Весть к Лаодикии  
 
 
СодержаниеПубликацииИсследованияПодкасты
Свидетельство
Передовица
Публикации
Тематический разбор Священного Писания
Библиотека
Опросник
Суть Божьего правления - это...
     
     
 
 
Добавлено недавно
Популярные
Неслучайный выбор

Дерево познания само по себе не являлось "плохим", оно давало человеку возможность свободного выбора. Благодаря своему выбору, человек приобретает совершенство. Таким образом, в качестве дерева познания добра и зла, Бог насадил в Эдеме не зло, а средство для духовного развития человека, потому как, пока был выбор, он мог практически проявлять свою любовь к Богу, оставаясь верным Его заповеди - не вкушать от этого дерева.

/Цитата из письма/

СУД В ЦЕРКВИ Печать E-mail
Автор Андрей МИШИН   
25.04.2025 г.

Суд в церкви «Разбирательство в Библии». О чем вообще речь? Что такое разбирательство? Это, по сути, суд, следственный суд. И речь пойдет о суде в церкви.

О суде в церкви говорит 18 глава Евангелия от Матфея.

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

(Матф.18:15-17)

Что имеет значение для вечной жизни? Любовь или вражда? Обличение или прощение? Если любовь, то тогда зачем нужны все эти разборки?

С чем непременно связана любовь, без чего невозможно прощение? Что их объединяет? Какое качество характера?

Библия называет это кротостью или смирением. Кротость это черта характера, а смирение это средство приобретения данной черты характера.

Так что важнее для отношений – смирение или наведение порядка, восстановление справедливости? От чего будет зависеть наша вечная жизнь? От того, будет ли в собрании порядок, или от нашей кротости? Порядок безусловно важен, но не ценой любви. В конце концов, не чувство справедливости приведет нас к познанию Христа и Бога, а смирение и кротость.

Тогда зачем Господь говорит обличать брата, когда это может нарушить наши отношения? Учиняя разборки между собой, вы можете проявить несмирение, невоздержание, разрушить любовь… И будет ли в этом прощение, если вы пойдете выговаривать, как учит Христос, своему ближнему?

Не было бы правильнее для приобретения кроткого характера проявить терпение и смирение, и не пытаться изменить на свой лад облик ближнего?

Когда проявится кротость и смирение? Когда мы будем обличать или когда будем терпеть и прощать? Конечно, когда будем прощать! Из-за чего и получение прощения ставится в зависимость от того, прощаем ли мы. Недостоин прощения тот, кто ненавидит! Но если мы будем любить и прощать, какой тогда смысл обличать?

Казалось бы в этом присутствует некоторое противоречие в учении Иисуса. И чтобы разобраться в этом вопросе, мы выйдем за рамки популистских лозунгов и фарисейского осторожничества и углубимся в понимании самой сути записанных в Евангелии слов.

Что является основанием для того, чтобы обличать человека? Ну, очевидно, это его грех, его неправильное поведение. Однако достигнем ли мы любви, если заставим его поступать так, как нам этого хотелось бы?

Допустим, мы повлияли на человека, и он уже не делает того, что нам не нравится. Будет ли это означать, что цель достигнута, Божий замысел совершен? Ему хорошо, нам хорошо, нет основания для претензий, а значит есть любовь?

Когда проявляется любовь? Когда люди делают друг другу хорошо? Христос говорит, что так любят язычники. Они любят тогда, когда им делают хорошо. В этом нет ничего особенного, нет той любви, которая приведет человека в вечную жизнь. Потому что люди угождают в таком случае друг другу, и в этом стремлении иметь хорошие отношения выражается их угождение себе.

Они установили границы, нормы, когда им будет хорошо друг с другом, когда они не будут друг другу мешать и идти поперек эгоизму другого, и от этого у них нормальные отношения, что выдается за любовь.

Но в чем выражается христианская любовь? В угождении ли себе, потакании другому, или в кротости и смирении, когда в ответ на неправильное поведение, нехорошее отношение, человек отвечает добром?

