Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. (Матф.5:21,22) Не убивай – так звучит шестая заповедь Божьего закона (Исх.20:13). Но в используемом Христом примере она приведена в контексте уголовного права, на что указывают слова – «подлежит суду». Таким образом, речь идет об ответственности людей при несоблюдении Божьего закона. А следующие слова раскрывают дух шестой заповеди – причиной ее нарушения называется гнев, другими словами – ненависть к человеку. И подлежит суду, по словам Иисуса, не только тот, кто лишит другого человека жизни, но и тот, кто ненавидит брата. Эту же мысль мы можем проследить и в новой практике суда при выяснения отношений, которую вводит Христос для Своих учеников – если примирения между братьями достичь не удалось, то дело выносится на рассмотрение церкви, после чего виновный в ненависти должен быть исключен из собрания (Матф.18:15-18). Итак, первый вывод, который можно сделать из приведенных слов Христа – нельзя исполнить волю Отца, руководствуясь только буквой закона. Если при формально правильном поведении мы продолжаем ненавидеть своего брата, то мы все равно нарушаем шестую заповедь. А также – сама эта ненависть к своему ближнему уже является причиной для суда. Рассмотрим далее, каким может быть этот суд. В гражданском праве того времени существовало три инстанции суда – местный суд, который совершали старейшины и судьи; синедрион – верховный суд (по трудным и важным делам); и последняя инстанция – суд Божий. Приведение человека к ответственности на том или ином суде зависело от тяжести его преступления. И в этом контексте Христос употребляет такие слова, как «рака» и «безумный». Рака (арамеизм) – лишенный смысла, пустой человек. И, по словам Иисуса, называть так брата – хуже, чем просто ненавидеть, и настолько, что достойно внимания синедриона. А сказать «безумный» – еще хуже, и достойно геенны огненной. Очевидно, что дело здесь не в словах, а в том смысле, который в них вкладывается. Мы никогда не узнаем о ненависти человека и не сможем довести дело хотя бы до суда старейшин, если это не будет явно выражено в его словах или поступках. Так каким тогда должно быть отношение человека, чтобы это стало основанием для созыва синедриона, а также для осуждения в геенне? В первом примере – это продиктованная его ненавистью хула, а в последнем, крайнем случае – презрение к человеку в убежденности, что он недостоин вечной жизни (безумными Писание называет людей, отвергающих Бога). Когда люди по причине личной неприязни отнимают у другого человека право на спасение, то точно также поступает с ними и Бог, лишая их того же права. Таким образом, во всех трех случаях речь идет о ненависти, что является нарушением шестой заповеди, но степень этой ненависти отличается от случая к случаю. Обсудить в форуме. (0 сообщений) |