Сегодня мы рассмотри одну из причин, по которой человек может стать несчастным даже при наличии Божьих даров. «[Итак] иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим» (Еккл.9:7). Есть с веселием хлеб и пить в радости вино может не только праведный, но и далекий от Бога человек. Причиной такой радости будет не любовь Бога к человеку, а угождение себе, сам факт, что он делает то, что хочет. Но, несмотря на то, что люди, живущие без Бога, могут делать все, что захотят, и так поступают, далеко не все из них являются счастливыми. Почему? Все их счастье портит жадность – стремление заработать, накопить. «Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы [после] отдать доброму пред лицем Божиим. И это – суета и томление духа!» (Еккл.2:26). Как мы можем увидеть из этих тестов, Божьи дары получают, как добрые, так и злые, т.к. последние могут копить и собирать, но не все одинаково счастливы. «Недолго будут у него в памяти дни жизни его; потому Бог и вознаграждает его радостью сердца его» (Еккл.5:19). Например, купил человек себе хорошую одежду и не носит – жалко. Это нормально, когда не хочет использовать ее не по назначению – ходить в модельных туфлях в сарай, закрывать погреб норковой шубой. Но когда он не носит вещи, которые ему жалко, совсем, или убирает то, что ему жалко, далеко в шифоньер, то он настолько жаден, что боится использовать вещи, продукты или капитал на удовлетворение своих нужд. И у него могут быть вещи, могут быть деньги, которые сохраняет, но этим не пользуется и страдает, во-первых, потому что его потребности остаются неудовлетворенными, во-вторых, от боли и-за того, что он не может расстаться со своими вещами или деньгами. В итоге пропадают вещи, обесцениваются деньги, упускаются возможности, и человек остается по-человечески несчастным, даже если имел для этого все возможности. Жадный человек не может быть счастливым, даже если он имеет всё. Потому что того, что есть, ему недостаточно, он хочет большего. В этом проявляется эгоизм безбожника и его потребительское отношение к жизни. Но сможет ли стать счастливым человек, который верит в Бога и получает Его благословения, если он обладает тем же качеством жадности? Даже если человек будет вести библейский образ жизни и питаться тем, что он сам производит, в своих повседневных делах он может сталкиваться с проявлением собственной жадности. Например, посеял томаты, много посеял, чтобы мало не показалось, посеял почаще, чтобы больше влезло – рассада вытянулась, стебель тонкий, листья неразвитые больные – несчастье. Тут бы проредить и убрать все слабое – да жалко пропадет. Высаживает всё, сажает опять часто, чтобы земля не пропадала. Томаты разрослись, теснят друг друга – прореживать жалко, формировать куст неудобно и занимает много времени, весь день уходит на эту возню. Жалко и время, и силы, и сами томаты, которые болеют от загущенных посадок – опять несчастье. Томаты стали плодоносить – ботвы много, а плода мало, плоды мелкие, некрасивые, невкусные, многие загнивают на стадии завязи – не хватает питания, листья повреждены фитофторой – надо лечить, очередное несчастье. К августу плантации дали много урожая, надо перерабатывать, времени на всё не хватает, большая часть урожая пропадает – снова несчастье. В итоге было потрачено намного больше ресурсов, денег, времени, труда, а результат принес проблемы и разочарования, и всё это только по причине жадности. И это только в хозяйственной части. А ведь вместе с уже перечисленным, жадность может создавать проблемы и со здоровьем, и в отношениях с ближними в процессе той же хозяйственной деятельности, которые наслаиваясь друг на друга делают человека еще более несчастным. Жадность может проявляться и в собрании христиан. Подобно тому, как в пустыне, куда вышел из Египта Божий народ, были люди, которые набирали лишнего, и в Божьем собрании, теперь уже в Божьей церкви, будут люди, которые из-за жадности будут брать больше, чем им нужно. Например, набрали себе хлеба больше чем нужно на день – хлеб пропал. Несчастье. Жалко выкидывать – отдают животным. Животные болеют и создают проблемы людям. Опять несчастье. Чтобы хлеб не портился, начинают его сушить. После употребления сушеного хлеба возникают проблемы со здоровьем, что в свою очередь становится причиной несчастья на другом уровне. Потакание жадности иногда может сделать человека кратковременно счастливым, но в результате всегда приводит его в состояние разрухи, из которого уже нет выхода. Например, попил человек свежеприготовленного йогурта, на стенках кружки осталось, смывать в раковину жалко, решает вымазать на себя или дать смывки домашним животным – и вот оно счастье, казалось бы! Но потом слитое начинает тухнуть, скапливается лишняя посуда, возникает беспорядок, добавляется суета, размножаются болезнетворные организмы. И, порой, человек даже может не связать свои последующие несчастья со своей жадностью. В каком случае человек может это связать с жадностью: когда он съел просроченные или испорченные продукты (не выбрасывать же) и отравился. В этом случае он становится несчастным дважды – когда испортилось, что он накопил, и когда отравился, употребляя испорченные продукты. Но даже в этом случае он не всегда готов признать себя жадным. Жадность может являться не только причиной несчастного состояния людей, но и таких грехов, как зависть, воровство, убийство, не говоря уже о том, что само потакание жадности является идолослужением. Зависть. Когда человек завидует тому, что есть у людей, это уже делает его несчастным, даже если он находится в лучшем положении и ни в чем не нуждается. А зависть, в свою очередь, является следствием жадности. Убийство – следствие ненависти. Тот, кто ненавидит, уже несчастный человек. В свою очередь ненависть может быть вызвана завистью и жадностью. О воровстве же написано обратное – сладок для человека хлеб, [приобретенный] неправдою; но после рот его наполнится дресвою (Прит.20:17). В природе очень часто можно увидеть, как дикие и домашние животные таскают, воруют и отбирают друг у друга пищу, полюбившиеся вещи, места. И это не является ни воровством, ни нарушением шестой и десятой заповеди. Потому что животные руководствуются заложенными Богом инстинктами. Но когда человек начинает поступать, как животное, это является грехом. Почему? В отличие от животных он имеет сознание и возможность выбора, что делает его жадным или не жадным. Например, если собака рычит, когда подходят к ее лакомству, и это жадностью не является. Жадностью будет поведение человека, который не хочет делиться своими запасами с ближними (с теми, кто нуждается больше или так же, как и он). Также и с воровством: если, опять же, собака стащила кусок, то она не украла, а просто взяла то, что «плохо лежало», что могла достать. Когда же человек берет то, что ему не предназначалось, или не предполагалось, что он набьет этим карманы, то он не просто пользуется случаем, а ворует, нарушает закон. Может ли он быть счастлив? Может, но не долго. |