Любовь, о которой говорит Христос, это не взаимоугождение, а самоотречение.

В таком случае, опять же, зачем обличать? Терпи и смиряйся. Так?

И если каждый человек в Божьем собрании будет терпеть и смиряться, ущемляя свое себялюбие, потребуется ли его обличать, нужно ли будет его зажимать? Нет, не нужно. Зачем? Он смиряется. Это выражается в кротости, через которую он приходит к любви. А любовь не делает ближнему зла, и поэтому не будет вообще такого явления, как грех брата.

Однако Христос приходит к решению данной проблемы не через любовь, то есть не через хорошее отношение к брату, а через обличение. ПОЧЕМУ? Идем дальше…

Если бы все поставили себе целью иметь хорошие отношения, то и не было бы необходимости обличать. Все старались бы вести себя хорошо, чтобы не обидеть другого, но обличать все равно нужно. Для чего?

Какая цель обличения рассматривается в 18 главе Евангелия от Матфея? Написано: «если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним». То есть здесь мы исходим из того, что кто-то уже согрешил, и не просто кто-то, а брат. И, возможно, он действительно согрешил, потому что под сомнение это здесь не ставится. Поступок брата расценивается, как грех, и из этого мы исходим. Брат согрешил, а ты пойди и обличи. Зачем? Чтобы испортить отношения? Чтобы проявить несмирение? Чтобы было искушение не простить? Какая цель данного поведения?

Ответ здесь же, в 15 стихе: «Если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего». Цель состоит в том, чтобы приобрести брата.

А ты его разве терял? Брата терял? Это брат потерялся, когда совершил грех. Так? Но если ты пойдешь его обличать, ты разве его приобретешь? Ты ведь можешь так его потерять! И потерять не только как брата, но и как друга, и как члена семьи, особенно, если проявишь нетерпение.

Тогда стоит ли рисковать? Для чего вообще начинать это дело, если ты можешь потерять его окончательно?

Однако Господь утверждает, что мы теряем близких, когда они грешат. Если брат грешит, то мы уже его потеряли. Это так, но не всегда мы это понимаем. Почему? Потому что грех – это проблема, которая возникает у человека, прежде всего, в отношениях с Богом, а потом с ближними. А наши отношения довольно часто строятся не только на Божьих принципах, то есть на нашей любви к Богу, как должно быть, но имеют еще и другие взаимоскрепляющие связи, привязанности, зависимости, нужды. Люди нуждаются вдруг в друге, независимо от того, грешат они или нет. И поэтому человек вполне может быть потерянным, потерянным для Бога, но при этом оставаться близким человеком лично для нас. Мы можем иметь свою собственную, отличную от Божьей позицию, и быть лично заинтересованными в дорогом человеке, друге или просто в помощнике.

И люди, как раз, используют эти связи, как рычаги давления, чтобы повлиять на поведение человека и заставить его не делать того, что им не нравится. И на этом основании строят свои отношения. То есть сделай мне по дружбе, не по заповеди, как близкому человеку, как родственнику.

Это ситуация возникает всегда, когда в основание наших отношений закладывается не Божья любовь, а человеческие узы и привязанности. И используя эту связь, мы пытаемся повлиять на человека, дергаем его за ниточки, как марионетку. Мы не подвергаем риску эту зависимость, не ставим даже под сомнение, что человек нам принадлежит, когда его уже потеряли, а мы наоборот используем эту личную связь для того, чтобы сделать его лучше.

Но в каком смысле лучше? Лучше для Бога? Лучше с точки зрения Божьих заповедей? Или лучше для нас? Хорошим для нас, лично для себя?

Когда нам, по большому счету, всё равно, грешит он или нет, когда он принадлежит нам и делает то, что мы хотим, тогда мы, очевидно, озабочены достижением личных целей, а не исполнением воли Бога. Поэтому, когда с этой позиции человек пытается повлиять на своего ближнего, страдают не связи, а отношения с Богом. И так мы никогда не вернем человека к Богу. Поскольку, даже если он не будет делать того, что нам не нравится, он будет так поступать ради хороших отношений, ради нас, в конце концов, для себя. В этом не будет никакой любви к Богу. Для Бога вы его не приобретёте.

