произошедших в ее сердце. Если после рождения детей жена останется в вере, любви и святости с благоразумием, то она спасется. Но как дети могут повлиять на ее состояние? С рождением детей у женщины включаются инстинкты, которые мешают ей руководствоваться в своей жизни Божьей волей. Будучи движимой своими плотскими эмоциями, она может потерять и веру, и любовь, и святость, и разум. Но дети в этом случае не являются посредниками, они лишь дают возможность проявиться ее состоянию. Еще одним посредником для всех и в любом случае является его ближний. Заповедь «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39) выступает инструментом для воспитания в человеке самоотверженности, а сам ближний – посредником. Каким же посредником он является для каждого из нас? Ближний – это наш посредник в вопросе любви. Без любви к ближнему люди не могут научиться любви к Богу. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1Иоан.4:20) Мы обманываем себя и других людей, когда говорим, что любим Бога, и не проявляем своей любви к ближнему. В этом случае нам просто необходимо прибегнуть к посредникам, чтобы мы могли общаться с Богом. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. (Матф.5:23-26) Особое внимание Священное Писание уделяет посредничеству Иисуса Христа. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. [Таково было] в свое время свидетельство, (1Тим.2:5,6) Беря за основу эти слова, кто-то будет возражать и скажет, что кроме Христа у нас нет, и не может быть других посредников. Но мы не должны упускать из виду, какой характер имеет посредничество, описываемое в этих словах. Суть посредничества Иисуса Христа – совершить выкуп за людей, принеся Себя в жертву за грех. И в плане оправдания и искупления человека от греха Христос является нашим единственным посредником. Но это совсем не говорит о том, что для нас не существует других посредников. Другие люди выступают для нас посредниками в других сферах нашей духовной жизни. Посредничество может иметь разный характер. Приведем несколько примеров. Каин и Авель. Авель стал посредником для своего брата после того, как Бог призрел на дары Авеля, а на дары Каина не призрел (Быт.4:3-5). Своим личным примером Авель показал Каину, в чем состоит воля Бога. А тот, вместо того, чтобы принять Божий план через признание правоты своего брата, возненавидел его и убил. 12 соглядатаев и народ. Бог сказал избрать 12 глав поколений из народа, и сделал их посредниками в оценке преимуществ обетованной земли (Чис.13). Их миссия состояла в том, чтобы осмотреть землю, которую обещал Бог, и мотивировать людей овладеть ею в соответствии с Божьим планом. Но справились с этой задачей не все, а только двое – Иисус Навин и Халев. Только они ободряли и призывали людей, несмотря на трудности, взять эту землю в наследие. Остальные же десять распускали о земле худую молву и наводили ужас на народ. Они не выполнили своего предназначения, пошли на поводу у своих страхов и поэтому были уничтожены Богом. Народ же, не послушав соглядатаев, возвестивших истинное знание, не вошел в обетованную землю. Иосиф и семья. Иосиф был поставлен Богом посредником для своей семьи еще до того, как стал вторым после фараона. Его миссия заключалась в том, чтобы спасти Божий народ. Но так же он был посредником и в роли ближнего. В процессе совершения этой миссии братья и отец должны были измениться. Тот, кого предали братья, становится для них спасителем. При этом Иосиф должен был измениться сам, чтобы простить и спасти своих братьев. Но предавших его братьев нельзя назвать посредниками, они были средством для воспитания Иосифа, потому что Бог не возлагал на них миссии быть для Иосифа злыми людьми. Мардохей и Есфирь. Понятно, что Мардохей был посредником для Есфири в качестве наставника и родителя, но когда она вышла замуж, он стал для нее учителем. Он научил Есфирь, как себя вести в сложившейся ситуации, и открыл ей глаза на ее миссию (Есф.4:13), в которой она, кстати сказать, тоже была посредником-спасителем. Самуил и Саул. Самуил был посредником для Саула в принесении жертв (1Цар.13:8). Саул не мог принести жертву без Самуила, потому что Саул в силу своей духовной немощи не мог без помощи пророка правильно совершать служение Богу. Только с Самуилом Саул мог исполнить Божью волю. Самуил был «таблеткой» от произвола Саула, т.к. тот был малодушен и тщеславен. Давид и Нафан. Бог посылает Давиду своего посредника Нафана. Его миссия заключалась в том, чтобы открыть Давиду глаза на его грех. Но Нафан был не просто пророком, он был еще и учителем, т.к. рассказал ему притчу. Красота Вирсавии настолько ослепила Давида, что он уже не мог воспринимать обличения «в лоб» и оценивать себя в соответствии с Божьим законом. Поэтому Нафан рассказал вымышленную историю, на примере которой Давид смог понять свое поведение. Таким же образом вел себя и наш Учитель Иисус Христос, говоривший к народу притчами. Таким образом, посредники решают главную проблему – неспособность услышать и принять информацию от Бога в силу немощи человека. Мы познакомились с примерами посредников, бывших учителями или пророками. Чем они отличаются друг от друга? Учительство – это духовный Божий дар, уникальное служение, которое невозможно заменить пророчеством, как и пророчество – учительством. Миссии у пророка и учителя – разные. Учитель должен передавать волю Иисуса Христа (но никак не свой личный опыт, потому что он может быть неправильным). Настоящий учитель должен сам быть учеником Христа, чтобы учить того, кто не знает Его учения. Учитель нужен человеку, потому что сам он не может напрямую научиться у Иисуса. Он многого не понимает, не слышит и не видит. Учитель выдает информацию своему ученику по мере его духовного роста. Так же он разъясняет, отвечает на вопросы, участвует в решении проблем, ставит задачи для своего ученика, проверяет и оценивает его работу. Одним словом, с учителем человек имеет обратную связь. В отличие от пророка, который не занимается решением проблем и ответами на вопросы. Миссия пророка – передать слова или вести диалог от имени Бога. Как мы видим, посредничество бывает разных направлений: помогать, спасать, учить, открывать, исцелять. И люди, являющиеся посредниками, поставлены Богом для формирования нашего характера, поэтому мы не должны их отвергать. Какую бы мы ни испытывали антипатию к своему посреднику, будь то руководитель или ближний, мы должны понимать, что он необходим нам для спасения. Каким бы ни был наш духовный опыт, мы всегда нуждаемся в посредниках, чтобы измениться и полюбить Бога всем своим сердцем. Обсудить в форуме. (0 сообщений) |