Весть к Лаодикии  
 
 
СодержаниеПубликацииИсследованияФорумПодписка!Аудиозаписи
Добро пожаловать!

Свидетельство
Передовица
Публикации
Тематический разбор Священного Писания
Библиотека
Междуречье
Особое мнение
Выдержки
Дневники
Творчество
Опросник
Обсуждение
Анкетирование
Христианская любовь - это ...
     
     
 
 
Добавлено недавно
Популярные
Неслучайный выбор
Господь желает большего, чем просто дословного исполнения Его указаний. Он хочет видеть в нас не солдат исполняющих Его приказы, а друзей понимающих Его намерения.
/Цитата из письма/

ОБРАЗ И ПОДОБИЕ Печать E-mail
Автор Андрей МИШИН   
11.03.2005 г.

Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист.
1Иоан.3:2,3

Образ Божий

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27). Как говорит Писание, Господь сотворил человека по Своему образу и подобию. В чем же состоит это подобие человека Богу? Возможно ли, что это внешнее сходство с Богом, иными словами, физическое подобие?

Давайте посмотрим описание Бога, которое дает пророк, и сделаем сравнение. «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь» (Дан.7:9). «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Откр.4:2,3). Как видим, Библия не дает нам ясного описания внешности Бога Отца, но из приведенных отрывков видно, что Его образ далек от сходства с человеческой природой. Оно и понятно, ведь Бог есть дух (Иоан.4:24).

Тогда может быть облик Сына Божьего близок к человеческому образу? И как мы знаем, именно Он творил землю и самого человека, выражая волю Своего Отца (Иоан.1:1-3). Итак, каким предстает людям Божий Сын до Его воплощения в человеческое естество? «Ты, Господь, находишься среди народа сего, и что Ты, Господь, даешь им видеть Себя лицем к лицу, и облако Твое стоит над ними, и Ты идешь пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном» (Чис.14:14). «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1Кор.10:1-4).

Как написал ученик Христа Иоанн, «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан.1:18), но и те на вид различные проявления Божьего Сына не имеют общего с внешним обликом человека. Напротив, сказано, что Ему нужно было «во всем уподобиться братиям», чтобы находиться среди людей и «быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» (Евр.2:17).

Возможно, в таком случае, Господь говорит о духовном подобии человека своему Творцу? Тогда давайте обратимся к местам Священного Писания, которые говорят о Божьем характере. «И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх.34:5-7). «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои» (Лев.20:26).

Это совсем малая часть текстов, которые говорят о святости и совершенстве Бога. Таким ли был Адам и его жена до своего грехопадения? В качестве примера сравним поведение и слова Христа с поступками и словами первых людей. Следующий пример говорит об отношении Иисуса к церкви, Своей невесте: «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое» (Иоан.17:6). А теперь посмотрим на отношение Адама к своей жене: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт.2:21-23). В словах Иисуса и Адама видна большая разница в том, какое значение отдается Богу в вопросе взаимоотношений с близкими людьми.

Следующая иллюстрация также демонстрирует уровень почтения к Богу со стороны Христа и первых людей, теперь уже в диалоге с сатаной: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Матф.4:1-10). А вот как реагирует Ева на предложения лукавого: «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела», и Адам разделяет ее выбор: «и он ел» (Быт.3:1-6).

Если бы человек изначально обладал духовными качествами унаследованными от Господа, он бы никогда не сделал выбора, который бы шел в разрез с волей Бога, что и явилось причиной грехопадения. Но первые люди не были сотворены совершенными, не смотря на то, что были непорочны и не имели склонности ко злу. Они должны были сами определить свое отношение к Богу и воспитать свой характер в послушании своему Творцу. С самого первого дня своего существования человек является свободной личностью, способной к выбору и духовному развитию. В этом и есть его подобие Богу-Творцу, являться личностью, которая может свободно мыслить, выбирать и развиваться – это общее не только для человека и Бога, но и для ангелов, которые при всем своем многообразии имеют в себе Божий образ.

Закон свободы

Только свободная личность может любить, а именно этого и желает Господь в отношениях со Своим творением. Чтобы построить отношения на любви, все разумные существа во вселенной должны являться свободной личностью, как и Сам Бог. Но свободой нельзя управлять, она предполагает только добровольное и честное подчинение Божьим принципам. Именно поэтому нельзя сотворить духовность. Аналогично, Бог не может в одностороннем порядке изменить характер свободного существа. А это означает, что духовный рост и отношение человека к Богу зависят только от его выбора и принимаемых им решений.

Уникален в этом плане пример Христа, Которого Библия называет вторым Адамом (1 Кор.15:45). Рожденный от Марии и Святого Духа, Иисус, подобно сотворенному Адаму, не обладал духовной зрелостью с рождения. Его совершенный духовный характер – это результат Его отношений с Богом во время жизни на земле среди людей. Как говорит Писание: «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания» (Евр.2:10). Став человеком, и пройдя этот путь однажды, Христос призывает следовать по нему каждого Своего последователя: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Иоан.12:24-26).

Как следовать за Господом и достичь духовных высот, Иисус открывает в Своем учении о самоотречении (Матф.5:21-48). Помимо этого, Он дает пример всепоглощающего общения с Богом (Лук.6:12) и пытливости в исследовании Писания (Лук.2:42-49). Других советов по изменению своего характера мы в Библии не находим. Можно, конечно, продолжать верить, что Бог Сам сделает нас совершенными и заберет от нас любовь ко всему земному… или откроет нам тайный обряд, который сделает нас совсем другими людьми, но рано или поздно мы будем разочарованы (Матф.19:16,21,22). И если сегодня наши надежды на чудесное изменение под влиянием Божьей силы никак не оправдываются, то разумно ли будет на это рассчитывать, когда Христос придет за уже приготовленным народом?! «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр.9:27,28).