Не обличая и не рискуя личными отношениями, вы приобретёте брата для себя и сохраните его для себя. А чтобы приобрести для Бога, придётся подвергнуть испытанию или даже разрушению вашу человеческую связь. Потому что человек расстроится и не поймёт, если вы поступите не по дружбе, а по заповеди, и станете его обличать. Это может погубить ваши личные отношения. Приняв сторону закона, вы можете потерять из-за Бога друзей, родных и близких. Вплоть до того, что останетесь в одиночестве, в единственном числе против всего мира.

Но, допустим, вы настроены обличать, игнорируя все дружеские связи, если, конечно, таковые имеются. Само по себе, это не сделает никого праведником, кроме как в собственных глазах. Отыскивая у других недостатки, можно пытаться возвысится над невежественной толпой, но исполнить Божий замысел так невозможно. Потому что целью является не торжество справедливости, а приобретение брата.

Ради чего вы обличаете? Чтобы показать, какой он плохой? Чтобы вам было хорошо?

Даже если брат не изменит своего отношения, вам уже будет от этого приятно, потому что на его фоне вы будете выглядеть намного лучше. С этой целью люди обличают друг друга и готовы даже пожертвовать человеческими отношениями. Но не это должно стать основанием обличения. И даже не святость заповеди.

Чтобы сохранить непреложность Божьей воли, Христос взял на себя вину, хотя справедливость требовала предать грешника смерти. Ни того, ни другого вы сделать не можете, не имеете права. Даже тогда, когда вы выпроваживаете нераскаявшегося беззаконника из церкви, вы тем самым не восстанавливаете высшую справедливость, а просто развязываете его, освобождая от обязательств перед собранием и небом.

Вершить суд справедливости – это не та задача, которую Господь поставил перед собранием. Задачей церкви, как и каждого отдельно взятого ее члена, является – помочь согрешившему брату найти дорогу домой. А для этого придется, наоборот, унизиться. Даже, чтобы помочь бездомному встать, придется испачкаться. Равно как и от нас потребуется кротость, чтобы быть способными помочь тому, кто живет в грехе. Это же сделал для людей Христос, чтобы спасти, а не осудить – Он унизился перед миром.

Итак, приобретение брата – это то, что является целью обличения. А как можно приобрести грешника? Как можно найти потерявшегося человека? В каком случае он будет приобретён?

Написано: «Если послушает тебя». И если сразу не послушает, то послушает одного или двух, подтвердивших твое слово. Или хотя бы церковь послушает. Это приобретёт брата.

А что значит «послушает»? У него есть только два варианта, послушать или не послушать. Человек задумывается и соглашается с обличением, когда слушает. Или отвергает претензии, когда слушать не хочет. Здесь мы уже наблюдаем результат.

Когда человек был найден для Бога? Если послушал и больше так никогда не делал? Никогда после этого не грешил? Нет, не так. А когда он был приобретён? Когда он послушал!

Послушал что? Музыку послушал, как Саул игру Давида, и успокоился? Комплимент наш выслушал? Речь-то об обличении идёт, а не о договорничке.

Обличение – это когда человеку высказывается то, в чём он неправ. И тот, кто признал свою неправоту, тот послушал. Кто отрицает, тот не послушал. Всё просто.

И вот брат был найден тогда, когда послушал обличение. Когда признал себя виновным.

А что для этого нужно? Что ему нужно сделать, чтобы послушать? С чем это обязательно сопряжено?

Ему нужно в смирении вникнуть в суть выставляемых ему претензий, понять и разобраться в том, что он сделал неправильно. А не просто кивать головой в знак согласия, боясь, что тебя опять неправильно поймут и осудят.

Таким образом, чтобы обличить и принять обличение, нужно сперва во всем разобраться.

Кто-то скажет: А что тут разбираться? Грех, он и в Африке грех. Так ведь?

