«Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников: знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Впрочем то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу» (Откр.2:1-6). «И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа. Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу» (Откр.2:12-15). Обращаясь к представителям двух ранних христианских церквей, Господь упоминает неких Николаитов, чьи дела и чье учение Он ненавидит. Николаиты. Кто они? Существует множество противоречивых мнений о том, что представляли собой Николаиты и какие взгляды исповедовали. Самое распространенное мнение такое, что это были последователи дьякона Николая, одного из первых дьяконов выбранных на служение в первой христианской общине (Деян. 6:5). В этом случае далеко не их современники утверждают, что Николаиты — это были люди, обращенные из язычников, которые жили, потакая своим необузданным похотям, ели пищу посвящаемую идолам и занимались развратом. Но стоит отметить, что таковые люди вряд ли могли быть частью святого собрания, потому что одним из условий принадлежности к церкви (для язычников) было — «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда» (Деян.15:29). Согласно изложенному представлению Николай сбился с пути истинного и стал еретиком. Он имел привитые привычки безразличия к пище и жизни и учил тому, что «тело должно быть поругано», подразумевая под этим свободу от страстей через полное удовлетворение своих желаний. Таким образом, его последователи стали проводить распущенный образ жизни, есть идоложертвенное, предавались наслаждению, подобно козлам, потворствуя своим слабостям и порокам. Хотя сложно представить, что подобные учения действительно существовали и возымели силу еще при жизни апостолов. По этому поводу существует также и опровержение, относительно самого Николая, которое ставит под сомнение происхождение Николаитов именно от него. Климент Александрийский в 3-й книге «Стромат» пишет, что «Николай не знал ни одной женщины, кроме своей жены, что его дочери состарились девственницами, а сын остался неиспорченным». Его предположение заключается в том, что его слова о том, что «плоть нужно умерщвлять» были извращены. Под этим Николай, якобы, имел в виду, что тело нужно подавлять; еретики же извратили его смысл, истолковав их так, что человек бесстыдно, по своему желанию, может распоряжаться своим телом. В итоге, комментарии людей больше запутывают, чем проливают свет на этот вопрос, и вряд ли мы сможем узнать о Николаитах больше, чем услышать очередное обвинение в распутстве. Может быть, не так уж и важно иметь ясное понимание этого вопроса? Однако, двоекратное упоминание о Николаитах в послании к семи церквям указывает на актуальность этих слов, в особенности, для Божьего народа. Говоря об этом один и другой раз, Господь как бы пытается привлечь наше внимание к этой важной теме. Но как мы можем разобраться, не имея при этом достоверных источников по этому вопросу? Все, что необходимо для понимания библейских истин содержится в самом Священном Писании. Обращаясь исключительно к Библии, человек сможет найти ответы на все вопросы, которые ставит перед ним его духовная жизнь. Тогда кто же такие эти Николаиты? Библия не освещает исторический аспект этого понятия, следовательно, нам следует обратить внимание на его духовное значение. Откровение — книга символов, соответственно и смысл этого понятия мы должны искать в самом значении этого слова, а не связывать его с именем конкретного человека. Название «николаиты» происходит о двух греческих слов: «никао» — «побеждать» и «лаос» — «народ», таким образом, дословно переводится, как «победа над народом», или «власть над собранием». Для сопоставления нам дается история с Валаамом, чье имя означает, представьте, то же самое: Валаам образовано от двух древнееврейских слов, «бэла» — «побеждать» и «хаам» — «народ». А что Библия говорит нам о Валааме? «Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали» (Откр.2:14). Что согласно этого текста представляет собой «учение Николаитов, которое» — говорит Господь, — «Я ненавижу»? Исходя из вышесказанного, это учение Валаама. Чему же учил Валаам? Он «научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых». Чтобы было понятно, о чем идет речь, обратимся к самой истории с Валаамом и Валаком. Валаам являлся Божьим пророком, и Писание начинает историю его падения с того, что он был позван Валаком для оказания противодействия Божьему народу, вышедшему с Моисеем из Египта: «И отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона. И видел Валак, сын Сепфоров, все, что сделал Израиль Аморреям; и весьма боялись Моавитяне народа сего, потому что он был многочислен; и устрашились Моавитяне сынов Израилевых. И сказали Моавитяне старейшинам Мадиамским: этот народ поедает теперь все вокруг нас, как вол поедает траву полевую. Валак же, сын Сепфоров, был царем Моавитян в то время. И послал он послов к Валааму, сыну Веорову, в Пефор, который на реке [Евфрате], в земле сынов