Левират – это специальный термин, описывающий ситуацию, когда в случае смерти мужа, его овдовевшую супругу берёт в жёны ближайший родственник умершего. И поскольку левират имеет место в традициях различных восточных народов, и, что естественно, оброс человеческими преданиями со своим смыслом, мы не станем говорить об этом понятии в общем ключе, а остановимся исключительно на библейском левирате, о котором говорит книга Второзаконие 25 глава. Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, - и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле. Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: «деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне»; тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и если он станет и скажет: «не хочу взять ее», [тогда] невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему». и нарекут ему имя в Израиле: дом разутого. (Втор.25:5-10) Из прочитанных текстов следует, что смысл библейского левирата состоит в восстановлении утраченного семени своему родственнику. То есть цель – это восстановление рода. Кроме того, данные повеления связанные с левиратом содержат многие духовные образы и детали, которые заставляют задуматься о его духовном значении. Вот об этом значении мы и поговорим. Духовные образы левирата. В данном отрывке присутствуют сразу несколько образов. В первую очередь – это глава семейства, глава дома, также – невестка брата, обувь, которая снимается, когда он отказывается взять её в жены, и сам термин «дом разутого». Всё это имеет духовное значение. Итак, муж – это патриарх, то есть глава дома, семейства, который обут в обувь. Обувь нужна для того, чтобы идти, продолжать свой жизненный путь. Обувь ему в этом помогает. Когда требуется одевать обувь? Когда человеку предстоит длинная дорога. В принципе, он мог бы пойти и без обуви, но обувь в данном случае выступает в качестве подспорья, без которой он эту дорогу не осилит. Поэтому обувь, куда суёт свою ногу мужчина – это жена, помощница. Без женщины он не может продолжить свой род, пройти свой путь до конца. А если говорить о предназначении Израиля как народа, то в этом состояла его миссия, его служение Богу. В том, чтобы сохранить и продолжить род Авраама, семя, в котором благословятся все племена земные. Когда человек умирает, его родственник (деверь) должен восстановить семя и имя умершему. По сути, ему предлагается продолжить его путь, одев не свою обувь. Когда деверь отказывается брать вдову, она на него жалуется старейшинам, старейшины его сначала уговаривают. А когда надежды не остаётся, женщина плюёт в лицо и снимает сапог (или, дословно, сандаль) с деверя. И он становится главой разутого дома. То есть человеком, который не достоин продолжать род. Причём, если в синодальном переводе сказано «и нарекут» ему имя в Израиле – дом разутого. Можно подумать, что человек просто получит такое прозвище, как некое ругательство. Все будут над ним смеяться, и всё. Но на самом деле – это повеление, которое написано в том же ключе, что и 10 Божьих заповедей. Дословно – «да не убьёшь», «да не украдёшь» и т.д. в повелительном наклонении. Так и в данном случае «да нарекут» или, говоря иначе, «да назовут его» – это тоже повеление. То есть после этого случая, этот дом должен был получить такую характеристику (проклятие). Виды левирата. Первый вид левирата, о котором говорит Библия – это внутрисемейный левират. Когда восстанавливается семя своему брату. Кроме этого, существует также внутринародный (национальный) левират. Пример – книга Судей, 21 глава – восстановление колена Вениаминова. И хотя путь восстановления семени там выбирается другой, суть этого действия остаётся прежней – народ Израиля восстановил имя своему брату, не дал исчезнуть колену. Также есть внутрицерковный левират. Это уже духовное понятие. Пример такого левирата, описан в книге Деяний, 1 главе. Это замена, которую апостолы находят Иуде. Написано «достоинство его да приимет другой» – в этом заключается суть духовного левирата. В данном случае восстанавливается одно из двенадцати оснований, но не по плоти, как в примере с коленом Вениамина, а по духу – избирается патриарх (представитель) учения Спасителя. И последнее – международный левират. Это тоже духовный левират, правопреемства интернациональной христианской церкви. И на образах, связанных с христианской церковью, мы остановимся более подробно. Левират христианской церкви. После того, как иудеи не оправдали своего предназначения, и были отвергнуты, подобно другим 10 коленам Израиля, потомки которых назывались теперь самарянами (самаряне, как и современные иудеи, смешались с язычниками и не сохранили семени, чистоты