Но это в ваших глазах так, а в его глазах это может выглядеть по-другому. В жизни всё куда сложнее. В глазах одного человека это грех, в глазах другого – не грех. Он может думать, что поступает правильно. И ему нужно изменить своё представление, чтобы быть найденным. Только тогда, когда человек поймет и изменит свое мнение, можно будет сказать, что он послушал. А не тогда, когда он остался при своём и просто решил не делать этого снова, чтобы не нервировать других.

Грех – это не только форма поведения, но мотивы и характер поведения человека. И вот в этом необходимо разобраться.

Но это же его дело с Богом, правда? И ему нужно разобраться. А при чём тут другой, тот кто приходит обличать?

Человек не видит себя со стороны. С его точки зрения он всегда всё делает правильно. И даже если он не делает правильно, он убеждает себя в этом – что он всё правильно делает. А цель ближнего убедить его в обратном. Он должен помочь брату разобраться в себе. Вот в этом и состоит цель обличения.

Цель обличения – помочь другому разобраться в себе. Не заставить его поступать, как ты хочешь. Не унизить его, а помочь разобраться. Это должно быть истинной целью обличения!

А может ли человек помочь другому разобраться, если он сам не разобрался? И сможет ли он, не разобравшись, помочь другому видеть грех?

Если сам мотивы не понимаешь, характер поступков не осознаёшь, как ты это другому донесёшь, поможешь ему разобраться? Это будет просто другая точка зрения. Не лучше, не хуже. Вот и всё.

Если человек смотрит не на суть, а на форму поведения – то есть он увидел, не понял, не разобрался – то другому он тоже помочь ничем не сможет. Стоит ли тогда обличать?

Но есть же грех? Есть. А раз есть грех, Христос говорит «обличи».

А для чего «обличи» тогда? Чтобы осудить другого человека? Унизить его? Добиться своего? Или для чего? «Пойди и обличи».

Обличить нужно в таком случае для того, чтобы разобраться. Не просто вылить всё, что на душе накопилось в связи с поведением брата, выместить зло в ответ на его неправильное отношение, но высказать с целью разобраться. Только в этом случае мы сможем проявить любовь.

Будут ли проблемы в отношениях между людьми, которые хотят поступать честно и справедливо перед Богом? Если каждый поступает хорошо, то тогда и обличать не придётся.

Но в реальной жизни такого не происходит. Почему?

Каждый, вроде бы, хочет поступать правильно, но всё равно грешит. Потому что у него собственное представление о том, что хорошо и правильно! И пока он не услышит обличение, он не сможет изменить своё представление.

Только выговор брата или сестры станет основанием для того, чтобы ему разобраться. И для этого нужно обличение.

Суд в церкви – это разборки. Но можно ли в этом случае не разбираться самим? А переадресовать эту проблему людям, которые будут с этим разбираться?

Например, не могу или не хочу разбираться. Пусть с этим разбираются другие! И сразу две проблемы исчезают. И брату помогаешь понять, и отношения при этом не портишь. – А что я? Я ничего… Вы разбирайтесь с ним!

Удобно? Удобно! Правильно? Неправильно.

А почему? В Коринфской церкви возникла аналогичная ситуация. Она достигла таких масштабов, что люди не стали разбираться даже в церкви, а решали проблемы в земном суде.

Этот случай описан в первом послании к Коринфянам 6 главе, с 1 по 8 стих:
Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?
Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные [дела]?
Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более [дела] житейские?
А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете [своими судьями] ничего не значащих в церкви.
К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?
Но брат с братом судится, и притом перед неверными.
И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?
Но вы [сами] обижаете и отнимаете, и притом у братьев.

(1Кор.6:1-8)

Как можно сформулировать проблему, о которой пишет в послании к коринфянам апостол? Что было не так?

Вот у нас есть пример. Люди не смогли договориться друг с другом о чем-то в церкви и стали посвящать в свои дела язычников, ища суда у них. Они искали в мире оценки поступкам братьев и сестер.

В чем здесь проблема? Вы видите здесь проблему?

