 На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей? И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать, ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится. Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет. (Авв.2:1-4) Почему «праведный» верою жив будет? Почему не грешный? Ведь, как правило, о вере упоминается в контексте оправдания за грех. Неправедный имеет благодать и прощение по вере. А здесь – праведный. Тут важно уточнить контекст, в котором вспоминает о вере пророк Аввакум. Совершение Божьего суда и ожидание Божьего Царства – это основная тема его пророчества. Тема совсем другая. Он говорит не о времени обретения благодати, а о часе пожинать плоды. Но и в описываемых реалиях тоже необходима вера – вера дождаться исполнения Божьего обетования, чтобы не сдаться, не быть раздавленным обстоятельствами и войти в радость Господина. Без веры в Грядущего Спасителя это просто невозможно. Человек только и живет этой надеждой на встречу, когда превозмогает свою плоть. Но такая надежда может поддерживать не только праведного, чтобы тот, не унывая, продолжал делать добро. Люди беспечные и злые тоже могут надеться на Бога, чтобы Он их спас, не взирая ни на что. Будут же люди, которые заявят Спасителю: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» – как будто они служили не по призванию, а за вечную жизнь, – «И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф.7:22,23). Претензии людей на место рядом с Иисусом в Его грядущем Царстве также продиктованы надеждой. Они настолько уверены в своем будущем, что были сильно удивлены, и теперь настойчиво стучат в уже закрытые двери, как будто бы их место там, а Ангелы допустили какую-то чудовищную ошибку, оставив их погибать. У них тоже вера, иногда даже – надежда сверх надежды. Однако эти люди не являются праведными – нормой их жизни стало беззаконие. Они тоже будут жить надеждой, но не долго. Кроме того, нужно отметить, что у праведного и сама вера другая. Надежда праведного и надежда нечестивого отличаются друг от друга, как «живая» и «мертвая» вера. Живая – дает силы встать и двигаться вперед, побеждать соблазны и преодолевать себя в добрых делах. Мертвая – напротив, погружает в сон и парализует волю, с ней «ничего не надо», и поэтому она используется для извинения всякого человеческого несовершенства и жизни для себя. С мертвой верой человек может спокойно грешить. Но своей верой будет жив только праведный. |