своего рода). Встает вопрос о восстановлении имени колен Божьего народа. Но речь идет уже не о плотском семени, а о его наследниках по вере в обетованного Мессию, то есть, о духовном левирате. Прежде Божьим народом считались только потомки Авраама, причем, не все, а только по линии Исаака – сына обетования (прообраз будущего Мессии, в котором благословятся все народы). И как уже было сказано выше, к приходу Спасителя, это уже были не все потомки, а только иудеи, сохранившие верность Божьим принципам и обетованиям. Но и они отвергли своего Мессию. Через притчу о званых Иисус дает им понять, что они не достойны быть на брачном пире Божьего Сына. Никто из званых не вкусит моего ужина – заявляет господин, пригласивший людей на свадебное торжество, и их место на брачном пире занимают совершенно незнакомые и посторонние люди, которых нашли по дорогам и по изгородям – язычники. Они и становятся продолжателями служения Живому Богу и Его благословенным семенем. На роль остатка от погибшего дома Израиля Иисус избирает 12 апостолов. По числу колен Израиля. Все они были иудеями по плоти. Но это не говорит о том, что преемниками становятся 12 колен Израиля по плоти. Выделяя их особую роль, Господь говорит: Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. (Матф.19:28) Избрание 12 апостолов связано с 12 коленами Израиля, для которого они ставятся судьями и старейшинами 12 колен. Но никто из апостолов не принадлежал к погибшим коленам, чтобы иметь на это право. Когда Христос ставит во главе колен 12 учеников, он восстанавливает 12 колен Израиля. Таким образом, апостолы выступают здесь в роли родственника, который должен восстановить умершему имя. И что делают ученики? Они не восстанавливают царство и колена плотского Израиля, а идут по слову Иисуса проповедовать в мир – начиная с Иудеи, Самарии и до края земли. Они восстанавливают духовное семя, обувая ноги в готовность благовествовать в мир. То есть в роли вдовы, которая осталась без наследника, а, значит, без будущего, выступают язычники. Причём, как мы помним по книге Деяний, они не сразу решаются на это. Чтобы апостолы пошли к язычникам, их приходится ещё убеждать и уговаривать, что находит свое отражение и в образе левирата. По причине левирата имена 12 апостолов появляются в основании небесного города, Нового Иерусалима. Книга Откровение, 21 глава, говорит о том, что этот город имеет 12 оснований с именами 12 апостолов Агнца. Причём, наравне с 12 апостолами упоминается и 12 колен Израиля, так как имена апостолов восстанавливают ему семя (потомков). С одной стороны мы видим 12 оснований с именами 12 апостолов Агнца, а с другой стороны 12 ворот с именами колен Израилевых. Это говорит о том, что туда могут войти только перечисленные колена. Спасется только Израиль, основание которому было заложено 12 апостолами Христа. Как уже было сказано, сами 12 апостолов, которые, подобно патриархам находятся в основании этого города, не являются представителями этих 12 колен, они выбраны не по одному из каждого из 12 колен по плоти. Они, всего лишь, выполняют роль деверя, который восстанавливает имя умершему брату. Из-за чего уже в Откровении 7 главе мы видим новые 12 колен. Эти колена являются потомками патриарха Израиля. И числом, опять же, 12, но это уже другие колена, которые не соотносятся с коленами Израиля по плоти. С другой стороны, в роли разутого дома оказываются ортодоксальные иудеи. Остаток в лице учеников и апостолов восстановил имя брату. А тот, кто отказался, как раз, представляет собой этот разутый дом. У них Христос забирает «ключи Царства Небесного». И они не имеют более власти совать в обувь ногу – не могут учить и управлять. И не могут продолжить Божий род – быть Божьим народом. Невозможно себе такого представить, чтобы, вопреки библейским принципам почтения, обиженная женщина могла нанести оскорбление мужчине, плюнув ему в лицо, особенно при свидетелях. Но Господь делает в случае с несостоявшимся левиратом исключение, дабы на этом образе показать, что ожидает плотских потомков Иакова в грядущих веках. Новообращенная христианская церковь плюет иудейским раввинам в лицо, попирая их авторитет в толковании Божьего слова и отвергая их ведущую роль, роль мужа, в служении Богу. Она основывает свою собственную родословную линию, построенную уже не на родовой принадлежности, а в принятии имени (звания и избрания) вместе с учением Иисуса. Таким образом, совершается духовный интернациональный левират. Апостолы восстанавливают имя обращенным из язычников, и теперь они могут быть и называться Божьим народом Израиля, который и войдет в приготовленный Богом город воротами. Таково духовное значение левирата. |