«А Господь – во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» (Авв.2:20). Но правильно ли ограничивать Бога одним местом – храмом? Если Бог присутствует в храме на престоле, то за стенами этого храма Бога уже нет? Соломон восклицает: «Поистине, Богу ли жить с человеками на земле? Если небо и небеса небес не вмещают Тебя, тем менее храм сей, который построил я» (2Пар.6:18). Поэтому возникает вопрос – где на самом деле находится Бог, в храме, или везде? Многие обычные вещи устроены Богом так, чтобы передать нам некий духовный смысл. Например, нам известно, что земля создана и з воды и водою (2Пет.3:5), при этом не говорится о сотворении воды (Быт.1:1,2). Посреди воды Бог образовал твердь, так что вода была и над твердью, и под твердью (Быт.1:7). Эту твердь Бог назвал небом (Быт.1:8). И когда Бог собрал все воды под небом, явилась суша (Быт.1:9). Сушу Бог назвал землей, а собрание вод – морями (Быт.1:10). На земле текли реки, как мы узнаем дальше (Быт.2:10), и это была все та же вода, которая оставалась над твердью и под твердью. Вся земля была в воде, снаружи и изнутри, но при этом на суше было место для рек и морей. Так же и с Богом. Он тут и там, везде, и всегда есть место, куда можно прийти, преклонить колени и утолить там свою духовную жажду. Поэтому дальше в молитве Соломона мы можем прочитать и другие слова: Но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи Боже мой! услышь воззвание и молитву, которою раб Твой молится пред Тобою. Да будут очи Твои отверсты на храм сей днем и ночью, на место, где Ты обещал положить имя Твое, чтобы слышать молитву, которою раб Твой будет молиться на месте сем. Услышь моления раба Твоего и народа Твоего Израиля, какими они будут молиться на месте сем; услышь с места обитания Твоего, с небес, услышь и помилуй! (2Пар.6:19-21) |