«Слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто» (Мр. 4:3-8). В притче о семени мы находим четыре группы людей, чей духовный рост был охарактеризован Иисусом. «Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат» (Мр. 4: 15-20). Итак, четыре категории людей: в одних это духовное семя даже и не взошло, но в остальных случаях Божье слово прижилось в сердце слушателей. Семя взошло на доброй, на каменистой почве и в терниях, следовательно, эти три группы верующих можно считать духовно рожденными людьми. Но не все из них оправдали свое предназначение – принесли плод. Приближая значение образа семени к ранее затронутой теме, назовем его «благодать». Такое определение не искажает смысла притчи, а, напротив, дополняет его, потому что именно по милости Бога каждый человек может слышать и знать о Его любви и получает возможность встать на путь спасения. Итак, благодать в виде Божьего слова, этого духовного семени, дана была каждому человеку. Но для одних она не содействовала даже появлению духовных всходов, слово Божье даже не вместилось, не вошло в тех людей, которые в притче представлены утоптанной почвой. Семя, упавшее при дороге, не оставило никакого следа в сердце слышавших. Но вот то, что упало на каменистой почве, взошло сразу и быстро. Пустило корешки также и то семя, что было посажено в тернии. И сам факт того, что семя взошло, говорит о том, что это результат работы благодати в людях, она и была дана им для того, чтобы породить в них духовную жизнь, и не только, а еще, чтобы эта жизнь принесла плод. Но о плоде говорить еще рано, потому что сроки несоответствующие: в марте никогда не собирают урожай. А поскольку то, что уже взошло совершенно в меру своего духовного возраста, оно считается совершенным вообще. То есть это то состояние, когда Христос считает человека спасенным и наделяет его Своей праведностью, что тоже есть благодать. Но как уже было сказано, благодать дана была всем, но неверующим (которые суть «посеянное при дороге») Божия благодать не послужила к пользе, они уже недостойны ее и от нее осуждены (Ин. 3:18). Если говорить о различной судьбе слова Божьего, то так происходит не по воле случая, когда оно остается без плода: почвой является сам человек, в котором духовное семя приживается или погибает. И плачевный исход жатвы зависит не от семени, которое не сумело найти нужный подход к слушающему слово и оказалось отвергнутым, а от сознательной направленности жизни человека, когда он позволяет возобладать над собой терниям, вынашивает в сердце камни или превращает свою душу в дорогу для различных желаний и грехов. Разве не дана была благодать тем, кто слышал и принял вначале слово Божье? По благодати они были оправданы и признаны спасенными, но потом вычеркнуты из книги жизни, когда утратили жизнь в Боге, не сохранив Его семени. Здесь мы находим, что, действительно, человек оправдывается Божией благодатью, а судится или познается по плоду. Как мы уже говорили, благодать для того и была дана человеку, чтобы ему не быть в духовном смысле сухим и бесплодным деревом (Лк. 3:9). А если он все-таки этого плода не принес, значит, в его жизни было что-то, чему он отдал предпочтение в своем сердце. Это нечто и надо удалить человеку из своей жизни, чтобы его духовность в глазах Бога не выглядела завядшим растением. Да, нужно уничтожить именно причину греха, которая заключается в земных ценностях и привязанностях человека, а не стараться показывать себя праведными и достойными Бога в своем наигранном, любезном отношении к людям или в «спасении» других от духовной смерти. Когда мы пожертвуем своими целями, интересами, желаниями и чувствами, и через это своим «я», то уже нам не надо будет оправдывать полученную благодать (в смысле оправдываться), потому что по отсутствии всех человеческих целей, желаний и дел Господь будет производить в нашем сердце Свои плоды. Обсудить в форуме. (0 сообщений) |