Если христиане в собрании имели всё общее, то и молитвы у них должны были быть общими. Казалось бы, это подсказывает логика… И в подтверждение этому мы можем найти многие примеры общественных молитв в книге Деяний. Например, молитвы о даре Святого Духа, об избавлении апостолов из темницы и другие. Личные молитвы тоже есть, но их немного. Однако это связано не с тем, что их было меньше, а потому что о личном не принято писать. И то упоминание личных молитв, которое встречаем – это всегда, как правило, молитвы имеющие отношение к служению. Например, молитва Петра, в которой ему был показан сосуд с нечистыми тварями, чтобы он шёл на проповедь к язычникам; молитва Савла в результате явления ему Иисуса, через которую он обрел призвание, опять же, в своем служении язычникам. Личные отношения, которые выражаются в личном общении с Богом, формируют основу для общественной жизни ученика Иисуса. И по этой причине личных молитв должно быть никак не меньше общественных, и даже больше. «Молитесь непрестанно» – призывает апостол, намекая, что молитва – это как дыхание души. Поэтому идет речь о «пребывании в молитве», а не о расписании молитв, ставших нормой в современном христианском мире. Для чего тогда нужны коллективные молитвы? На этот вопрос отвечает Сам Христос: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф.18:19,20). Общие молитвы нужны для руководства в общих делах, чтобы собрание верующих, в количестве двух-трех и более, осуществляло деятельность во имя Христа, а не по собственному недоразумению. Поэтому везде, где есть общественная жизнь, люди должны искать согласия не только друг с другом, но и, главное, с Богом, то есть быть объединенными во Христе. Но тогда зачем люди свои сугубо личные нужды выносят, порой, на всеобщее обозрение, ведь это далеко не общие дела? Когда Дух Божий молится в человеке, помогая выразить свои проблемы и показать выход для их решения, и это ненамеренно становится достоянием собрания, как, например, псалмы Давида, тогда это может стать уроком для слушателей и озарить их сердца Божьей надеждой. И такие молитвы, конечно, не будут перечнем всех «хочу» или «я смог», а прославлением Бога и поучением к размышлению. Кроме этого, имеется и другая сторона. Публичные молитвы о своих личных нуждах могут иметь не только духовные причины, но и человеческие мотивы, которые делают такие молитвы отвратительными. Приведем примеры. Во-первых, человек может думать, что через общую молитву он сможет быстрее достучится до Бога. Если он что-то скажет от себя, то Бог его не услышит, но если все «подпишутся», сказав «Аминь», то Бог обязательно рассмотрит его заявку, и даже, возможно, изменит ее приоритет. В этом случае у него срабатывает «языческий» стереотип, когда он думает, что по причине многолюдства его молитва будет услышана. Это такой присущий людям психологический феномен, когда внимание обращается не на содержание обращения, а на общественное мнение, на количество людей его поддерживающих. То же самое люди приписывают и Богу. Но Господь не зависит от общественного мнения, Он один есть истина, и Ему не важно, нашла ли ваша молитва одобрение или поддержку у людей. Он будет смотреть, не на их голоса, а на ваше сердце. Потому что даже в общих делах количество людей не играет никакой роли. Бог услышит в равной мере, как огромную массу в составе всего населения земного шара, так и собрание из двух-трех человек. Во-вторых, когда человек молится демонстративно, он придает значимость своим словам и тому, что он делает. Обычно дела не считаются чем-то важным, пока их не заметили другие. Так и с молитвой – пока ее никто не слышит, она не играет особого значения, как будто бы он и не молился вовсе. Всё это говорит о показном характере духовной жизни человека. О том, что за его молитвами нет реальных отношений с Богом, а они для него – добавляющий «плюсы» к его духовному рейтингу (праведности) ритуал. Такие молитвы могут быть услышаны? Да, могут. Но оправдания такому человеку не принесут. |