 «Ищите же прежде Царство и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам позаботится о себе, довольно для каждого дня беды его». (Матфея 6:33-34 пер. Кассиана) Эти слова звучат итогом темы житейских забот, которую Господь поднимает в Нагорной проповеди. Выше Он говорит: «Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть, или что пить, или во что одеться, ибо всего этого ищут язычники». При чтении этих слов у нас может возникнуть вопрос: если человек не будет заботиться о еде, питье и одежде, то кто тогда об этом позаботится? После двоеточия читаем такое выражение: «Знает Отец ваш Небесный, что вы нуждаетесь во всем этом». Отец Небесный знает наши нужды. Да, знает – и что? Как именно Бог позаботится о человеке, который заботится о Царстве Небесном? То есть, если человек будет искать Царство Небесное, все остальное приложится, но кто об этом позаботится? Написано: «Завтрашний день сам позаботится о себе». Почему написано «день позаботится», а не «Бог позаботится»? Бог видит нужду, а заботится день. Почему? Кто будет заботиться – день или Бог? Как день может заботиться? Что такое день? Светлая часть суток – это день, можно сказать. Или день – это единица времени в неделе, в месяце, в году, то есть вращение Земли вокруг собственной оси. Как это вращение позаботится о том, чтобы у нас все было? Может ли оно позаботиться? Очевидно, что заботиться будет Бог, поэтому Он и смотрит на наши нужды, чтобы о них заботиться. И Он позаботится об этом в определенный день – не заранее, а когда придет время. То есть, придет время, и все будет, – говорит Христос. Не надо об этом переживать. Соответственно, заниматься нужно чем? Поиском Божьего Царства! И если человек будет заботиться о Царствии Небесном, то Бог будет заботиться о нем. Эти слова «день будет заботиться» немного меняют смысл сказанных Христом слов. Мы можем задаться вопросом: в чем конкретно будет выражена забота Бога, если Его роль здесь напрямую не прописана? Не написано, что Бог будет о вас заботиться, вам все даст. Почему? Очевидно, потому что Бог не станет делать это сверхъестественным образом. Как Бог будет заботиться? Как вы себе это представляете? Будет ли Он совершать для этого какие-то сверхъестественные явления, чудеса? Бог может совершить чудеса для того, чтобы позаботиться о человеке – этому есть примеры в Библии, когда Бог сверхъестественным образом заботился о своем народе. Конечно, Бог и таким способом будет заботиться о своих детях. Но является ли это нормой? Будет ли Бог поступать так всегда? В Писании мы много встречаем примеров чудес. Но вот вопрос: это частые или все же редкие случаи в обычной жизни? Какое внимание уделяется в Писании чудесам? Это что-то из ряда вон выходящее или обыденность для каждого, кто заботится о Царстве Небесном? Возьмем пример из Евангелия: люди толпами ходили за Христом. Почему? Потому что нравилось то, что Он говорил? Не всем нравилось то, что Он говорил. Многим даже не нравилось то, что Он говорил. Его скорее терпели, чем искали Его слов. А многие просто даже не понимали, о чем речь вообще. Кто искал слов, так это Его ближайшие ученики. Они сказали: «У Тебя глаголы вечной жизни». Остальные же, включая семьдесят учеников, не всегда понимали Его учение. Ученики не понимали! А что говорить о простом народе? Но люди ходили за Ним из-за знамений и чудес, потому что Он исцелял болезни. Интересно, что Он запрещал рассказывать людям о том, что Он сделал. Он был и так слишком популярным из-за этого. И это искажало, меняло акценты в отношении людей к Нему. За Ним бегали, как за магом и волшебником. А Он делал это с единственной целью – чтобы открыть людям свет, который Он получил от Отца. Поэтому не сами чудеса были важны, а для чего они совершались. Люди ходили за Христом из-за чудес. А что, собственно говоря, Он особенного делал? Разве каждый день не наполнен чудесами? Каждый день и каждый момент – это чудо Божие! Или это всё-таки обыденность, а чудо – это редкость? Христос творил чудеса, и именно это привлекало внимание людей. Именно это удивляло, именно это становилось причиной того, что люди меняли свое сознание и жизнь. Чудо – это явление удивительное, потому что очень редкое и необычное. А когда Бог говорит, что Он позаботится о нас, это также будет очень редко и крайне необычно, как чудо? Ведь чудо – редкость, что-то необычное. И вот такой будет забота Бога? Что-то очень редкое и необычное? А в остальные дни Он как бы и не помнит о том, что мы существуем? Христос говорит наоборот: «Знает