Здесь нужно отметить, что духовный уровень человека Бог оценивает не по его поступкам, а по тому, какие изменения произошли и происходят в его сердце (Матф.23:25,26). Господь знает, что несовершенный человек не может во всех делах походить на Христа, не делать греха и не совершать ошибок (Иер.13:23), и Бог не требует этого от человека. Имеют значение только его усилия направленные на обновление своего духовного состояния и подчинение его воли Христу. Результатом такого труда и становится совершенный характер, который выражается в исполнении всех Божьих законов и принципов.

Законом познается грех (Рим.3:20), но само соблюдение заповедей еще не делает человека лучше. Богу же важно, каково отношение к Нему человека в свободном, естественном состоянии, которое каждый может изменить уже сегодня.

Равенство в любви

Несмотря на то, что Бог в праве установить отношения с человеком, как с подчиненным, Он не делает этого. Господь не желает подавлять личность Своим абсолютным превосходством, а добивается равноправной любви. Бог вступает в диалог с человеком на равных, как личность с личностью. На этих условиях Он любит и желает достичь взаимности в отношениях с человеком. «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Иоан.15:15).

Богу не интересны люди, которые по отношению к Нему являются всего лишь рабами, потому что данный их статус исключает отношения с личностью. Раб призван исполнять то, что ему приказано, независимо от отношения к своему хозяину. «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук.17:10). Раб сам по себе ничего не стоит, потому что делает то, что должен. Друг же это тот, кто стремится понять волю и характер своего Господина, чтобы найти с Ним личный контакт. Поэтому только друг может служить Богу из любви.

Роль друга и раба в Божьем замысле отличаются друг от друга. Если друг ценен и любим Богом (Иоан.17:23) и ориентирован на личные отношения с Ним, которые затем продолжаться в Его Вечном Царстве, то предназначение раба ограничивается исполнением поручений Господа, надобность которых отпадет со вторым пришествием Христа. Единственной ценностью, которая останется с установлением на земле Божьего могущества, будет любовь, как написано: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:8). На эту любовь будут способны только те люди, которые знают Бога лично (Матф.7:23).

Совершенство

«Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно» (Иоан.8:31-35). Каждому рабу вменено в обязанность соблюдение уставов и правил дома, в котором он находится, а также выполнение поручений своего господина. Полезность слуги определена кругом его обязанностей и функциями, которые он выполняет. Когда же отсутствует необходимость в делах, которые совершал раб, нужда в нем также отпадает.

Совсем иной статус в этом плане у сына, он нужен отцу всегда, даже если сам ничего не делает, потому что родитель заинтересован в нем лично. Аналогично и Господь стремиться наладить личные отношения со Своими детьми, независимо от их дел. Но легкомысленные и капризные дети часто огорчают своих родителей, за что нередко бывают ими наказываемы. Себялюбие ребенка, которое идет вразрез с принципами и желаниями других членов семьи, является главной причиной его разногласий с родными. Делая центром свои собственные интересы и добиваясь безраздельного внимания к собственной персоне, дети пытаются подчинить себе своих родителей. Тем самым, они восстают на уклад жизни в отчем доме и вступают в конфликт с теми, у кого им следовало учиться.

Как любые отношения в кругу людей требуют взаимного уважения, подчинения и совместимости характеров, так и отношения с Богом предполагают изменение мышления, пересмотр целей и правильной расстановки приоритетов для сближения с Небесным Отцом. Как плотские дети слушаются своих земных родителей, чтобы отвечать их требованиям и желаниям, так же и тот, кто рожден от Бога, должен покоряться своему Небесному Отцу и воспитывать в себе характер пригодный для совместной жизни в Его Вечном Царстве. Таким образом, Божьим детям нужно стать похожими на своего духовного Родителя, чтобы быть способными жить в Его семье на новой земле, которую подарит Господь Своим возлюбленным.

Господь требует совершенства от тех, кого Он любит (Мар.10:21). Оно и понятно, потому что именно с ними Бог желает выстроить личные отношения. Но наше представление о совершенстве часто отличается от того, чего желает увидеть Бог. Совершенство характера – это не безупречность в поведении и изобилие добрых дел в служении Богу и людям. Последователю Христа следует стремиться быть похожим на своего Господа не внешне, а внутренне, быть ближе к Нему. Ведь верующий может просто сдерживаться и пытаться контролировать себя, но в противоположность Христу оставаться гордым, самолюбивым и невоздержанным человеком. Иисус говорит об этом: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Матф.23:25-28).

Господь призывает Своих последователей к внутренней чистоте, Он говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матф.5:8). Человеку следует блюсти чистоту своих помышлений и выносить на Божий суд желания своего сердца. Только после того, как воля верующего будет подчинена Божьим требованиям, а сознанию станет открыт характер Отца, он сможет угодить Богу в любом деле, к которому призовет его Господь. Таким образом, не тот человек, который старается быть похожим на Христа во всех своих делах, достигает своим усердием Бога, а тот, кто приходит к духовному согласию с желаниями Господа, начинает отражать Его подобие.


 
« Пред.   След. »

© 2017 редакция Вестник Илии e-mail  Внести свою лепту лепта