Нередкий случай, когда в наших отношениях с Богом любимый человек предстает в роли третьего лишнего. Тот к кому обращено все наше внимание и любовь, отрывает наше сердце от Бога и мешает полноценному развитию наших отношений с Господом. Близкие нам люди – это враги (Мф. 10:36) нашей любви к Богу, потому что «никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6:24). В первой и наибольшей заповеди Господь предлагает человеку отдать Ему все свое сердце, посвятить все свои мысли и чувства (Мф. 22:37-38). Но этого не произойдет, если его чаяния и надежды будут сопряжены с дорогими сердцу людьми. Чем же тогда должна являться любовь к ближнему по заповеди, если человек принадлежит только Богу? Сначала попробуем ответить на вопрос – что представляет собой любовь к любимому человеку? Это, как правило, восхищение, привязанность, участие и преданность. Но не об этой любви говорит Господь в своей заповеди – «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). Любить, как самого себя – означает проявить самопожертвование, отречься от себя, оказать снисхождение и милость к ближнему в ущерб своим личным интересам. Остальные характеристики любви противоречат характеру наших отношений с Богом. Восхищение посягает на идеал Божественной любви, привязанность – связывает, устанавливая рамки нашей свободы для Бога восприятием близких и родных нашего образа жизни. Человек, который дорожит своими отношениями с близкими, никогда не сможет полностью принадлежать Господу. Так же и преданность людям исключает послушание и нашу верность Богу, поэтому несовместима с нашей любовью к Господу. И выбор стоит уже не за тем, чей авторитет, Бога или людей, имеет приоритет в нашей жизни, а в том, какого господина мы избираем себе для послушания и в чьей находимся власти. Неоднозначно представляется вопрос участия в жизни ближнего, поскольку мотивы этого бывают различны. Если причиной участия является человеческая жалость и сочувствие, то это предполагает, что человек сам рассчитывает на любовь и благодарность со стороны того, кому он оказывает милость, что есть проявление обычного человеческого эгоизма и любви к себе. Но когда участие продиктовано принципом справедливого отношения к человеку, такого же отношения, как к самому себе, оно будет являться любовью по заповеди. В соответствии с Божьим планом любовь к ближнему должна не противоречить, а содействовать нашим отношениям с Богом. Это и происходит, когда в процессе взаимоотношений с людьми человек отказывается от себя. Самопожертвование, которое человек проявляет в общении с людьми, положительно сказывается на его отношениях с Господом и дает возможность понять принципы, на которых эти отношения строятся. Отношения человека с Богом и отношения между близкими людьми очень похожи, именно поэтому пылкие чувства и длительная привязанность к любимым оттягивают наше сердце от Господа и не дают развиться духовным отношениям с нашим Творцом. Но, с другой стороны, благодаря тому, что отношения с Богом близки по своей сути к межличностным отношениям в человеческой среде, в них протекают процессы общие для всех отношений с личностью. Таким образом, препятствия, которые возникают у человека в отношениях с Богом имеют место и в отношениях с ближними, поскольку они имеют одну причину – себялюбие человека. Человеку нужно идти против себя, как в отношениях с Богом, так – и с людьми, любовь всегда предполагает самопожертвование ради любимого, без этого любовь обречена. Чтобы любить Бога, ему необходимо отречься от себя и переориентировать свои цели и направления в жизни на Господа, на жизнь для Него. А чтобы это произошло, человеку нужно переступить через собственное «Я», гордыню и эгоизм в отношениях с людьми, которые его окружают. Человек не может видеть Бога, и даже, сталкиваясь с Его проявлениями в жизни, он, как правило, не замечает или игнорирует Его влияние. Совершенно другое дело – видимые и осязаемые ближние, от которых он и рад бы скрыться, но они окружают его повсюду (1Иоан.4:20,21). Исправляя и очищая свой характер в отношениях с людьми, человек приобретает реальные навыки самоотречения. Именно поэтому Бог использует людей, причем далеко несовершенных, чтобы воспитать в каждом Своем последователе личность способную любить. Как уже говорилось выше, отношения с Богом и ближними протекают по похожим принципам, поэтому человек, который не умеет любить, доверять, безучастен и не жертвует собой в отношениях с людьми, не сможет иметь близких и доверительных отношений с Господом. Эгоизма, цинизма и не справедливого отношения к людям с его стороны может быть достаточно, чтобы поставить крест на перспективе отношений с Богом, и в том случае, когда он даже не знаком со своим Создателем. Человек, который не знает Бога и делает пренебрежение людьми стилем своей жизни, таким вот образом идет против Бога, а не человека (Мф. 25:45). Но только не нужно отношения с ближними делать своей целью, потому что это только средство нашего духовного очищения для истинных отношений с Господом. И когда человеческая любовь осложняет отношения с Богом или препятствует им, ее нужно ограничить, или вовсе отказаться от отношений с близким человеком. В жизни с Богом дорогие сердцу люди, как правило, становятся жертвой большой Божьей любви. Взять, к примеру, того же Авраама, когда в роли жертвы оказался его единственный и любимый сын (Быт.22:2). Авраам должен был им пожертвовать, ради любви к Богу. Но на самом деле, ни близкие, ни родные, не становятся объектом вражды для человека, который желает быть преданным Господу, а он сам, принимая решение в пользу Бога, жертвует собой ради духовной любви. Поскольку любовь к ближнему является продолжением все той же заповеди любви к Богу (Мар.12:31), такие заповеди, как «почитай отца твоего и мать», «не убивай», «не прелюбодействуй», «не кради», «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего», «не желай ничего, что у ближнего твоего» (Ис. 20:12), которые на первый взгляд могут относиться только к человеку, нужно также воспринимать с позиции любви к Богу. И в заповедях любви к ближнему Господь заботится не о всеобщем благе людей, а о воспитании личности, которая потом разделит с Ним вечность. Принципы Небесного Царства таковы, что только в любви к Господу люди могут обрести свое счастье и гармонию жизни друг с другом. Не человек, а Бог является центром нашей жизни, Он должен остаться им и в том случае, когда речь идет о любви к ближнему. Обсудить в форуме. (0 сообщений) |