Отец ваш Небесный, что вы нуждаетесь во всём этом». Он говорит: «День позаботится о себе». То есть, это будет, но будет не так, как мы, возможно, ожидаем – не как чудо или какое-то сверхъестественное явление, которое позволит нам спокойно заниматься поиском Божьего Царства. Когда Бог себя проявляет в чуде, действительно, нечего беспокоиться. Тут и вера не нужна. Надежда – какая? Уже всё понятно, уже всё видно. Бог заботится. Можно тогда не думать ни о чём – ни что нам есть, ни что пить, ни во что одеться. Зачем об этом думать, когда уже и так всё видно? В Нагорной проповеди не идёт речь о редких случаях – чудесах. Забота Бога будет явлением обычным, повседневным, которое ничем не будет отличаться, выделяться среди остальных дней. И за такого рода заботой зачастую даже можно не различить Бога. Кто будет заботиться? Бог? День! День заботится об этом. Но за этим днём стоит Бог. Бог стоит за временем, когда всё приходит и всё получается. Забота Бога – это не чудо. Это повседневная реальность, которая сопровождает верующего. И вот в этой повседневной реальности, обыденности, тоже Бог. Он не только в чудесах и знамениях. Его гораздо больше в обычных, естественных вещах. Чудеса – это редкость, а Бог – Он всегда и во всём. Так в чём больше Бога? В чудесах или в том, что происходит в нашей жизни постоянно? И что важнее для нас? Видеть Бога в чуде или в повседневной жизни? Чудо вообще невозможно игнорировать. Оно ошеломляет. Это то, на что мы не можем закрывать глаза. Это своего рода воздействие на сознание человека. Поэтому и чудеса случаются редко – чтобы не нарушать баланс сил, чтобы у людей была свобода выбора. Чтобы человек мог искать Царство Небесное, а мог и не искать. То есть, его выбор, его воля, его поиск, его стремление, его вера будут в этом выражаться. А чудо как бы не оставляет для этого ни малейшего шанса. Чудо трудно отрицать. Поэтому намного важнее видеть Бога не в чудесах, а в обычных повседневных вещах. Писание повествует нам о чудесах. Но даже в библейской истории – это редкость. А Бог заботится всегда. И как Он себя проявляет? Как Он обещает заботиться? Об этом тоже рассказывает Писание. Мы можем по примерам из Библии видеть, как это происходит. Бог не станет сбрасывать человеку гуманитарную помощь с небесной колесницы. Отчего же? А как, например, Он посылал манну, когда евреи шли по пустыне? Когда мы размышляем о том, как Бог будет заботиться о нас, сразу почему-то этот пример берем во внимание. Манна небесная, каждый день. Вот именно так Бог должен о нас заботиться. Как иначе-то? Мы по-другому себе представить не можем. Однако когда берем во внимание этот случай, мы забываем, что у евреев, вышедших из Египта с Моисеем в пустыню, не было возможности там, в пустыне, найти себе работу. Там вообще никакой возможности для жизни не было – ни пенсий, ни продовольственных ларьков, вообще ничего. Вот Бог заботился так. Но мы сегодня, находясь в совершенно других условиях, в других обстоятельствах, почему-то рассчитываем на то, чтобы Бог заботился так, как Он заботился о евреях в пустыне. С чего вдруг мы решили, что Бог будет так же заботиться о нас? Когда Божий народ пришел в Ханаанскую землю и мог уже собирать урожай, работать, сеять и сажать, уже не было никакой манны. Почему? Очевидно, потому что обстоятельства изменились. Условия жизни поменялись. Не было уже пустыни. И нужно было что делать? Трудиться нужно было. Им нужно было трудиться на той земле, которую дал Бог. На этом забота Бога закончилась? Он заботился о них в пустыне, а теперь Ему нужно было носить дары – так? Божья забота закончилась, когда евреи последний раз собрали манну? Нет! Когда израильтяне приносили десятую часть в храм, это как раз указывало на Божью заботу. Имеющееся изобилие обращало внимание людей на то, что Бог о них заботится. Это приводило их к пониманию того, что они зависят от Бога, даже когда находятся на этой земле, где все само растет. Потому что когда они оставляли Бога, их угнетали, и весь урожай забирали другие народы. А в конечном итоге вся земля превратилась в пустыню, как Бог и предрекал, по причине проклятия, когда люди оставили служение Богу. Так оно все и случилось. Все это пришло в упадок, потому что люди отвернулись Бога, озаботившись своими растущими потребностями. Они думали, что сами о себе заботятся, раз трудятся. Однако если Бог заботится, означает ли это, что не нужно будет трудиться? А если нужно трудиться, то в чем тогда забота? Христос говорит в Нагорной проповеди конкретно: Не