Апостол Павел пишет – как вы смеете судиться у неверных? Ну а что такого посвятить в наши проблемы неверующих? Ну, это нормально же, да? Если человек не нашел понимания в церкви, поделится этим с тем, кто его поймет.

Для чего люди идут в мир? Что они там ищут?

Если человек идет за судом, значит, ищет оценку мира! Разве нет? Чьей оценки он пытается добиться, братьев? В этом случае мир дает оценку поведению церкви.

И это не только проблема церкви, это проблема в первую очередь самого человека, который «посмел» так сделать.

А в чем проблема-то? Все же так делают, правда?

Если человек ищет понимания у неверующих, значит, он рассчитывает, что его поймут и поддержат. Значит он мыслит как неверующие, которые его могут понять. То есть по-плотски.

Чему учит Христос? 6 глава Евангелия от Луки, 37 стих. «Не судите и не будете судимы. Не осуждайте и не будете осуждены. Прощайте и прощены будете».

Что он хочет сказать? Что суд не нужен вообще? Включая суд в церкви, включая те разборки, о которых Сам же говорит в 18 главе от Матфея?

Не судите – это значит не судитесь, не осуждайте, что противопоставляется прощению. То есть когда человек ищет осуждения другому, как в случае суда у язычников, он его не прощает.

И если «не осуждайте» приведет к тому, что вы «не будете осуждены», то в свою очередь ваше осуждение обязательно приведет к осуждению вас. Если вы осуждаете, то будете осуждены. И независимо от того, прав брат, или нет, была ли ваша ситуация справедливой – вы осуждаете, ищите осуждения брату. Вы не хотите ему помочь разобраться, вы ищете того, чтобы его осудить, унизить, наказать. Посему и сами будете наказаны.

В случае осуждения не имеет значения, насколько поведение другого человека было несправедливым. Действительно, это поведение могло быть неправильным, грехом в глазах Бога, однако осуждение убьет и его, и вас.

В таком случае, что имеет значение для жизни с Богом – восстановление справедливости или прощение? В каком случае вы будете прощены? Когда будете прощать или когда вы восстановите бытовую или историческую справедливость?

И вот мы опять возвращаемся к вопросу – раз имеет значение только прощение, тогда зачем вообще обличать? Только прощай и не высказывай ничего – не ошибешься. Прощение отношениям с Богом не повредит, а осуждение повредит в любом случае, потому что Бог тогда не простит.

Тогда лучше молчать, так? Поскольку если не молчать, существует риск, что осудишь человека. Вроде бы не планировал, не хотел этого специально, но так получилось… И что тогда?

Что случится, если во время обличения, вырвалось твое осуждение, что сидело в глубине души? В этом случае придется уже менять свое отношение, слушать другого.

Пришел сказать, а еще выслушивать приходится… Безобразие! Тогда лучше молчать – к такому выводу люди приходят. И выходит: как осуждение, так и нежелание обличать продиктованы одним и тем же устремлением – не меняться самому.

Вопрос не стоит – осудить или простить. Нужно прощать и нельзя осуждать, даже когда судишь. Христос говорит обличать, но не осуждать брата. А люди, как правило, выбирают между осуждением и молчанием. Что неправильно в обоих случаях.

Когда человек обличает другого человека, в этом выражается его отношение. Отношение к брату и отношение к греху. Он должен это отношение сформировать, определив, как он будет к поведению своего брата относиться.

Похожий выбор стоит перед ним и после обличения. Ему нужно принять брата, который его послушал, или, в противном случае, относиться к нему, как к мытарю и язычнику. То есть, как к чужому человеку – о чем здесь же говорит Христос.

Это уже суд. Ты не судишься, но участвуешь в Божьем суде. Ты являешься свидетелем, осуждая поведение брата, но не пытаешься ему отомстить. Наказать, унизить.

Для этого нужно прощение. Потому что для того, чтобы разобраться, нужно сначала простить своего ближнего. Чтобы его обличить, тебе нужно отказаться от собственных представлений о добре и предвзятого отношения к брату. Оставить агрессию, обиду, боль. Иначе не получится разобраться, не получится обличить. Получится только осудить, втоптать его в грязь, осудить.

