Каково значение термина «мерзость запустения» и его смысл в пророчествах последних дней? О мерзости запустения говорит Сам Господь, когда ссылается на пророчество Даниила. Вот Его слова: «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы…» (Матф.24:15,16). А вот само это пророчество и дни, которые могут по словам Иисуса сократиться: «Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней» (Дан.12:11). Причем у Даниила пророчество о мерзости запустения фигурирует дважды, одно – для народа Иудеи (пророчество 9 гл.), другое – для всего мира в конце времен (пророчество 11-12 гл.). В Евангелии от Матфея – это мерзость запустения последних дней, которая произойдет вскоре после того, как «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (предыдущий стих). Слова о последнем времени Даниила 11-12 глав перекликаются не только в обозначении мерзости запустения, но и самих событий последнего времени. Так, например, последние дни согласно пророчеству Даниила начинаются с войны (возобновления войны) двух противоборствующих цивилизаций (Дан.11:40), о чем говорится и в пророчествах Иисуса Христа от Матфея 24 гл. Помимо этого в обеих книгах находят отражение и последствия мерзости запустения. У Иисуса: «ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Матф.24:21,22). У Даниила: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан.12:1). При этом надо понимать («иметь мудрость»), что результат мерзости запустения – это не само понятие мерзости запустения. А что является мерзостью запустения по определению? Наступление мерзости запустения всегда связано с прекращением храмового служения, образом которого является ежедневная жертва. И если в случае пророчества Дан.9 о народе Израиля речь идет о прекращении служения людей в земном святилище Иудеев (в храме города Иерусалима), то в случае мерзости запустения последних дней (тех, что сократятся), речь идет о прекращении утренних и вечерних (ежедневных) жертв – служения людей в небесной скинии, где является ходатаем Христос, о чем недвусмысленно говорят пророчества книги Откровения (1,8,15 гл. и др.). Принято считать, что причиной мерзости запустения земного святилища является осада Иерусалима и разрушения храма римским полководцем Титом во время Иудейской войны. И, стало быть, виновником мерзости запустения является античный Рим, потому что до этого времени служение в земном святилище совершалось. Оно прекращалось только во дни Вавилонского плена, многим ранее, и наступило опять же с осадой Иерусалима и разрушением храма царем Навуходоносором, что тоже пророки называют запустением. Однако Тит, который впоследствии стал римским императором, и его предшественник (в разорении места святилища) вавилонский царь Навуходоносор, прославивший в итоге Бога, исполняли в этом волю Бога (и даже помимо своих желаний, как было в случае с Титом). Они не являются виновниками, а простыми исполнителями Божьего замысла, который был заранее известен пророкам. Кроме этого, в реальности мерзость запустения берет свое начало не с момента формального прекращения жертвоприношений, а непосредственно с запустения святилища. «И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения…» (Дан.9:27). В половине последней седмины (из 70-ти отведенных для определения Иудеям) был предан на распятие Христос. А разрушение храма Титом и физическое запустение святилища, как следствие мерзости запустения происходит лишь спустя 40 лет после смерти Христа. Именно в момент распятия Спасителя исполняются Его слова, сказанные Иудеям – «се, оставляется вам дом ваш пуст» (Лук.13:35). Тогда Бог отворачивается от храма и покидает место Своего пребывания в святилище, о чем засвидетельствовала разодранная завеса в храме, обнажившая «святое святых». И хотя храм еще стоял, и служение в нем формально продолжалось, Бога там больше не было. Поэтому истинным виновником опустошения святилища – «опустошителем» пророчество называет народ, которого вскоре ждет гибель, а не исполнителя проклятия. Богу мерзко было смотреть не на то, как разрушались памятники и священные реликвии, ставшие для людей, своего рода, идолами, а на то, как люди попирали Его Сына, подвергная Его унижению, пыткам и позорной мучительной казни. Это отвращало лицо Бога от Иудеев и стало причиной запустения святилища уже в половине седмины. А запустение собрания и святого места стало результатом пустоты, которая была в их сердце. А что изменится в последнее время для погрязшей в формализме христианской церкви, привитой к корню Божьих обетований? Ничего. «Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя». |