Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить [незнакомыми] языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь? (1Кор.14:23) «Вы беснуетесь» – это не просто предположение, какой может быть реакция людей, а это личное впечатление апостола от поведения, которое уже имело место в церкви Коринфа. Однако он очень аккуратно доносит свое мнение до тех, кто вовлечен в эту вакханалию, давая возможность этим людям самим прийти к таким неутешительным выводам, посмотрев на происходящее со стороны. И в том, что уже в то время в церкви возникли подобные проблемы (и это проблема, а не Божий дар) не было ничего удивительного. Если уже тогда были учителя и лжеучители, апостолы и лжеапостолы, то и в противовес Божьим дарам должны были появиться одержимости. Потому что для этого имелись все духовные предпосылки. Люди, далекие от иудейских традиций и недавно выхваченные из под демонического влияния язычников, были склонны к бытующему оккультизму и мистицизму и не могли «отличить правой руки от левой». Этим и воспользовался враг рода человеческого, сатана, насадив свои учения и практики. С приходом Христа на землю, война между силами добра и зла не прекратилась, а перешла в более ожесточенную фазу. И осознавая свой проигрыш, дьявол всё больше стал пытаться не просто уничтожить истину, а заменить существующие Божьи дары своими искушениями. И это не хорошо, и не фатально плохо – это было просто неизбежно. В любой войне случаются поражения и тактические отступления, и ошибки членов церкви могли стать основанием для обретения нового духовного опыта, так и привести к духовной деградации собрания. Тогда почему апостол просто не запретил ученикам говорить языками? А причина очевидна – потому что под запретом тогда бы оказался и настоящий дар языков, который нужен был для проповеди евангелия миру. Для наглядности рассмотрим данный подход на примере, казалось бы, не связанным с нашим случаем. Существует у некоторых христиан некая мазохистская практика молитвы до крови на коленях. Возникновение такой традиции возможно в любой среде, и не зависит от убеждений человека и его веры. Человек просто чувствует облегчение от мук и терзаний совести, когда причиняет себе боль. Подобное самоистязание дает выход запертым в душе отрицательным эмоциям, и может доставить в мозг порцию дофамина, принося человеку временное умиротворение. И можно спорить хорошо или плохо подобное членовредительство, пока это не связано с молитвой и пока состоянием экстаза не воспользуется сатана. Хотя в молитве, как раз, и нужно искать утешение, она (молитва) не должна быть экзекуцией над телом. Молитва – это общение с Богом, а не процедура, после которой непременно полегчает. Человек обретает душевный покой в результате близких отношений с Богом, а не умышленного создания неудобств для своей плоти. Через плоть к Богу не прийти. Так можно угодить только в ловушку сатаны. И что теперь? Зная об этом, мы должны перестать вставать на колени совсем, так выходит? Так можно уйти и в другую крайность – заведомо создавать себе комфортные условия для молитвы, например, на мягкой перине или в горячей ванне, чтобы иметь общение с Богом. То есть опять через плоть… Даже при наличии таких проблем (а это проблема), нельзя запрещать людям молиться на коленях. Но следует правильно расставить акценты. Потому что со смещением акцентов в жизнь людей входит сатана. Нужно, чтобы молитва отвечала своему предназначению – захватывала своим содержанием, а не процедурой. О том же самом пишет и апостол – Божий дар должен просвещать и через озарение светом сознания приводить к «благодушию». А не так, как было в Коринфе – в обход разума испытывать особые переживания от мистического опыта, полагая, что ты нечто большее, чем «медь звенящая или кимвал звучащий». В этом случае мы имеем дело уже не с Божьим даром, а с колдовством. И не имеет значения, как это выглядит. Хотя для многих важно только это. |