Вот что получится, если человек не простит. Поэтому суд прощения не исключает. Он исключает наплевательство и бездействие по отношению к погибающему брату.

В учении Христа суд и прощение совмещаются в одном слове – любовь. А в исполнении людей это, как правило, противоположное отношение – нелюбовь. И эта нелюбовь может быть выражена, как в осуждении, так и в потакании другим, что очень часто путают со снисхождением и прощением.

Однако Господь не хочет, чтобы мы закрывали на грехи глаза. И не желает также, чтобы мы осудили человека за его грехи, то есть добились справедливости. Он хочет, чтобы мы нашли Божью правду, и для этого разобрались. Вот для чего Господь говорит обличать.

Не для того, чтобы справедливость восторжествовала. А для того, чтобы мог понять и изменить свое отношение согрешивший брат.

При этом неразрешимой проблемой, по словам Иисуса, является не тот случай, когда человек согрешил, и сделал это еще раз, и еще раз, а когда он не стал слушать обличения, то есть остался при своем мнении.

Почему он становится, как мытарь и язычник? Потому что согрешил? Нет. Он согрешил, а потом изменил свое мнение, и это тогда не проблема. Грех является проблемой, но это не неразрешимая проблема. Неразрешимая проблема – это когда брат не желает разбираться. Когда он не собирается менять своих взглядов, своего представления, своей позиции, тогда он становится чужим.

Человек становится чужим не по причине греха, а по причине отрицания своей вины.

Так ведь и в обычной жизни люди становятся чужими. Не когда ошибаются, а когда думают только о себе. Они смотрят на ситуацию исключительно со своей колокольни, с позиции своего эгоизма, и поэтому будут правыми в любом случае, потому что поступают, как будет лучше для них самих. В этом случае их поведение всегда будет правильным в их глазах.

Думая о себе, они не собираются разбираться, они не собираются менять своих позиций и своего отношения, поэтому будут чужими, независимо от того, какое будет отношение к ним.

Но хотели ли разбираться коринфяне, о которых мы читали в первом послании 6 главе? Они пытались разобраться, желали этого? Нет, они искали суда у неверующих, как раз, чтобы избежать этих разборок посредством третьей стороны. Они просто хотели добиться своего.

Их не волновало отношение брата, изменилось оно или нет. Они не хотели пересматривать свои представления, разбираться в себе. Поэтому, когда у них не получилось договориться, они обратились за помощью к посторонним, чтобы те рассудили, кто прав, кто виноват.

То есть какая была у них цель? Их цель – просто добиться своего, и всё. Почему и написано в 8 стихе 6 главы: «Но вы [сами] обижаете и отнимаете, и притом у братьев». Они хотели добиться своего – в этом состояла их цель.

А что будет, если человек станет добиваться своего, используя обличение? Поможет он так разобраться тому, кто поступает неправильно? Нет! А сам разберется, если будет одержим идеей добиться своего. Нет, даже если с этой целью будет привлекать свидетелей, обращать внимание церкви.

Не будет ли в этом случае поступок обличающего в глазах Бога точно таким же, как и поведение брата, который не желает признавать своей вины? Что в этом будет выражаться? Его прощенье и кротость, терпение и любовь? Чем это будет по сути – любовь или вражда? Это будет враждой! А слова Христа будут использоваться, как инструмент, в этой вражде друг с другом.

В книге Левит, 19 главе, 17 и 18 стихе мы читаем следующие слова: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь».

Любовь не противоречит обличению. Обличение является выражением любви. Такое обличение, при котором человек стремится разобраться и помочь разобраться другому.

Но любви не может быть в тех поступках, которые являются выражением вражды, мести и злобы в его сердце. Тогда независимо от того, виноват ли был согрешивший брат или нет, обличающий понесет заслуженное осуждение. Потому что сам не разобрался, сам не изменил своего отношения и не помог своему ближнему.

 
« Пред.   След. »

Ссылки по теме:
© 2025 редакция Вестник Илии e-mail  Внести свою лепту лепта