заботьтесь о том, о чем заботятся язычники, не ищите этого. Ищите одного – Царства Божьего. Остальное все будет. Но трудиться все равно надо. Как так? Как понимать слова «не заботься»? «Не заботься» – значит ничего не делай? Так можно понять эти слова. Не заботься – можно сказать, не делай, не напрягайся. А Христос говорит не о безделье, а об озабоченности. Озабоченность – это не состояние тела, это состояние души. Труд и отдых – это состояние тела. Тело трудится и отдыхает. А озабоченность – это состояние ума. Можно даже не утруждаясь, быть озабоченными. Находясь в покое в субботу, не искать Царство Небесное, а думать о земном. Искать что есть, что пить, во что одеться… И казалось бы, это необходимые нужды. Надо же как-то жить. Есть нужно каждый день, и пить нужно каждый день, и одеваться каждый день. А тогда как не заботиться? Значит, все это – и есть, и пить, и одеваться – мы тоже от Бога получим. Он должен как-то поучаствовать в нашей жизни, чтобы у нас все это было. Это же повседневная реальность, необходимость. Но для этой необходимости нужно трудиться. Тогда в чем состоит участие Бога, Его забота? Как уже мы сказали, Бог знает наши нужды. Но Он не станет сбрасывать гуманитарную помощь с неба. Он будет давать возможность и мудрость в решении наших бытовых задач. Вот так Бог на протяжении всей истории заботился о людях. Не ангелы приходили, как гномы – накрошили золото и собрали в мешочки, принесли. Не сеяли и не жали в садах. Это всё делали люди: сеяли, сажали, разводили скот, собирали урожай. Бог давал возможность и мудрость для удовлетворения непосредственных нужд. То есть, человек трудился, всегда трудился. Но не должен был быть этим озабочен, даже когда находился в стесненных обстоятельствах. Возьмите в пример Иосифа: куда еще хуже, казалось бы, когда его обвинили в прелюбодеянии и бросили в темницу. Но он и в темнице смог обустроить свою жизнь. Бог или он сам – кто о нем позаботился? Он прилагал свои усилия в решении тех проблем, которые были у него там в темнице. Почему его поставили управляющим? Очевидно, он смог что-то организовать. Что делает управляющий? Управляющий – это организатор. В доме у Потифара он организовал работу, стал управляющим. И в темнице организовал быт заключенных, стал управляющим в итоге. Принимал ли он участие в делах или просто сидел и ждал, пока крысы ему свои заначки принесут? Он активно участвовал в этом процессе, в процессе управления. Но мудрость ему давал Бог. И благодаря мудрости свыше и откровению от Бога, он вышел, в конце концов, из этой темницы и стал вторым человеком после фараона. Вот как Бог позаботился. И даже выйдя из темницы и став вторым лицом, он продолжал трудиться. Конечно, его труд отличался от труда землекопа. Но управлять Египтом не менее сложно, чем копать огород. Итак, мы можем получить представление из Священного Писания, каким образом Бог будет заботиться о человеке, когда тот будет искать Царства Небесного. Это вообще не исключает труда, личного участия человека. Это исключает озабоченность, одержимость едой, одеждой, чем бы то ни было. То есть труд его продиктован уже не озабоченностью, этим бесконечным «хочу» – хочу этого, хочу того. Это «хочу» толкает людей на разные дела – вот это озабоченность. А чем тогда должен быть продиктован труд? Должно же быть какое-то основание для труда? Не просто же так работать – «надо же трудиться, давайте что-нибудь сделаем». Нет. Труд должен быть продиктован потребностями, нуждами, или, как здесь написано, «бедами», то есть проблемами. Нужды есть, но мудрость и ресурсы – возможности для реализации этих нужд с нашим участием дает Бог. Когда человек не озабочен, а ищет Царство Божье, Бог ему дает мудрость в сердце. Есть проблема – будет и решение. Мы сталкиваемся с нуждой, а Бог дает выход. Участие Бога можно даже не заметить, как бы оно само приходит. Приходит время, приходит день, и Бог всё дает. Само получается, если человек ищет Царство Небесное; а если он озабочен, то он будет биться головой о стену, хотя рядом проход. Вот так в жизни происходит, когда люди озабочены и лишены Божьей мудрости – они имеют земные цели, но у них не хватает ресурсов. Бог не дает. А когда Бог дает, оно как бы есть, приходит день, и оно есть. И мы даже сами не замечаем, возможно, как это получается. Оно получается, оно есть, но в этом не наша мудрость, не наши суперспособности, а в этом Бог, Который это совершает. Вот так Бог заботится о каждом дне, о наших насущных потребностях. Так Он управляет Своим народом. |