народа его, чтобы позвать его [и] сказать: вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, и живет он подле меня; итак приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят» (Чис.22:1-6). Но в результате, он не проклинает, а, напротив, благословляет этот народ. Позднее Господь скажет об этом так: «Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки, потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова, из Пефора Месопотамского, чтобы проклясть тебя; но Господь, Бог твой, не восхотел слушать Валаама и обратил Господь Бог твой проклятие его в благословение тебе, ибо Господь Бог твой любит тебя» (Втор.23:3-5). Но противостояние этим не окончилось. Залогом неприкосновенности народа и Божьего благоволения к Израилю была его верность Господу. Благословляя, Валаам говорит: «Не видел нечестия в Яакове и не усмотрел зла в Исраэйле; Господь, Бог его, с ним, и любовь царя (Господа) с ним. Ведь нет ворожбы в Яакове и нет волшебства в Исраэйле. В свое время скажут Яакову и Исраэйлю о том, что Бог творит» (Чис.23:21,23, Танах Иудейский). Валаам знал об этом и составил план, как привести народ Божий к падению: «И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля» (Чис.25:1-3). Любопытно то, что ответственность за данное отступление Господь, главным образом, возлагает на Валаама, хотя с его стороны был дан только совет Валаку, а исполнителями стали Моавитские и Мадианитянские женщины: «они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, [за что] и поражение было в обществе Господнем» (Чис.31:16). Для чего Валаам сделал это? Как говорит Писание, он «возлюбил мзду неправедную» (2Пет.2:15). В чем состояло его учение, совет, который он дал Валаку? В том, как Валак, несмотря на благословение Господа, может победить Божий народ. Итак, мы пришли к тому, с чего начали — к победе над народом. Средством для достижения этой цели, как уже говорилось, стало общение с языческими женщинами. Но ради чего эти женщины вступали в близкие отношения с израильтянами? Евреи нравились моавитянкам, и те их любили? Нет, скорее обратное. Моавитяне ненавидели Израиль, и поэтому через любодеяние целенаправленно склоняли Божий народ к идолопоклонству. А для чего? Чтобы получить над ними власть. То есть, в данном случае, любодеяние и идолопоклонство выступают только в роли средств с целью достижения земной власти. Если этот принцип мы рассмотрим в контексте книги Откровение, то поймем смысл предупреждения, которое содержится в обращении Господа к церквям. Бог открывает Иоанну, что в самом Божьем народе имеются люди, которые утверждают свою собственную власть, заботятся о своем личном авторитете, а не о чистоте Божьей истины. А для того, чтобы осуществить свои цели, они продвигают собственные идеи и вводят народ в любодеяние и идолопоклонство. Сначала появляются дела Николаитов. Еще в ранней христианской общине среди уверовавших появляются человеческие авторитеты, и происходит первое размежевание людей на мирян и духовенство: «Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя» (1Кор.1:12-15). Но благодаря активной борьбе апостолов с заблуждениями было предотвращено их распространение в ранней церкви: «знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы» (Откр.2:2). Согласно периодам развития христианской истории, символически представленными в Откровении семи церквями, основной расцвет учения Николаитов приходится на III—IV в.в. Тогда же римский император Константин Великий, чтобы упрочить свою власть в империи, легализирует христианское учение и делает его государственной религией. Он создает церковный институт, который становится идеологическим инструментом римского императора. Константин был заинтересован в сильном государстве с единой религией, и, конечно, его мало интересовала истина и чистота христианского вероучения. Поэтому, чтобы приспособить новую веру для граждан своей империи, он оказывает влияние на церковь, чтобы внести в ее учение языческие коррективы. В результате грань между миром стирается, и Божий народ начинает «любодействовать» с язычниками и служить их богам. Религия очень часто использовалась власть имущими для укрепления личного влияния в обществе, но поскольку истинная вера с христианскими принципами не допускает управления людьми, а из руководителей народа делает слуг, то вслед за авторитетами меняются и сами принципы христианского учения. Благословляя, Валаам сказал об Израиле: «С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: вот, народ живет отдельно и между народами не числится» (Чис.23:9). Отделенность от мира — это одно из первых условий для обитания Бога среди Своего народа. Но в процессе угождения людям и при допущении компромиссов в вопросах веры и нравственной жизни меняется сам подход к отношениям внутри и за пределами святого собрания, и, как следствие, происходит отступление. Вспомним, как произошло падение в Израиле — женщины Моава решили ублажить своих непрошенных гостей ради того, чтобы получить власть над их верой. Израильтяне же, в