А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим. Ис.66:2 Насколько Ваше сердце принадлежит Господу? Каверзный вопрос – ответите Вы, – кто может знать сердце человека, кроме Самого Бога? Но, позвольте, разве Господь не открывает Вам глаза на собственное состояние? И разве Вы сами не ощущаете, насколько Вы близки с Богом? Ощущения и вера – вещи разные, – опять можете возразить Вы. Несомненно, но разве духовный опыт прикосновения к Божескому естеству, не становится причиной возвышенных чувств? Если наше восприятие Бога ограничивается только разумом – мы знаем, что Он есть, знаем также, что Он милосерд, любит нас, а мы, в свою очередь должны любить Его и соблюдать заповеди, которые Он дал, и наши рассуждения при этом не заходят дальше собственного рассудка, то тогда мы уже не принадлежим Богу. В этом случае наша религиозная убежденность заменила нам личные отношения с Богом, превратив нашу веру в формализм. На смену личному духовному опыту пришла твердая, я бы сказал слепая, уверенность в надежде на то, что Бог нас слышит, прощает и творит через нас Свою волю. В то же время, правило вытеснило провидение, привычка заменила побуждение, а в сердце царит полное равнодушие к Богу. И при таком положении дел мы еще пытаемся прославлять Господа, называться Его народом и претендовать на духовную близость с Богом! Но разве могут быть близкие отношения без чувств?! Все, что дорого человеку, всегда отзывается в его сердце эмоциями, иначе он притворяется. И опять мне могут возразить: разве мы должны руководствоваться своими эмоциями в вопросе своего нравственного выбора? Конечно нет! Но ведь о выборе и речи не было. Мы говорили о том, что отсутствие чувств в отношениях с Богом свидетельствует о духовном равнодушии и религиозном формализме. Но это не означает, что выстраивать свою жизнь мы должны, ориентируясь только на свои чувства. Напротив, когда мы не имеем никаких или имеем отрицательные чувства по отношению к Богу и Его принципам, мы должны проявить последовательность в выборе Бога целью своей жизни, и не использовать в качестве доводов свои переменчивые желания. Есть Божья истина, подчинить себя которой человек может, только отказавшись от себя и того, что ему дорого, а это можно сделать лишь при холодном уме и только принципиально. В таком нелегком процессе, как самоотречение, человеку ни в коем случае нельзя ориентироваться на свои чувства. Работу, которая в этот момент совершается в его сердце, приятной не назовешь, соответственно и чувства человека будут располагать больше к тому, чтобы прекратить духовный поиск, возмутиться и избежать любого лишения. Поэтому, в этом случае, нужно игнорировать свои чувства, чувства своей ущемленной плоти, и уступить место разуму и твердой воле. А уже результатом одержанной победы станут чувства от Божьего присутствия в сердце у человека. Но многие верующие часто путают свои человеческие чувства с духовными и выдают плотскую, душевную радость и веселье за радость от духовной близости с Богом. Нередко наше сердце могут волновать не общение с Господом, Божьи откровения и участие Бога в нашей жизни, а наши земные ценности, мечты и связанные с ними общественные мероприятия. Мы можем заполнять себя общением с людьми, упиваться человеческими радостями, предаваться различным развлечениям и думать, что источником этих чувств является Бог. Но это не так. Тихое общение Святого Духа разительно отличается от шумных и массовых собраний, в которых возможно погрузиться в общественный экстаз. Так проявляет себя на земле сатана, а не Бог. Также, радость от Бога другая и по своему характеру. Радость от Бога не будоражит сознание человеческими эмоциями, она наполнена смыслом и вечным покоем в Том, Кто есть Спаситель и Творец миров. Чувства человека, наравне с его волей и разумом, должны принадлежать Господу. Об этом говорит первая и наибольшая заповедь любви к Богу. Это означает, что мы должны не только мыслить и поступать в соответствии с волей Бога и Его характером, но и по Божьи чувствовать. Если радуемся, то должны радоваться Господу, если печалимся, то также – ради Бога. Недуховные же чувства, как похоть, раздражение, гнев, следует откладывать и начать разбираться в себе. Затем находить причины своих неправильных эмоций и смирять свои воинствующие желания в послушание Христу. Таким образом, одновременно нужно и думать о Боге, и покоряться Богу, и чувствовать Бога, иными словами, всецело Его любить. В чем же причина, если в нашей любви к Богу чувства отсутствуют? Как мы можем их снова обрести? Потерять мы их могли в погоне за собственным счастьем, к которому Бог не имеет отношения. А не имеем чувств к Богу сейчас, потому что наше сердце заполнено другими, не Божьими чувствами. Чтобы теперь услышать Господа и ощутить Его присутствие в своем сердце, нам следует опорожнить свой разум и внутренность от всех других забот и чувств. Целью наших стремлений часто становятся развлечения, выходящие на первый план, а также объектом нашего внимания могут стать близкие нам люди, в плену у которых находится наше сердце. Причин, как и объектов для любви, может быть множество, но все они одинаково разделяют нас с Богом и не дают любви от Бога жить в нашем сердце. Поэтому Бог вынужден понуждать и ограничивать нас запретами, чтобы препятствовать потоку плотского наслаждения и человеческого удовлетворения заполнить наше сердце, чтобы так мы не утратили способность любить Господа. Но мы находим каждый раз все новые лазейки, чтобы продолжать наслаждаться своими маленькими радостями в противовес великому и вечному смыслу жизни. Так и расточаем свои чувства, превращая в формальность свою жизнь с Богом. Обсудить в форуме. (0 сообщений) |