И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. (Матф.22:16-21) Позволительно ли давать подать кесарю? Почему у пришедших иудеев возник такой вопрос к Иисусу? Почему это может быть не позволительно? Они были против налогов? А может они были анархистами и были против государственности вообще? Нет, эти люди не были против государственности. Они были иродианами, т.е. сторонниками царя Ирода, а, значит, о неуплате налогов царю не могло быть и речи. Они были обеими руками ЗА сильное государство, но за еврейское государство, а не за римских захватчиков. И для того, чтобы подняться с колен, нужно было укреплять национальную экономику и платить налоги своему царю, а от римской подати – уклоняться, ослабляя силы и возможности враждебной империи. И тот, кто работал на Рим, являлся предателем своего отечества. А настоящим слугой народа, по мнению иудеев, мог быть только тот, кто был против римской власти, включая ее оброк. Вот и возникает вопрос у политически неравнодушных иудеев – а за кого, собственно, Иисус будет, на чьей Он стороне – на стороне Божьего народа или его врагов? И поэтому Ему адресованы слова – а правильно ли вообще давать подать римскому императору? Ведь очевидно, что эти деньги идут на поддержание имперской военной машины, от которой страдают невинные люди. Также нельзя не упомянуть, что в своих политических пристрастиях, иродианы избрали своим царем Ирода, а не Иисуса, и видели земного царя проводником к своему светлому будущему. Поэтому истинный Царь Иудейский являлся в их глазах прямым конкурентом его влияния. И, задавая этот вопрос, они надеялись избавиться от Иисуса в этой гонке за земное господство. Так что, если бы Христос ответил, что нужно поддерживать кесаря, то тем самым Он сделался бы предателем в глазах народа. В этом случае Его можно было обвинить в том, что Он не верит мессианским пророчествам Исаии, говорящим о царстве Божьего народа на земле, а, значит, по их логике, не может быть еврейским Мессией. И в то же время, если бы Иисус ответил, что кесарь – враг Божьего народа и не достоин подати, то тогда Его можно было сразу же сдать римским властям, не погнушавшись их репрессивной политикой по отношению к бунтарям и революционерам. Рассуждая по-человечески, они думали, что поставили «вилку» Иисусу, и Он обречен на поражение. Таким образом, искушая, они не задавали вопроса, чтобы узнать, а хотели подставить Спасителя и осудить любой Его ответ. Что же на это говорит им Христос? Как стало понятно из Его ответа, Он смотрит не так, как все люди. Несмотря на то, что земная власть отставила свой отпечаток в этом материальном мире и земные сокровища носят герб или изображение кесаря вместе с его титулами, которые нередко имели богохульный характер, всем этим миром все равно управляет Бог. И Бог дал мирской власти возможность и право творить земную историю, и вместе с этим – устанавливать свой порядок и создавать земной мир. А значит она имеет полное право потребовать эти материальные ценности обратно. И здесь не имеет никакого значения, к какой силе эта власть принадлежит, имеет значение лишь то, чьей монетой мы расплачиваемся за получаемые земные блага, и в чьей власти сейчас находимся – потому что это тоже от Бога. Главное здесь другое – никогда не забывать, что наша вера и любовь должна быть направлена на Спасителя, а не на земного правителя, как у иродиан, и что каждый наш вздох и вся наша жизнь принадлежит Богу, а не земному отечеству. |