свою очередь, потакая своей похоти, пошли на уступки язычникам и как следствие потерпели поражение. То же самое произойдет и с нами: если мы, подобно женщинам, которые уловляли народ, станем оказывать свое благорасположение людям неискренно, с целью поднять собственный авторитет в их глазах, произвести впечатление и оказать на них влияние, то в этом случае мы будем следовать учению Валаама, или Николаитов. А если, будучи в другой роли, мы станем обольщаться льстивыми словами, покупаться лживой обходительностью и не проявим принципиальности, то, подобно израильтянам, будем уловлены в сети заблуждения и греха. Описанный пример отступления израильского народа демонстрирует нам, что происходило и происходит сейчас в среде духовного Израиля: руководители христианской общины, чтобы держать все под своим контролем, часто «вынуждены» уступать прихожанам, угождая их представлениям, преступая при этом слово Божье. Как и Константина, их не беспокоит чистота христианского учения, нравственные вопросы они решают по большинству голосов, и озабочены больше порядком в церкви, нежели духовным состоянием народа. А с другой стороны, сами люди, составляющие этот народ, по причине недостатка знаний и отсутствия собственного духовного опыта возлагают на руководителя роль «поводыря», чтобы его усилия восполнили недостаток их личных стараний и самостоятельного исследования Божьего слова. Таким образом, в наличии духовного авторитета заинтересовано не только духовенство, стремящееся получить власть над совестью людей, но и обычные прихожане, «миряне», находящиеся в водовороте своих мирских забот. Среди многих верующих бытует мнение, что обычному человеку очень сложно, или даже невозможно разобраться в перипетиях духовной жизни, и ему необходим наставник, который направлял бы его и помогал избрать верный путь. Но если мы станем «копать» глубже, то увидим, что вопрос вовсе не в возможностях, а просто человеку самому не хочется, да и некогда по причине захватившей его личной жизни, разбираться в догмах Священного Писания, исследовать свое сердце и притворять в жизнь практическое благочестие. И как хорошо, на его взгляд, становится от того, когда появляется кто-то, кто научит, выслушает, даст конкретный совет. Когда есть рядом наставник, вместо того, чтобы искать волю Божию, человек охотнее принимает его правило, и когда есть тот, кому можно пожаловаться на свою жизнь, он скорее сорвется, чем проявит свое терпение. Духовное рабство человека проявляется там, где он следует совету авторитетного лица, вместо того, чтобы разобраться во всем самому. И получается, что в то время, когда сердце человека начинает болеть от пустоты, свою потребность в Боге он восполняет общением с людьми — так ему проще. «Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» (Лук.6:39,40). Возможности любого, даже самого духовного и одаренного человека ограничены. Каждый человек имеет свой «потолок» знаний и духовного возраста, который не сможет преодолеть тот, кто у него учится (Матф.5:20). Таким образом, учащийся у учителей, а не у Бога, становится всего лишь тенью своего учителя, его слабым отголоском. Мало того, познания и духовный опыт другого человека никогда не заменит нам личных отношений с Господом, а значит, нам придется пройти весь духовный путь самостоятельно, иначе, нас просто не будет с Богом. Следуя за человеком, мы окажемся в яме в любом случае, независимо от того, за каким человеком мы следовали. То же самое можно сказать и о тех, кто пытается возглавить колонну. Никто из живущих на земле, кто ставит себя на место духовного авторитета для других людей, не следует за Господом: «Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Матф.15:12-14). Кто ведет людей за собой, тот уже свидетельствует о том, что он слеп, потому что не видит свет от Бога, иначе бы он стал направлять всех к Нему. Большинство ложных религиозных культов разных времен и народов имеют одну, общую для всех, концепцию, лежащую в основе их вероучения, которая звучит примерно так: «мы избраны Богом, верь нам — и ты спасешься!». Таким образом, подобный подход лежит в основе религиозного фанатизма и исключает личное водительство Божьим Духом, открывая возможности для господства над сознанием человека. В таком случае, кто должен являться нашим духовным авторитетом? «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос» (Матф.23:1-10). В последних словах Иисус подчеркивает, что мы не должны называться учителями и наставниками, и не называть себе отцом никого, кроме одного Бога. Господь желает иметь с каждым из нас личный контакт. Он Сам желает вести, учить и общаться с нами без всяких посредников. Человек создан для личного общения с Богом, и один «посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5). И какой должна быть реакция Господа, когда кто-то пытается залезть в Его личные отношения с человеком и встать между Богом и людьми?! Это осуществили Николаиты, и поэтому неудивительно, что их дела Господь ненавидит! Обсудить в форуме. (29 сообщений) |